Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Токчинский дацан

ТокчинскийАльтернативные названия:
Зуткулейский
Тибетское название:
Год основания:1801
ВедомствоАгинское (хамниганское)

Токчинский дацан уступал другим дацанам по числу прихожан, богатству, количеству культовых сооружений, но он относится к числу первых дацанов, построенных на территории расселения агинских бурят. По сведениям Генин-Дармы Нацова “люди хамниганского происхождения, живущие вдоль реки Онон... пришли из Халха Монголии... они исповедовали буддийскую религию... Первоначально у них был войлочный дуган. В 1801 г. было построено деревянное здание”.

В 1801 г. хамниганы, заготовили сосновые деревья на горе Зама у устья реки Амагалан, впадающей с северной стороны в р. Онон, возвели из круглых бревен стены дацана. Строительством руководили Балхиган, называемый Сэцэн Сагаан лама, и лама Одсэр. Во время установки матицы потолка, они заспорили и, поссорившись, разошлись по разным дацанам. Сэцэн Сагаан-лама (из рода гунэй ветви “балтягин”) вернулся в свой Гунэй. Лама Одсэр, подвел под крышу одноэтажное здание и начал проводить в нем хуралы. Одсэр-лама был старшим сыном зайсана одного из богачей хамниганского происхождения, кочующих в окрестностях Амагалан. Одсэр-лама был настоятелем дацана до 1842 г.

Название Токчинскому дацану, было дано по названию одного из хамниганских родов - “тугшин”, к которому принадлежала большая часть его прихожан. Токчинский дацан, в народе назывался еще и “Зютхэлинским” (Зуткулейским), данное название закрепилось за ним в середине прошлого столетия, в связи с переносом дацана на новое место, недалеко от реки “Зутхэли” (в современном написании Зуткулей).

В 1846 году при Токчинском дацане официально значились два сумэ - Майдари и Аюши. Здания дацанских построек неоднократно заливали воды разливавшегося Онона, что послужило причиной для строительства нового дацана на другом месте. Так, в 1850 году местные ламы и прихожане решили перенести его на более возвышенное место, в урочище, именуемое в народе “Зудхелийн адак”. С этих пор его называли в народе “Зудхэлинским”. Строительством “Зудхэлинского” дацана руководил лама Гунэйского дацана Жаргалов (в то время он был ширетуем Токчинского). В новом дацане совершались хуралы в течение 14 лет. Затем здание сгорело. После этого на правом берегу реки Зутхэли, рядом со своим домом, Одсэр-лама, поставил войлочную юрту, несколько лет совершал молебствие своему сахиусану, распевая за чашей архи: “У меня есть быстроногий аргамак, у меня есть грозный сахиусан, моя сутра, называемая “Юм, обладает силой, умиротворить вселенную”.

По данным А.М. Позднеева, в 1864 году токчинцы возбудили ходатайство о разрешении им восстановить свой дацан и притом не в устье р. Зудкулей, а на 4 версты выше по течению реки, на ее левом берегу. Строительство нового здания было разрешено генерал-губернатором Восточной Сибири в 1868 г. и токчинцы построили новое здание дацана, которое прослужило около тридцати лет.

В 1897 г. совет общины и прихожане решили, что не имеет смысла ремонтировать дацан на старом месте, лучше построить на более возвышенном месте по речке Зутхэли и построить на новом месте новый двухэтажный деревянный дацан на каменном фундаменте.

Строительству дацана предшествовала, как обычно, длительная административная переписка. По данным А.М. Позднеева, токчинцы, не дожидаясь разрешения, самовольно разобрали старое здание и начали строить новое. На новом месте в 1898 году был построен трехэтажный дацан. Третий этаж предназначался для Чойчжала - сахьюсана Токчинского дацана. Размеры дацана в основании составляли по 4 сажени с каждой стороны, общая высота здания составляла 6 саженей. Стоимость дацана токчинцы определили в сумму 3902 руб. 92 коп.

В 1846 г. по обе стороны от цокчен-дугана стояли сумэ Аюши и Оточи, в плане они представляли форму обычных домов в 9 аршинов длиной и 4 аршина шириной. В 1913 г. было построено третье сумэ Арьябало.

Общее число прихожан Токчинского дацана по переписи 1897 года насчитывало 665 человек обоего пола. По сведениям А.М. Позднеева ламская община Токчинского дацана не разделялась на родовые аймаки , но Г.-Д. Нацов сообщает, что приход делился на четыре аймака: 1) Шандалейский аймак назывался “зайдан”, 2) Нарин Хундэйский аймак - ”табан”, 3) Зутхэлейский - “ундзал”, 4) Хусутуйский назывался “найман”. “Приход Токчинского дацана состоял из хамниганов рода токчин и хоринцев различных родов. Население дацана составляли настоятель, 4 штатных, 62 нештатных лам, из которых около 40 человек участвовали в служении в Манба [дацане], или изучали медицину, а остальные 20, не достигшие юношеского возраста, изучали тибетскую и монгольскую грамоту, буддийские религиозные сочинения”.

| Бырцуевский | Гунэйский | Тарбагатайский | Ульхунский | Хужиртаевский |
Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2017 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.