Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Агинский дацан

АгинскийАльтернативные названия:
нет
Тибетское название:
Год основания:1816
ВедомствоАгинское

Агинский дацан основан в 1811 г. Первоначально он существовал как войлочный дуган, затем началось строительство деревянных и каменных стационарных зданий. История формирования архитектурного облика Агинского дацана отразила основные этапы становления и развития культового зодчества у бурят в XVIII-XIX вв.

Первый каменный цокчен-дуган (главный соборный храм) был построен русским мастером “без плана”. Общая конструкция одноглавой русской церкви была приспособлена для постройки храма ламаистской веры. Двухэтажное каменное здание завершалось деревянным четырехскатным куполом, квадратной башенкой с четырехскатной крышей вместо луковицы и навершием свободной конструкции вместо креста. Здание строилось в период с 1811-1816 гг. В архиве РГИА в делах по строительству дацанов есть чертеж и план Агинского дацана, выполненный губернским архитектором в 1854 г. В заголовке чертежа Агинский дацан отнесен к ведомству Нерчинского округа Забайкальской области. Забайкальская область, возглавляемая военным губернатором, была выделена из Иркутской губернии по инициативе генерал-губернатора Муравьева в начале 50-х годов. В чертежах губернских архитекторов 1854 г. зафиксирован архитектурный стандарт бурятских дацанов первой трети XIX в., по которому цокчен-дуганы обычно строились пятиглавыми и крестообразными. Таким образом, чертеж Агинского цокчен-дугана 1854 г. не является проектом, он зафиксировал раннюю нестандартную постройку главного храма Агинского дацана.

В первой трети XIX в. кроме главного цокчен-дугана в Агинском дацане было построено 4 сумэ: джуд-сумэ (Дэмчок) построен в 1811 г. “без плана”, дуйнхор-сумэ в 1811 г, Манла-сумэ (1816 г.), Гунрик-сумэ (1816 г.). Неизвестно как первоначально выглядели эти сумэ, поскольку чертежей 1854 г. нет, а те фото, которые нами собраны во время экспедиции представляют архитектурный стандарт более позднего времени, характерный для второй половины XIX в.

Замена старых зданий сумэ новыми документирована постановлениями схода прихожан, ходатайствами главенствующих лам, тайш степных дум и официальными уведомлениями о разрешении строительства санкцией Приамурского генерал-губернатора. В 1897 г. была санкционирована постройка сумэ Дуйнхор (сумэ Аюша), сумэ Гунрик, Чойра-дацана (сумэ Дара-эхэ), в 1895 г. Манба сумэ (сумэ Манла или Оточи).

А.М. Позднеев упоминает 4 аймачных сумэ в Агинском дацане, но неясно о каких сумэ идет речь. Известно только, что сумэ Гунриг было аймачным дуганом рода шарайт, то есть содержалось на его средства. “Аймачные сумэ первоначально располагались в общем храмовом комплексе, с конца XIX и особенно в начале XX в. верховная администрация ламаистской церкви ввела новый порядок постройки аймачных сумэ - за пределами общей монастырской ограды, на расстоянии 500 и более метров. В отличие от тех общественных дуганов, которые относились к ведомству всего прихода, аймачные сумэ считались “частными” храмами определенного района прихода - приходского аймака”

Вероятно, первоначально Агинский дацан состоял из главного храма - цокчен-дугана и 4 аймачных сумэ. По косвенным данным получается, что инициатива и основные затраты по строительству дугана Дуйнхор принадлежали роду сагаан, Манла дуган Г.-Д. Нацов называет “бодонгутским храмом”, чойра дуган был возведен на средства родов хубдут и харгана. Но в эти данные входит сбор средств на перестройку сумэ в конце XIX в. Возможно, названные роды вкладывали средства в перестройку определенных сумэ потому, что они традиционно относились к их родовому аймаку.

Планировка дацанского комплекса изменилась, когда был выстроен новый цокчен-дуган. Центр Агинского дацана переместился на северо-восток, старые сумэ были либо перестроены, либо выстроены заново, но они остались за пределами центра дацана. С 80-х годов XIX в. в Агинском дацане храмы начали строиться по образцу ведущих храмов Хоринского ведомства. Новое здание цокчен-дугана было завершено в 1886 г. Для его постройки в 1881 г. из Оронгоя был приглашен мастер Цэжэв с 10 подмастерьями, цена подряда составила 18000 рублей. Переписка о постройке нового цокчен-дугана длилась с 1865 по 1878 гг. Среди этих документов - постановления схода прихожан, ходатайства дацанской администрации, тайши Агинской степной думы на имя Военного губернатора Забайкальской области, оформление официального разрешения на строительство, оформление через областного архитектора официально утвержденных архитектурных чертежей и планов. Все эти “препоны” объяснялись не только ограничительными статьями “Положения о ламайском духовенстве Восточной Сибири 1853 г.”, не только стремлением губернской администрации использовать любой повод для демонстрации права государственного контроля, но и более прозаическими мотивами многостепенного взяточничества рядовых чиновников. Нойонство и духовенство стремилось обойти статьи Законоположения 1853 г., запрещающего принудительный сбор средств с населения на дацанское строительство всевозможными фиктивными дарениями богатых прихожан денег, личных домов, предметов культа и т. д. В действительности, беспрерывные ремонт, перестройка, обновление старых зданий, возведение новых было “золотым дном” для духовенства. В итоге можно сказать, что дацаны со всем своим имуществом, культовым наполнением и оформлением были подлинным достоянием рядовых прихожан.

Цокчен-дуган постоянно ремонтировался, подновлялся с 1897 по 1915 г.

В 1895-1897 гг. построены новые здания чойра-дугана (сумэ Дара-эхэ), Манла-дугана (основан в 1811 г.), сумэ Гунриг, сумэ Дуйнхор (1811 г), для последнего есть чертеж, утвержденный в 1912 г. под названием сумэ Аюши. В 1900 г. утвержден проект сумэ Майдари. 1903 г. датирован проект каменного сумэ без названия - это чертеж перестройки первого цокчен-дугана под сумэ Деважин.

Агинский дацан по данным первой трети XX в., представлял собой поселок, центральную часть которого занимал храмовый комплекс, огороженный глухим деревянным заплотом. По оси его главного входа в ограде были ворота в виде павильона, с колоннами и полихромным антаблементом и простыми боковыми воротами на западной и восточной сторонам. Внутри ограждения цокчен-дацан имел свою деревянную ограду с тремя воротами, заполненную священной рощей, с входными воротами на китайский лад. На северной стороне, по данным информанта Рыгденова Ц., симметрично стояли два одноэтажных здания в направлении запад-восток для каждодневных служб гениям-хранителям Лхамо и Жамсарану. Рядом с домом для совершения службы гению-хранителю Жамсарану располагалась кладовая для помещения принадлежностей для круговращения хурала Майдари. У восточных ворот цокчен-дацана располагались 4 вспомогательных помещения для храмовых прислужников: кухня, караульный дом и др. Кухня каменная предназначалась для приготовления в ней “жертв бурханам”, где ламы, называвшиеся “тахильчины”, готовили все необходимое для алтарной части (чистка светильников (зула, жертвенной посуды и т. д.). В располагавшемся рядом каменном амбаре хранились благовония и масло для заполнения светильников. Здесь же стояла деревянная монастырская кухня-поварня, в которой во время больших богослужений приготовлялась пища для лам и богомольцев. Караульный дом с пристройкой служил для постоянного проживания караульщиков дацана.

В конце XIX и начале XX в. в бурятских дацанах вокруг храмов стали сажать деревья - кедр и сосну по примеру монастырей Лаврана. Инициатором насаждения священной рощи в Агинском дацане был ширетуй дацана Лубсан-Доржи Данжинов, который в 1895 г. “привлек лам Урдо-Агинского, Хойто-Агинского, Ага-Хангильского, Ага-Челутаевского приходов и прихожан 4 аймаков для организации посадки священной рощи”. В 1988 г. старейший лама Агинского дацана Шираб-лама Жалсанов, говорил нам, что для священной рощи выбирались деревья только “мужского пола”, многие саженцы были привезены с почитаемого, священного места - Алханая.

Главная аллея рощи вела от южных ворот к цокчен-дугану. По двум сторонам аллеи были выделены небольшие поляны, в центре которых ранее стояли два субургана, посвященные первым ширетуям дацана. Далее деревья были посажены вокруг зданий Чойры, Майдари, Джуд и Манба-сумэ. Б. Барадин считал священную рощу Агинского дацана “открытым залом, куда с наступлением сумерек выходили все хувараки и молодые ламы для прочтения и заучивания молитв”.

Священные рощи существовали только в Агинском, Цугольском и Зугалайском дацане. В 1915 г. Агван Доржиев посоветовал создать священную рощу при цаннит-дугане Анинского дацана.

В настоящее время священная роща утрачена полностью в Цугольском и Зугалайском дацанах, в Агинском же небольшие островки деревьев остались вокруг фундамента здания Майдари и Джуд сумэ.

| Цугольский |
Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2017 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.