Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.

2.1. Записка Приамурского Генерал-Губернатора Министру внутренних Дел от 18 Января 1892 г. за № 29 "О мерах по облегчению Христианской проповеди в Забайкалье".


До 1841 года дела сибирских инородцев находились в непосредственном ведении Министерства Иностранных Дел «ради бережения от Китая». ...вопросы дипломатического характера, естественно, заслоняли административные, а потому заботы правительства относительно инородцев клонились, главным образом, к разрыву связи их с Монголией, признаваемой в политическом отношении опасной. Лл. 5а-5б.

Данное Графом Рагузинским направление послужило руководящей нитью всей дальнейшей деятельности администрации, которая постоянно старалась поддерживать ламство в Забайкалье, заботилась о нравственности лам; прекращала происходящие между ними раздоры, для чего прибегала к учреждению нескольких ламайских центров, а когда это не помогло, то учредило единого общего главу ламайского духовенства, с присвоением ему звания Бандидо-Хамбо. Лл. 6б-7а.

К чему же привело направление, которого придерживалась администрация со времен Графа Рагузинского и доныне?

1.

Связь с Ургой продолжается и поныне.

2.

Число лам, определенное Положением о ламайском духовенстве в 285 человек, в действительности доходит до многих тысяч, из коих нет и полного комплекта штатных, а остальные тайные и заштатные.

3.

Число допущенных дацанов 32; в действительности же их не менее сорока.

4.

Ламайство в Забайкалье сплотилось в одно целое и окрепло до того, что борьба с ним стала крайне трудна миссионерству.

Эти результаты не только отрицательные видам правительства, достигнуты вследствие непонимания правительством ламаизма и того положения, которое он должен был занять в Забайкалье. Лл. 8б-9а.

В течение двух столетий правительство усиливается поддержать у нас ламаизм и создать из него автономное целое, с тем, чтобы разорвать его связь с хутухтою-главою монгольских ламаитов, проживающих заграницей. Но это старание не достигло цели. Создание из ламаитов автономного целого было достигнуто, но разрыв с Монголией не осуществился, потому что учреждение какого бы то ни было духовного главы в Забайкалье не могло уменьшить значения Ургинского Хутухты, считающегося вторым после Тибетского Далай-ламы святым перерожденцем. Лл. 9б-10а.

Впрочем в настоящее время, когда Хутухта утратил свою светскую власть, оставшаяся религиозная связь наших инородцев ламаитов с Ургой представляется только нежелательною, неудобною, но уже неопасною, как то было в начале, по присоединении их к русской державе. Теперь существование Хутухты в Урге несколько даже менее неудобно, чем пребывание в Риме главы русских католиков, направляющиеся в Ургу, разносят добрую славу о России и тем, так сказать, популяризируют ее среди наших соседей, что в политическом отношении для нас весьма выгодно. Лл. 10а-10б.

Неуспешность стремления правительства к уменьшению числа лам в Забайкалье вполне объясняется тем, что в основе ламаизма лежит стремление к увеличению лам, а сократить число лам, не сокращая числа последователей Будды, невозможно. При том же и взгляд, вызвавший желание сократить ламайское духовенство – убеждение, что эти тунеядцы разоряют население неоснователен (На счет мирян живут только ламы, состоящие при дацанах, которые находят безбедные средства к жизни в доходах дацанов, в получаемой за обучение детей и за сиполнение треб плате, а также в пожертвованиях, довольствуясь тем, что миряне дают им доброхотно от своих избытков, вовсе не вымогая подаяний. Следовательно это ничтожная сравнительно со всеми ламаитами меньшинство не может разорять населения (Отчет Князя Ухтомского. Статистические данные, собранные по распоряжению Приамурского Генерал-Губернатора)). Лл. 11б-12а.

Мы видим, что препятствия торжеству православия среди забайкальских ламаитов двоякие: окрепшая сплоченность ламаитов и невыгодные условия, в которых действует миссионерство, а потому и меры для облегчения обращения ламаитов в православие должны подразделяться на две категории: одни препятствующие сплочению ламаитов, другие – облегчающие деятельность православных миссионеров. Сплоченность Забайкальских ламаитов достигнута, главным образом, вследствие забот правительства о благоустройстве и процветании их общины; следовательно коренная мера для поколебания этой сплоченности, истекающая из самой сути дела, должна бы быть – прекращение всякой заботы правительства о религиозной стороне быта ламаитов. Иначе сказать, следует предоставить ламаитов в религиозном отношении самим себе. Правительство не должно обращать внимание на то, какое и сколько у них духовенства, как они молятся и как управляются в религиозном отношении. Администрация должна только следить за тем, чтобы на сборищах не было противозаконных рассуждений. Истекая из этого основного взгляда, казалось бы, правительство не должно ни определять числа лам, ни утверждать в должности кого-либо из ламайских духовных лиц, ни определять числа дозволенных дацанов. Последствия этой меры неизбежно будут следующие: число дацанов значительно увеличится, а, следовательно. каждый из них обеднеет. Ширетуи различных дацанов, не имея, законном установленного, главы, будут стремиться к занятию первенствующего места в ламайской общине; вследствие чего она расшатается. Соперничество между дацанами вызовет несогласия среди лам и союз всей общины еще более поколеблется. Ширетуи будут заботиться более обудержании за собой занимаемых мест, нежели о сохранении чистоты вероучения, из чего истекут потворства прихожанами и, в результаты расколы (Целесообразность предполагаемой меры видна из прошений, поданных Иркутскими ламаитами, выведенными из владения Хамбо-ламы. В прошении, поданном Министру Внутренних Дел 23 Октября 1891 г., Иркутские Ламаиты Аларского дацана, прося о возобновлении связи с Хамбо-Ламою, между прочим, говорят: «у нас отнимабт все шансы к последовательности издревле существующих правил; при таковом порядке, религиозные наши основы должны заглохнуть сами собою постепенно». Другое прошение было подано 15 Июня 1891 г. ламаитами Тункинского дацана Государю Наследнику Цесаревичу, в котором они просят о том же и прибавляют: «иначе народ считает лам самозванцами и вера падает»). Лл. 21б-22а.


Ключевые слова в этом документе

| Забайкалье (8/43) | Урга (5/13) | Бандидо-Хамба (3/61) | Генерал-Губернатор (3/46) | Хутухта (3/6) | Монголия (2/22) | Рагузинский (2/4) | Аларский дацан (1/10) | Будда (1/12) | Далай-лама (1/11) | Китай (1/14) | Министерство Иностранных Дел (1/4) | Министр Внутренних Дел (1/37) | Россия (1/19) | Тункинский дацан (1/1) | Цесаревич (1/2) |

УКАЗАТЕЛЬ

Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2016 П«жЈ СЁоёЁоЇў

© Г±еЎЇбЈ  ﶰᮥ ТІб®Ё 冷 г¦Ў-бЄІаЎ¬п¤і вјІ 㯡省䀧ᮻ 屳䩬衢桭ᮨ᭨. Ү妰硭饠௤즦鲠௢ﱭﭳ йЁ¤б®Ё, 騬殥 ⦧ ﲮ⯣ᨰ湥. Ҡ겠泌 ⡱ᥨ衰ᨰ᢮먬 аЇЅп­і 쿡ῠ鮴ﱬᷨ нЇ¦жІ вјІ о¦Їп¬­аЎЁмЁ о¦Іпё­а® Н» ౨䬠᦬ Г  ౨捻鮨 ꡢ௫龠椮 а±®ж«Іа®ј/font>

Rambler's Top100