Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН |
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.Документ выдан по ключевому слову: Забайкалье 2.2.3 Особое мнение Особого совещания Кабинета Министров по делу об изъятии ламаитов Иркутской области из ведения Бандидо-Хамбы.ОСОБОЕ МНЕНИЕ ВЫСОЧАЙШЕ учрежденное Особое совещание для согласования действующих узаконений с ИМЕННЫМ ВЫСОЧАЙШИМ указом 17 Апреля 1905 г. по делам веры, рассмотрев ходатайство Иркутских бурят о подчинении их ведению Забайкальского первенствующего Ламы, а также заявление заявление представителей буддистов-бурят о присвоении сему Ламе наименования «Шажин-лама» или «Бандидо Хамбо-Лама» не нашло, как видно из журнала сего Совещания [№4] достаточных оснований к изменению существующего ныне порядка, присовокупив, что оно признает соответственным сохранить титул Бандидо [ученый] лишь за настоящим первенствующим Ламою забайкальских бурят, с тем, чтобы преемники его именовались только «Хамбо-Ламами». Таким образом, Совещание признает необходимым лишить первенствующего Ламу забайкальских бурят принадлежащего ему ныне титула «Бандидо» и отклонить ходатайство иркутских бурят о подчинении их ведению этого Ламы. С своей стороны я затрудняюсь присоединиться к таковому мнению Совещена по следующим основаниям. Хотя вопрос о сохранении за упомянутым Ламою принадлежащего ему ныне титула «Бандидо» не имеет сущетсвенного занчения, тем не менее не следует упускать из вида, что предложенное лишение этого высшего духовного лица указанного почетного титула, не принося никакой пользы интересам управления, могло бы повлечь за собою чувство оскорбления в буддистском населениии тем самым содействовать возобновлению существовавших прежде сношений русских буддистов с высшими представителями этого исповедания в Монголии и Тибете. Известно, что самое учреждение должности «Бандидо-Хамбо-Ламы», с предоставлением ей значительных прав и преимуществ, было вызвано в свое время именно стремлением русского Правительства прекратить невыгодную для нас зависимость нашего ламайского духовенства от Далай-ламы. И обстоятельство это всегда было принимаемо Правительством в соображение, когда возникал вопрос о каких-либо изменениях в порядке управления делами ламаитов. Так, когда спустя несколько лет по издании в 1853 году Положения о ламайском духовенстве в Восточной Сибири, возбуждено было представление об изменении установленного этим законом порядка утверждения духовных лиц ламайского духовенства в должностях, с предоставления этого права губернаторам, прекратив выдачу Бандидо-Хамбо-ламам ВЫСОЧАЙШИХ грамот и дипломов ширетуям, заменив этих документов свидетельствами тех лиц, от которых будет зависеть их назначение, то осуществление этого предположения было признано неудобным, именно в виду того, что до воспоследования закона об утверждении Бандидо-Хамбы в сем звании ВЫСОЧАЙШЕЮ властью ламаиты домогались признания этого лица в сем сане Далай-ламою, и что таковые домогательства прекратились только со времени утверждения первого Хамбо-Ламы в его звании ВЫСОЧАЙШЕЮ властью. Лл. 1а-3б. Далее автор говорит об изъятии дел иркутских ламаитов из ведения БХЛ на основании разделения ВС на два ГГ – Иркутского и Приамурского Высочайшими указами отадминистрацию 16 июня 1884 и 2 июня 1887 гг., с отделением ЗО в пользу ПГГ. Представление МВД по сему предмету было рассмотрено Комитетом Министров и 7 июля 1889 г. Высочайше утверждено. Лл. 4а-5а. Но в 1890 г. Иркутский ГГ сообщил МВД, что ширетуи обоих дацанов ИГ обратились к нему с прошениями об увольнении: один по болезни, другой по старости. Тот усмотрел в этом предумышленное соглашение, не только тех двоих, но БХЛ с целью поставит в затруднительное положение. ГГ запросил МВД о Временной инструкции об управлении делами ламайского духовенства в этой губернии, каковая была утверждена МВД 20 июля 1890 г. В Апреле 1891 г. в МВД поступило прошение прихожан Кыренского дацана от отмене этой Инструкции. Лл. 5б-6а. И о следующем: 1. Чтобы ширетуи и бандии Кыренского и Аларского дацанов утверждались ГГ только после выбора БХЛ. 2. Чтобы ховараки обучались по-прежнему в ГусД. 3. Чтобы послужные списки и отчеты по делам предоставлялись на монг. языке БХЛ, от которого они и будут отсылаться Иркутскому ГГ. 4. Чтобы из денежных приношений дацанов 1/10 была бы перечисляема БХЛ на его и его Канцелярии содержание. Причины: 1. Суждение о степени пригодности только Ключевые слова в этом документе | Бандидо-Хамба (11/61) | Министерство Внутренних Дел (5/24) | Иркутск (3/42) | Далай-лама (2/11) | Аларский дацан (1/10) | Восточная Сибирь (1/74) | Забайкалье (1/43) | Кыренский дацан (1/7) | Монголия (1/22) | Тибет (1/19) | Шажин-лама (1/1) | |
Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов
Полный список книг -> |
||||
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов | |||
© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта. |
|||