Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Ацайский дацан

Альтернативные названия:
Ацайский
Тибетское название:
Год основания:1786
ВедомствоСеленгинское

Буряты, проживающие на территории Селенгинского аймака к северу Гусиного озера, в местностях относятся к родам: атаган (два), подгородный, олзон, буумал готол, харанут, баабай хурамша, галзут, шоно. В 1743 г. на восточной стороне озера, в устье Загустая, они сообща поставили войлочный дуган, где провели первые моления. Когда этот дуган обветшал, новый деревянный дуган построили на северном берегу Гусиного Озера в местности Мэргэн Шанаа среди семи маленьких озер. Его назвали Тубдэн Дарджилинг. Во время наводнения на реках Химни и Саган Гол эти озера слились в одно огромное озеро, ныне Гусиное. Из-за наводнения дацан перенесли в устье речки Аца. Продолжающееся наводнение заставило в 1745 г. перенести дацан на северо-восточную сторону озера в местность Табхар, к южному склону горы Хан Хонгор уула. Со временем, когда этот храм обветшал, на его месте построили новый и продолжили проводить совместные хуралы и моления.

В самом начале главой дацана был тибетский лама. Когда построили новый деревянный храм, его ширетуем стал лама Шираб-Жамсо Мункуев. В 1784 г. восьмого числа Белого Месяца дацан сгорел от пожара. Под руководством нойона атаганов, цоржи Галсана Лундупова, предводители восьми и шести селенгинских отоков совместно со старейшинами решили строить дацаны по отдельности, с целью распространения буддийской религии. Получили постановление за номером 228 от 24 августа 1784 г. от тогдашнего земского исправника Будкова. Разделили между собой собственность дацанской казны-джасы: изображения божеств, культовые атрибуты, книги и другие предметы и дали расписку, чтобы впоследствии не было никаких притязаний с какой-либо стороны.

Два административных рода (арбан) атаганов в 1784 г., в год змеи, возвели свой родовой дацан Тубдэн Даржилинг недалеко от прежнего, на правом берегу реки Аца, южнее холма Бату Мандал. В 1786 г. получили утверждение из земского управления. Впоследствии, в 1830 г., дацан был отремонтирован. В 1881 г. отправили прошение через главу ламаистов Восточной Сибири, пандита хамбо-ламу Гомбоева, генерал-губернатору Приамурья, сенатору барону Корфу, о разрешении провести новый ремонт и покраску. 29 июля 1889 г. такое разрешение за № 3037 было получено. Начав ремонт в 1890 году, закончили его в 1891 г., в 1892 г. закончили покраску дацана. Также заменили все заборы вокруг дацана, а в 1895 г. кровлю дацана покрыли тесом и покрасили в зеленый цвет.

Рядом с дацаном было возведено девять малых храмов: первый - храм Шигемуни-бурхана, второй - храм Аюши. Эти два храма были возведены в 1795 г., а в 1831 г. они были отремонтированы. Кроме того, храм Шигемуни-бурхана в 1819 г. был обшит снаружи, новая железная кровля была окрашена в зеленый цвет. Третий храм - “Гунриг бурханай сумэ”, четвертый - “Догшидын сумэ”. Эти храмы были построены в 1800 году, в 1831 г. - обновлены, в 1891 г. догшитский храм был обшит снаружи. Пятый храм - “Дэмчог бурханай сумэ”, шестой - “Хурдэнэй сумэ”. Они были построены в 1825 г., а в 1831 г. - отремонтированы. В 1919 г. “Хурдэнэй сумэ” обшили снаружи, сделали новую кровлю и покрасили. Седьмой - “Шагдарын сумэ” - и восьмой - “Манлайн сумэ” построили в 1824 г., в 1891 г. отремонтировали, обшив снаружи. Девятый храм - “Найданай сумэ” - был возведен в 1829 г., а в 1891 г. отремонтирован, стены его были обшиты снаружи.

По сведениям 1910 г. ширетуем был Доржи Цынгунов, гэлунами были Аюши Дылыков, Дара-Балдан Цыбденов, бандием - Жамбал Цыбикжапов.

С начала основания Ацайского дацана главой его был тибетский лама, после него ширетуем был Мункуев Шираб-Жамсо. В 1786-1791 гг. ширетуем был нойон цоржи Галсан Лхундуб, в 1794-1816 гг. - ширетуй Дангуев Намжил, в 1816-1854 гг. - ширетуй Ринчин Балсанов. В это время должность шанзава (шанзотба) занимал Луучин. После него Чойдон Улзэтуев был шанзава, Зана Буянтуев был цоржи. В 1853 г., после выхода нового положения о духовенстве, ширетуем стал Зана Буянтуев. Начиная с этого года до 1873 г. ширетуем был лама Лубсан Цэнгунов. В это время Мункуев был цоржи, Ванчинжаб Цэрэнжапов - шанзава. Жалсан Гэрэлов до 1844 г. был ширетуем. Начиная с этого года до 1879 г. ширетуем был лама Доржи Цэнгунов. С 1879 по 1884 гг. ширетуем был Самдан Баяров. В это время Доржи Цэнгунов был цоржи, а с 1884 г. он стал ширетуем. Ванчинжаб стал в это время шанзава. Арья Мункуев стал лацаб ламой. Главный тайша Селенгинской Думы Жамбал Дарон, присутствовавший на коронации императора Николая Александровича 14 мая 1896 г., из пожалований коронации одарил Ванчинжаб Цэрэнжапова розовой лентой для ношения на груди. В 1898 г. Ванчинжаб был лацаб ламой. Шираб Лайдапов стал цоржи. Цэдэн-Доржи Мункуев стал шанзава.

| Аракиретский | Булакский | Бультумурский | Бургалтаевский | Гусиноозерский | Гыгетуевский | Джидинский | Загустайский | Иройский | Кударинский | Сартольский | Учотуевский | Цонгольский | Янгажинский |
Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2017 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.