Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Гусиноозерский дацан

Альтернативные названия:
Хамбинский, Хулуннорский, Тамчинский
Тибетское название:
Год основания:1758
ВедомствоСеленгинское

Гусиноозерский дацан был расположен в Тамчинской степи на юго-западном берегу Гусиного озера, поэтому второе его название – Тамчинский. В связи с прокладкой железной дороги Улан-Удэ - Наушки - Улан-Батор в 30-х гг. XX в. рядом с дацаном возникла станция Гусиное озеро. Вскоре вокруг нее разросся поселок. Деревянные сооружения Гусиноозерского дацана были сравнительно недолговечны, поэтому неоднократно заменялись и перестраивались, кроме того из-за изменения положения и размеров Гусиного озера дацан три раза переносился на новое место.

Возникновение буддийского религиозного центра у Гусиного озера было закономерным - молельни часто устраивались у источников, на берегах рек и озер. Противоречивы сведения о дате основания Гусиноозерского дацана. Его основатель Жимба Ахалдаев, вероятно был сыном того Ахалдая, который вместе с Буддой возглавлял группу хатагинов, в 1720-х гг. (по материалам А.М. Позднеева в 1718 г.) прикочевавших в Забайкалье из Сайн-нойон-хановского аймака Монголии. Жимба Ахалдаев вскоре приобрел сильное влияние среди окрестного населения. Его кумирня, построенная в 1741 г., представляла собой большую войлочную юрту. Первый деревянный храм Даши Гандан Даржай-лин появляется у Гусиного озера в 1750 г. Это было первое стационарное здание бурятского культового зодчества. В 1758 г. рядом с ним, как отмечал Н. Кириллов, построили еще два малых храма, в 1759 г. – еще один, а в 1765 г. – два. Эти сведения, обобщенные Н. Кирилловым, расходятся с описанием дацана, сделанным академиком П. С. Палласом, посетившим монастырь в 1772 г. По описанию П.С. Палласа, комплекс состоял из главного двухэтажного храма и четырех малых. Дацан располагался на южном берегу озера, и был построен на средства монгольских родов Хатагин и Подгородный и был размером примерно в пять квадратных саженей. В интерьере первого этажа храма, сообщал академик, нижняя часть стен была украшена изображениями наиболее почитаемых божеств. В небольшой часовне верхнего этажа висела картина бога Окин-Тенгри, а по праздникам – и других божеств. Внутреннее убранство храма в то время было скромным и состояло преимущественно из рисованных на материи икон, развешанных на стенах и между колонами, скульптура была представлена несколькими мелкими статуэтками.

В период между 1790 г. и 1820 г. произошла замена существовавшего ранее сравнительно небольшого здания на более крупное. Вероятно, это было связано с тем, что соперничество между Цонгольским и Гусиноозерским дацанами, длившееся около 50 лет, завершилось в пользу последнего. Именно тогда, в 1783 г., Гусиноозерский дацан стал резиденцией официального главы буддийского духовенства дацанов, расположенных по левой стороне р. Селенги, а с 1809 г. ему были подчинены и все остальные бурятские ламаистские монастыри.

Главный храм и 16 сумэ окружали деревянные ограды. Свыше 80 лам проживало в домиках и юртах рядом с дацаном. Наиболее богатые ламы жили в деревянных добротных домах. Дом Хамбо-ламы, по свидетельству А. Кастрена, представлял собой нечто похожее на небольшой двухэтажный храм. По сведениям И. Сиверса, к 1790 г. всего было девять храмов, построенных в тибетском вкусе.

К 1858 г. иерархи монастыря решили соорудить каменный главный храм взамен деревянного. Очевидно, в этом отразилось стремление поднять значение дацана, который, хотя и был резиденцией главы буддистов Восточной Сибири, но по размерам и богатству архитектуры не выделялся среди других дацанов. В том же году генерал-губернатор Восточной Сибири на основании ходатайства лам обратился в МВД с просьбой разрешить постройку нового здания Гусиноозерского дацана на деньги, добровольно пожертвованные прихожанами.

Разрешение на строительство нового главного храма было дано без особого промедления в том же году . Работы начались, по-видимому, сразу же. По сведениям Б. Барадийна, мастерами были местные буряты, под руководством русского мастера Воронина, мещанина г. Селенгинска. В некоторых документах указывается, что строительство завершилось в 1870 г. Однако работы по отделке главного храма и реконструкции всего комплекса продолжались еще долго. Вслед за главным постепенно были заменены все 17 малых храмов (позже их стало 18).

Этот процесс постепенного обновления и изменения был характерным для бурятских монастырей. Здания в соответствии с менявшимися вкусами приобретали новый архитектурный облик. Поскольку бурятский буддийский монастырь – это совокупность храмовых и жилых зданий, то постепенно изменялся и разрастался весь комплекс. К началу XX в, Гусиноозерский дацан был большим поселком с правильной сеткой улиц. Ядром его планировочной структуры являлся прямоугольник двора главного храма (60 х 70 саженей). Последний возвышался в центре полихромным массивом пирамидально-уступчатого силуэта, завершенным золочеными украшениями. Его окружали семь малых храмов (сумэ, дуганов) и до десятка вспомогательных зданий типа русских изб. Среди них выделялся двухъярусный храм Майдари. В нем помещалась громадная, высотою в 6 саженей, позолоченная скульптура бодисатвы Майдари (санскр. Майтрейя), выполненная из дерева бурятскими мастерами.

Из 18 храмов дацана вторым по величине был храм Чойры, размещавшийся в отдельном дворе западнее центрального комплекса. Другие храмы образовывали в общей прямоугольной сетке улиц местные композиционные узлы, выделялись объемом, архитектурой и цветом среди скромной жилой застройки. Упорядоченность размещения малых храмов относительно главного как внутри ограды центрального комплекса, так и среди кварталов поселка свидетельствует о том, что при этом руководствовались одним из аспектов концепции мандала, часто встречающимся в тибетской иконописи. Взаиморасположение храмов символизирует неразрывность центральной единой сущности с порожденной ею путем эманации множественностью и неизбежность возврата к первоначальному состоянию.

В 1903 г. в монастыре насчитывалось около 300 домов. При дацане из 900 лам постоянно жили лишь 500. В обычное время в поселке проживало до 800 монахов и мирян.

Дацан начал приходить в упадок с 1930 г.

23 июля 1934 года в Гусиноозерском дацане был проведен хурал “Цам”, который проводился здесь каждый год. В это время в Гусиноозерском дацане находилось 83 ламы, из них только 45 могли участвовать в проведении цама, потому что остальные были больны или стары. Пришлось приглашать лам из Иройского дацана для его проведения. Причем, в силу того, что в цаме должны были участвовать 13 детей моложе 20 лет, а их не могли найти, эти “маски” на цаме не появились.

В том году на цам-хурал из сельских местностей прибыло очень мало верующих, не более 150 человек, большинство из них - жители близлежащих селений. Причем это были в основном служащие и приехавшие из Верхнеудинска, специально приглашенные, чтобы посмотреть “Цам”. Подношения, которые были сделаны верующими во время этого цам хурала, составили в деньгах 1 руб. 95 коп.

В 1957 г. были начаты реставрационные работы. К 1963 г. удалось восстановить четыре храма. Из 22 сумэ Гусиноозерского дацана сохранилось всего 2 дугана. Деважан сумэ был вывезен из дацана в 1970-е годы, сейчас находится на территории Этнографического музея в г. Улан-Удэ (на Верхней Березовке). Аюшин сумэ был разобран и вывезен в музей г. Новосибирска, где на протяжении 15 лет находился в бездействии, сегодня он восстановлен.. На месте остались два сооружения комплекса: Цогчин-дуган и Чойра-дуган.

| Аракиретский | Ацайский | Булакский | Бультумурский | Бургалтаевский | Гыгетуевский | Джидинский | Загустайский | Иройский | Кударинский | Сартольский | Учотуевский | Цонгольский | Янгажинский |
Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.