Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.

Документ выдан по ключевому слову: Урга

1.3.5 Записка Графа Сиверса о положении буддистов в Российской империи и отстранении Бандидо-Хамбы Ванчикова от должности.


Буддизм и его последователи в России.

В IV-V веках до Рождества Христова в истории цивилизованных народов того времени обнаруживается одно явление: везде над общим уровнем возвышаются личности, усиливающиеся произвести религиозную, социальную и нравственную реформу в современных обществах: Конфуций в Китае, Будда Сакия Муни в Индии, Зороастр в Персии, Пифагор и Сократ в Греции.

Сакия Муни, прозвавший себя в последствии Будда (пробужденный) есть основатель Буддийской или Ламайской веры. «Я открыл путь отречения от чувства, путь непогрешимый, путь к благословению и добродетелям, путь без порока, без зависти, без невежества, путь к освобождению от силы демона… путь, который услаждает старость и смерть, который делает жизнь тихою, без смут и страха, который ведет в град Нирвана». «Мой закон, говорил Будда в другом месте, глубок, светел и труден для понимания. Он ускользает от исследования, он вне понимания разума, он доступен только ученым и мудрецам, он в противоречии со всем светом. Устраняя всякую идею об индивидуальности, отвергая всякое сведение, прерывая покоем всякое существование, он не зрим в своем учении о небытии. Искореняя желания, освобождая от страстей, препятствуя всякому проявлению существования, он ведет к Нирвану». По учению Будды, все существующее в мире обусловливается внутреннею необходимостью самой природы, вслествие сцепления причин и действий, и как все в мире тленно и должно погибнуть, то «небытие» собственно и есть основание мира. Познание ничтожества и тленности всего существующего есть главная мысли и исходная точка учения Будды; познание этого есть начало всякой мудрости, которая по этому начинается скорбью. «В глубоком чувстве скорби состоит начало и конец мудрости». Освобождение от земных бедствий и происходящей от них скорби должно быть целию нашей жизни. Для достижения этой цели необходимо усвоить себе следующие четыре истины: а) скорбь, под каким-бы видом то ни было, постигает человека, при каких бы условиях он ни родился на свете, б) скорбь эта происходит от страстей, желаний и ошибок, в) эта скорбь прекращается в Нирване, конечная жизнь и высшее вознаграждение за все усилия человека, и г) учение Будды есть средство к освобождению от скорби, есть путь, ведущий к Нирвану. Эти четыре истины есть источник и сокращение всего буддийского учения. Они изложены в форме двухстишия; каждый буддист знает их на изусть, а духовные обязаны их беспрестанно повторять. За сим следуют десять нравственных правил, из которых следующие пять главные и для всех обязательны: не убивай, не воруй, не предавайся разврату, не лги и не пьянствуй. Если не все могут вести отшельническую жизнь, то для всех обязательно обладание следующих шести добродетелей: милосердие, чистота нравов, терпение, храбрость, созерцание и знание, - исполняя это человек становится на дорогу, которая ведет к Нирвану. Сакия-Муни строго запрещал грубость, гордость и предписывал смирение. «Живите, учил он, скрывая свои добрые дела и обнаруживайте свои грехи». Таким образом, по учению Будды, человек, познав, что скорбь происходит от внешнего мира, от чувств и тела, путем размышления доходит до убеждения в ничтожестве и тленности чувств и тела, и, уразумев недействительность причины скорби, делается свободным от нее, следовательно помощию размышления приходит в состояние, в котором свободный от всех уз, наклонностей и привязанностей к миру, он ощущает блаженство и радость покоя». Действуя все-таки в сфере Индийских понятий, Будда удержал верование в переселение душ. По закону сцепления причины и действия, жизнь есть следствие дел прежней жизни. Задача в жизни состоит в том, чтобы сперва размышлением о ничтожности и тленности предметов внешнего мира освободить от них душу, но потом уничтожить также и разумную способность, причину разумного бытия, возможность и условие личности, чтобы всякое самосознание прекратилось и душа, нашла своей конец в Нирване, безусловной пустыне, «где ничего не остается из элементов бытия, где нет более особой жизни, где прекращаются форма, чувство, жизнь, познание».

Таким образом, мораль и метафизика Сакия-Муни заключается в следующем: четыре высшие истины, переселение душ, сцепление причин и действий и Нирвана.

Будда, который считал в числе своих последователей царей и потому для распространения своего учения легко мог употребить меры принуждения, всегда действовал только убеждением и ни разу не употреблял грубые соблазны, не льстил низким побуждениям, не обещал земных и материальных благ, не указывал пути к победам, власти и богатству, он обещал только своим последователям спасение путем добродетели, знания и сурового аскетизма. В столь отдаленные времена, он обращался к совести, он проповедывал равенство всех людей и тем подкопал основание кастовых предрассудков Индии. «Нет того различия между брамином и человеком из другой касты, которое существует между камнем и золотом, между светом и тьмою». Он учил милосердию, кротостью обращения с животными, - «мой закон, говорил он, - есть закон милосердия для всех». Он учил уважению к родственным связям.

Не смотря на все эти достоинства буддизм даже в Азии не мог основать государства; очевидно он заключает в себе недостатки, которые сделали его бесплодным. Недостатки эти заключаются в неполноте нравственной стороны учения, основанной на неверном понимании природы человека и его земной жизни. Нирвана или пустота есть чудовищная идея, которая противоречит всем инстинктам человеческой природы, смущает ум и заключает в себе атеизм. «Это спиритуализм, говорит Сент-Илер, без души, добродетель без обязанности, нравственность без свободы, милосердие без любви, мир без природы и без Бога». Буддизм, по этому едва ли имел бы право на особенное внимание, если бы он в течении веков не господствовал, и теперь господствует над бесчисленным множеством народов; он учением о переселении душ погрузил их в фантастический мир, который не допускает понять истинные условия, в которых они живут, его нравственная сторона не может организовать народы в правильные, разумные общества, учение о Нирване сделало человека ниже животных, одним словом он не понял ни природы, ни обязанностей, ни достоинства человеческой личности, и потому, хотя цель его была блага, результаты, за некоторыми исключениями, пагубны?. Будда, которого современники считали только совершеннейшим из людей, по позднейшей догматике, есть проявление божества в человеческом виде, останкам его стали поклоняться, что повело к сооружению особых храмов, ступы (пагоды). При ступах строились здания, разделенные на кельи, где строгие последователи Будды, бикши, (нищие) проводили время в религиозных упраженениях; в последствии звание бикши подразделялось на степени.

Будда не оставил писанного закона, его проповедь всегда была устна, посему несколько лет спустя после его смерти, ученики его собрались и с памяти записали изречения и правила Будды. В самом величайшем своем блеске буддизм является в Тибет; страна эта покрылась бесчисленными монастырскими зданиями; здесь развилась многочисленная сильная иерархия, около трети мужского населения суть духовные, т.е. Ламы (начальники); народ признает своим владыкою Далай Ламу, постоянное воплощение Будды. Но распространяясь буддизм принимал чуждые элементы, и принаравливаясь к различным религиозным понятиям, мало-по-малу приближался к тому искаженному состоянию, в котором теперь он находится. Религиозная система наполнилась множеством божеств, догматическая сторона обратилась в дикий мистицизм, религия стала одним механическим исполнением формальностей, посредством которых властолюбивое и многочисленное духовенство, искусною организациею резко отделившееся от мирян, подчинило себе дикие народы. Буддизм, распространившись в Средней Азии и Монголии, долго однакож не мог укорениться в Сибири; надо полагать, что скитальческий быт сибирских орд был одною из главных тому причин, но ламы сумели наконец принаровиться к условиям народного быта, начали строить кумирни в удобоперевозимых кибитках, и, в качестве лекарей, приобрели большое влияние на народ, и буддизм, вследствие сего, быстро начал распространяться между Бурятами преследуя прежнюю их религию, шаманство, представителями которых были Шаманы (пророки, жрецы). Шаманская вера, основанная на одних изустных преданиях, есть первоначальная религия, общая всем народам Восточной и Северной Азии.

После разграничения в 1727 году земель России с Китаем, по собранным сведениям, оказалось, что самое большое число населения в Восточной Сибири принадлежало к Шаманской вере, а у исповедующих веру Ламайскую находилось 11 кумирен и при них 150 лам, во главе которых стоял Пунцук с званием Ширета, но преемник его начал домогаться достоинства бандиты, которое ему и было предоставлено в 1754 г., вероятно с целию прекратить сношения сибирских буддистов с пребывающим в Монголии Хутухтою. Означенное число Лам было определено тогда комплектным, но не смотря на это число их постепенно увеличивалось, так что в 1831 г. при 85 т. душ, исповедующих Ламайскую веру, оказалось 3514 лам, а в 1848 г. при 125 т. душ обоего пола находилось 4546 лам. По штату должно состоять, кроме Бандидо-Хамбы, 34 Шеретуя, 216 лам и 34 ховараков.

Нравственность лам, вопреки правилам их веры, крайне предосудительна: они вообще ведут развратную жизнь. Многие из них имеют наложниц и для побочных своих детей, которых они держат у себя под именем племянников, они ввели непотизм в настоящем смысле этого слова. Образование их столь ограниченно, что они умеют только читать Тибетскую и Монгольскую грамоту без уразумения ее, а совершенного понятия о догматах веры почти никто из них не имеет.

Ламы берут к себе мальчиков от самого малолетства, учат их читать по Тибетски и Монгольски и вместе с тем заставляют их на себя работать. Этим они приобретают огромное влияние в семействах своих учеников. Между тем они успели внушить народу пренебрежение к Христианской вере и отклонить его тем от принятия оной, к чему, впрочем много способствовал и неразумный образ действий Русских миссионеров. Ламы же преследуют принявших Христианство различными притеснениями, как например: при выделе участков наследства и тому подобных случаях.

Что касается сношений их с заграничными ламами, то они состоят в ежегодных подарках Ургинскому Кутухте, а также покупкою бурханов и разной кумиренной утвари.

Интересные сведения о Сибирском Ламаизме заключаются в книге «Ламаизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири» (СПб. 1858) Архиепископа Нила, который в течении многих лет на месте изучал буддизм и в особенности быт и влияние лам на экономическое и нравственное состояние последователей Будды в Сибири.

В пределах Империи кроме Бурят, буддийскую веру исповедуют Калмыки, которые кочуют в обширном степном пространстве около 8 т. десятин в Астраханской губернии между правым берегом р. Волги, границей земли Войска Донского и ставропольской губернии.

Земля эта, отведенная Калмыкам, для общего пользования, носит название Калмыцкой степи. По сведениям за 1871 г. Калмыки Астраханской губернии и частью Ставропольской составляют 25 т. кибиток или 118.147 душ; при них 1197 духовных и 63 молельни.

Кроме того, в земле Войска Донского считается до 22 т. Калмыков и при них 351 – духовных и 13 капищ и в земле Войска Уральского до 1070 обоего пола и при них до 15 человек духовенства преимущественно из отставных казаков, сохранивших самое смутное понятие о догматах своей веры.

Пока сношения Калмыков с Тибетом поддерживались, Лама снабжал их духовными книгами, бурханами и всеми принадлежностями богослужения и присылал к ним ученых лам, но когда Правительство стало препятствовать сношениям с Тибетом, толкования лам исказили учение Будды, которое ныне состоит преимущественно в поклонении бурханам добрым и злым и в исполнении обрядов.

В исполнение приказания Вашего Высокопревосходительства, имею честь представить при сем на благоусмотрение Ваше доклад по возбужденному Генерал-Губернатором Восточной Сибири вопросу о разрешении приступить к выбору первенствующего в Ламайском духовенстве, у Бурят, Забайкальского Края, Бандидо-Хамбы-Ламы.

Усмотрев из полученного в истекшем Марте месяце, представлении Генерала Синельникова, что им было вовсе упущено из вида, что состоявшееся, по бывшему Сибирскому Комитету, Высочайшим повелением назначение Хамбы-Ламы было приостановлено по видам политическим, впредь до разъяснения политического положения соседней с нами Китайской Империи, с предоставлением избранным в те времена трем кандидатам изучать русский язык и полагал необходимым, обратить на это внимание Генерал-Губернатора и спросить его в какой степени устранились ныне обстоятельства, побудившие к вышеупомянутой мере и в этом смысле было заготовлено отношение к Генералу Синельникову, при том я распорядился составлением, для доклада Вашему Высокопревосходительству объяснительной о буддизме вообще записки, а как между тем Синельников, в прилагаемой здесь телеграмме, просил разрешить по телеграфу удалить Гусиноозерского Ширетуя от исправления должности Хамбы-Ламы, то одновременно с предположительным запросом, можно будет дать и просимое разрешение, но это не может быть сделано без Высочайшего соизволения. Если Вы изволите одобрить мои предложения, то завтра будет представлен проект всеподданнейшего доклада, по утверждении которого можно будет дать разрешение Синельникову по телеграфу.

Считаю долгом приложить и объяснительную о буддизме записку.

Граф Сиверс.

18 Апреля.


Ключевые слова в этом документе

| Будда (11/12) | Бандидо-Хамба (7/61) | Сибирь (4/22) | Синельников (4/11) | Индия (3/5) | Тибет (3/19) | Китай (2/14) | Азия (2/4) | Астраханская губерния (2/3) | Монголия (2/22) | Будда Сакия Муни (2/1) | Россия (2/19) | Восточная Сибирь (2/74) | Генерал-Губернатор (2/46) | Дон (2/3) | Урга (1/13) | Хутухта (1/6) | Китайская Империя (1/8) | Архиепископ Нил (1/1) | Конфуций (1/1) | Пифагор (1/1) | Пунцук (1/3) | Российская империя (1/5) | Ванчиков (1/23) | Волга (1/2) | Сент-Илер (1/1) | Сиверс (1/5) | Далай-лама (1/11) | Сократ (1/1) | Забайкалье (1/43) | Средняя Азия (1/1) | Зороастр (1/1) |

УКАЗАТЕЛЬ

Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.