Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.

Документ выдан по ключевому слову: Иркутск

10.2 Автобиография Хамбо Ламы (1920-1923 гг.) Гуро-Дармы Цыремпилова (перевод с монгольского)


Я сын скромного середняка. В возрасте 7-8 лет по желанию родителей я был отдан в монахи. Два года я прожил в дацане, но поскольку мой учитель был строгим, я более не смог там жить и вернулся в дом отца. Отец привез меня в город Верхнеудинск и устроил в русскую школу. Так я стал школяром. Там я немного выучился читать и писать по-русски, а затем решил восстановить прежние монашеские обеты и снова стал монахом. В возрасте 23 лет у меня возникло желание отправиться в Амдо и Тибет для того, чтобы учиться цанниду (буддийской философии). В общей сложности я провел 30 лет в учебе, время от времени ненадолго возвращаясь домой. Иногда я вел жизнь странствующего монарха (бадарчина), часто находящегося в пути. В конце концов, при содействии Агвана Доржиева я защитил степень дорамбы и вернулся домой. В 1917 году буряты избрали хамбо-ламой монаха по фамилии Лайдапов, меня же выбрали дид-хамбой или же заместителем. Рядом с Лайдаповым я провел 3 года, а после этого старик Лайдапов скончался. Затем в Забайкалье пришла Октябрьская революция. В это время буряты выбрали меня хамбо-ламой. Некоторые называли меня красным хамбой (улан хамбо). В 1922 году, когда я ездил в г. Иркутск, я повстречался с Занданом Ханхасаевым и он спросил меня: «Вы и есть тот самый красный хамбо?».

В 1920 году резиденция хамбо-ламы находилась в Хулуннурском дацане. Со стороны Верхнеудинска банда русских крестьян, ставших разбойниками, занимаясь грабежом и убийствами, добралась до Хулунского дацана. Они ограбили много лам, и в Забайкалье от них пострадали и русские и бурятские крестьяне. По дороге в город Кяхта они прибыли в Хулунский дацан и обратились с угрозами в мой адрес: «Раз ты занимаешь высокую должность хамбо, то обязан предоставить нам гужевую повозку». Они говорили мне много оскорбительных слов. «Если не сделаешь этого, то неизвестно что с тобой будет!» - угрожали они. От этой напасти меня избавили чиновники Селенгинского аймака – Бальчинов Дондоп и другие буряты, которые предоставили этим разбойникам транспорт и тем самым спасли мне жизнь. Затем в 1923 году в Ацагатском дацане состоялся большой религиозный съезд под руководством Агвана Доржиева. Я выступил на этом съезде со следующими словами: «Никто не запрещает нам следовать буддийской религии, но нужно откровенно спросить себя: “На что мы, монахи будем существовать?” Вот об этом нам следует серьезно подумать!». Однако мои слова не были приняты участниками съезда. Тем не менее, был составлен устав, регламентирующий присвоение степеней «габжи» и «гэбши», программа обучения, соблюдение обетов, и другие вопросы. Было решено добиваться признания этого устава со стороны высшей власти. Это решение было признано Агваном Доржиевым. На этом же съезде я снял с себя полномочия хамбо, и на мое место был выбран ширетуй Хулуннурского дацана Баниев Шираб. Для того, чтобы обеспечить признание властями устава, принятого на съезде, я вместе с Агваном Доржиевым отправился в Москву. Мы долгое время пробыли в Москве, но поняли, что добиться признания нельзя, и вернулись домой. Впоследствии еще не раз проводились съезды для распространения и усиления религии, но я в них не участвовал. Впоследствии мне пришлось испытать и заключение в тюрьму и ссылку.


Ключевые слова в этом документе

| Бандидо-Хамба (5/61) | Хулуннурский дацан (4/2) | Агван Доржиев (4/1) | Лайдапов (3/1) | Верхнеудинск (2/6) | Забайкалье (2/43) | Москва (2/2) | Цыремпилов (1/2) | Амдо (1/1) | Ацагатский дацан (1/10) | Бальчинов (1/1) | Баниев (1/3) | Иркутск (1/42) | Кяхта (1/7) | Тибет (1/19) | Ханхасаев (1/1) |

УКАЗАТЕЛЬ

Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.