Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.

2.4.1 Донесение о тибетских ламах, останавливавшихся в бурятских дацанах.


Об иностранных ламах, прибывающих в Россию для личной наживы на счет бурятского населения 1914 г.

26 июля 1916 года.

Число иноземных лам, приезжающих в Россию к бурятам, должно быть признанно весьма значительным, при чем в одиночку ездят они весьма редко, а обыкновенно компаниями в 4-15 человек. Как это ни странно, но больше всего, по официальным сведениям, приезжает не монголов, а тибетцев; причем едут они по билетам, выдаваемым монгольским министерством Ин. Дел, визируемым в Ургинском консульстве; по свидетельствам далай-ламы, предъявляемым в Пекинском посольстве и т.п. Обычно низшие ламы едут под предлогом торговли, а высшие – то для проповеди, то для наставлений и укрепления бурят в ламайском вероучении; то для прогулки и ознакомления с Россиею; то, наконец, проездом из Монголии в Китай, в видах путевых удост., доставляемых русскими и маньчжурскою жел. дорогами. Буряты, конечно, всегда рады таким гостям и, кажется, не бывало еще ни одного примера, чтобы бурятский ханбо-лама когда-либо и в чем-либо обвинил гостя; на против, он всегда старается обелить всех и каждого, буде местные русские власти заподозрят в прибывшем бурятского эксплуататора, или просто бродягу.

12-го января Ханбо-лама доносил Заб. Губ-ру, что из Монголии прибыли в Гусино-озерский дацан, для поездки по бурятским дацанам 4 тибетских ламы: Дагба, Линчжи, Табхей и Дорджи. Едут они по билетам Монгольского М-ва И.Д., явленном в русском консульстве, по торговым делам. Надо думать однако, что до Забайкальского Областного Управления скоро дошли вести, зпаставляющие предполагать совершенно (неразборчиво) прибытия в Забайкалье этих проходимцев, ибо не прошло и одного месяца, как селенгинский уезд. начальник писал Ханбо-ламе: «Согласно прдписанию Воен. Губ-ра Области от 28 янв., за № 1101, прошу Вас оказать Ваше содействие к выдворению из Гусино-озерского дацана в Монголию, тибетских лам Дакбу, Линчжи, Табхай и Дорджи, проживающие в Гусино-озерском дацане, занимаются исключительно торговлей и, в утвердительном случае, - какими товарами, а также не совершают ли они религиозных обрядностей, с целью наживы насчет местного бурятского населения». Разумеется, Ханбо-лама ответил, что ламы эти в Гусино-озерском дацане религиозных обрядов не совершали, со времени своего приезда из дацана никуда не выходили и, по их словам, намерены распродать привезенные ими из заграницы товары». В дополнение к сему Ханбо-лама прибавлял список привезенных тибетцами товаров, в которых значилось:

1-го апреля Ханбо-лама доносил Заб. Губ-ру, что в Гусино-озерский дацан прибыл тибетский подданный лама, гэбши Галсан, приехавший в Россию с двумя спутниками тибетцами, из коих один остался в Цугэльском дацане, а другой – в Чжагасутаевском и что Галсан просил у Ханбо разрешения посетить дацаны Забайкаль. Области. Лама Галсан, писал Ханбо-лама, лично известен мне, так как он в 1907-м году приезжал в Забайкальскую область, вместе с приближенным при Далай-ламе, ученым Ханбо-ламой, крый был командирован Его Святейшеством с научною целью и ныне лама Галсан не будет совершать среди бурят обрядов богослужения и производить денежных сборов. Галсан и его спутники снабжены одним общим билетом, выданным из Канцелярии Далай-ламы, для поездки в Россию, сроком на три года. К этому Ханбо-лама добавлял, что принимая во внимание сторону ламы Галсана, он считает его человеком полезным для дацанов, так как он мог бы обучать монашествующих при дацанах буддийской философии. А потому к посещению Галсаном бурятских дацанов со стороны Ханбо-ламы препятствий не встречается. В ответ на это представление Канцелярии Иркутского Ген.-Губ-ра от 10-го мая за № 57 отвечала, что со стороны Главного Начальника Края не встречается препятствий к разрешению тибетскому подданному Ламы Гебши Галсану с двумя его спутниками посещать дацаны Забайк. области, при непременном однако условии, чтобы они ни в коем случае не совершали среди бурят богослужений и не производили бы денежных сборов. Молва о прибытии в Забайкалье тибетских гэгэнов и других высших лам, обыкновенно более или менее задолго предшествует их приезду, поэтому буряты всегда с почетом встречают этих лам. 28-го мая Ханбо-лама телеграфировал Военному Губернатору, что он просит разрешения командировать ширетуя Иройского дацана Лайдапова в Троицкосавск, для встречи тибетского Гунтун-гэгэна, крый с разрешения нашего правительства (?) намерен посетить Гусино-озерский и Цонгольский дацаны». Губернатор не разрешил этой командировки, так как 3-го июня он не имел у себя никакого уведомления о приезде Гунтун-гэгэна. Тем не менее, по сообщению Селенгинского Уездного Начальника Ханбо-ламе от 7-го июня, за № 2949, тибетский Гунтэн-Ринбочэ, с 13-ю спутниками, уже 1-го июня выехал из Кяхты в Цонгольский дацан, а 7-го числа находился уже в Аракиретуевском. откуда намеревался прибыть в Гусино-озерский. 1-го июня Ханбо-лама докладывал военному губернатору: «Вечером 8-го июня прибыл в Гусино-озерский дацан, проездом на священную гору У-тай-шань (в Китай) тибетский гэгэн из области Лабран, Гунтан лама Ринбочэ с 12-ю тибетцами своей свиты. Как Гунтан Ринбочэ, так и лица его свиты снабжены от Им-рского Российского Генерального Консульства в Урге отдельными установленными билетами и (нераборчиво) открытым письмом об оказании ему гэгэну и его спутникам законного содействия. ХХ Названный Гунтан Римбочэ является не т-ко духовным главой буддийской иерархии и почитается всеми буддистами священной особой, привлекающей к себе массу паломников со все концов буддийского мира ХХ Гунтан Ринбочэ намерен неспеша проехать по русским владениям и просит разрешения по пути побывать в дацанах и других местах, расположиться на пути следования, дабы иметь возможность ознакомится с бытом буддийских дацанов и монашествующих в них учеников своих последователей веры Будды, а также с образом жизни народонаселения Великой Российской Империи в среде к-рого проживает немало буддистов. ХХ Тем как Гунтэн Ринбочэ, в виду больших беспорядков в южном Китае на политической почве, опасаясь могущих неприятностей, предприянл свою поездку через благополучные места, Монголию и Россию, дабы в пределах последней выждать более удобный моментдля благополучного следования через Маньчжурию и в Китай У-тай-шань. Поэтому он просит моего ходатайства о разрешении побывать дацанах и провести зиму в Агинском, или Цугэльском дацане.

Кроме сего, Гунтэн Римбоче уверен достать в пределах России много ценных и интересных изделий российского производства, кои намерен приобрсти для доставки на родину, ибо у них в Тибете русские изделия очень редки. ХХ Гунтэн Римбочэ совершает свою поездку очень медленно, ибо путь из Алашани до Урги совершил во 60 суток, а от Урги до Кяхты – 12 суток.

К посещению гэгэном Гунтэн Римбоче дацанов области с моей стороны препятствий не встречается, ибо приезд названного ламы в наши пределы является для бурят-буддистов счастливым событием, давая им вомзожность от гэгэна благословение, избегать чего Гунтанг Римбоче по положению и религиозным уставам не может. ХХ По пути следования Гунтэну Римбочэ как в Тибете, так и в Монголии, оказывали содействие подобающее его положению и повсюду стекалось к нему на поклонение множество паломников. Такое же явление м-но ожидать и среди наших бурятов, что уже наблюдается и теперь, ибо, несмотря на краткий срок со дня его приезда, сюда начала стекаться к нему из окрестностей масса молящихся.

Остановки Гунтэна Римбочэ в дацанах весьма полезны, ибо он, как высшее духовное лицо и ученый представитель буддизма, сочтет своим долгом произносить религиозно-нравственные проповеди, слушание коих, по учению Будды, служат особым посящением для ламайского духовенства, которым необходимы эти разрешающие посвящения для чтения проповедей среди своих прихожан. ХХ При этом считаю не лишним добавить, что названный Гунтан Ринбочэ, как действительно высшее лицо лицо, занимающее высшее духовное положение в буддийской церкви, конечно, не м-ет допустить и мысли, чтобы эксплуатировать бурятское население с целью личной наживы, как это часто практикуется лицами, именующими себя тибетскими ламами.

10 июня Ханбо-лама, за № 427-м донес военному губернатору, что сего числа прибыл в Гусинно-озерский дацан Тибетский Хубилган-Лама, по титулу Алак-Нанлак-Сан со свитою 5 тибетцев-лам, для путешествия в пределах России, сроколм 1 год. По словам названного тибетца-хубилгана два тибетца из состава его свиты проехали из Троицкосавска в Верхнеудинск. Названные ламы снабжены билетами Ургинского Консульства и така как. по словам хубилгана, он прибыл для путешествия, то представить о нем какие либо данные не могу. Губернатор не встретил препятствий к путешествию по Забайкалью Алак Нанлак Сана. В августе прихожане Чжидинского и Иройского дацанов просили разрешения пригласить Гунтэн Ринбочэ для раздачи благословения сроком на 4 дня. 22 числа Губернатор разрешил.

23-го августа ширетуи Анинского, Эгэтуевского, Чицановского и Ацагатского дацанов представили Ханбо ламе докладную записку: «С 1900 года Далай-ламой основан во вверенных нам Анинском, Эгэтуевском, Чицановском и Ацагатском дацанах хурал Дандра. Ныне прибыл к нам посланный от Далай-ламы тибетец Гэндун-шогдоба с 4-мя спутниками: Чимэт-дорджи, Чойнпол, Галсанг и Лобсан-дагба для улучшения преподавания в вышеозначенном хурале. Названные тибетцы снабжены билетом, выданным им от самого Далай-ламы и визированным русским посольством в Пекине 15-го апреля с.г. Покорнейше просим исходатайствовать разрешение упомянутых тибетцев в ввереных нам дацанах.

Военный Губернатор спрашивает: «Когда именно Гэндун-Шогдоб с 4-мя спутниками прибыл в Забайкалье и сколько времени он имеет пробыть в Аннинском, Ацагатском, Чицановском и Эгитуевском дацанах?

На это запрошенный Ханбо-ламою Эгитуевский ширету отвечал, что лама Гэндун-шогдоб прибыл в Забайкалье в первых числах мая; сколько же времени пробудет он в 4-х дацанах определить с точностью невозможно; можно лишь сказать, что пребывание его обусловливается отправлением хурала Тантр. Если в общей форме высчитывать эти хуралы, то {приблизительно} с 15-го марта до конца апреля хурал этот находился в Чицановском дацане; в течение мая в Ацагатском дацане; в июне – в Анинском дацане; а в июле прибыл в Эгитуевский дацан и будет находиться здесь до 15 марта будущего 1915-го года. 15-го марта 1915-го года он отправится в Ацагатский дацан и пробудет там приблизительно 1 ? месяца; оттуда прибудет на один месяц в Анинский дацан; месяц проведет в Эгитуевском дацане, а отсюда пойдет на (неразборчиво) месяц Чицановский дацан, где останется приблизительно до 15-го марта следующего 1916 г. и т.д. постоянно сменяя свое зимнее местопребывание по очереди дацанов. Для проведения полного круга хуралов лама Гэндун-шогдоб должен пробыть 5 лет.

11-го декабря 1914 г. Военный Губернатор разрешил Гэндуну-шогдобу с 4-мя спутниками пробыть в забайкальской области 5 лет с местожительством исключительно в Анинском, Ацагатском, Чисановском и Эгэтуевском дацанах с целью совершения в них хурала Дандра при том непременном условии чтобы они исходатайствовали себе установленные русские виды на жительство.


Ключевые слова в этом документе

| Бандидо-Хамба (11/61) | Гусиноозерский дацан (9/37) | Россия (8/19) | Ацагатский дацан (6/10) | Забайкалье (6/43) | Урга (5/13) | Чицановский дацан (5/2) | Монголия (5/22) | Анинский дацан (4/5) | Эгитуевский дацан (4/2) | Далай-лама (4/11) | Военный Губернатор (3/15) | Галсан (3/3) | Эгэтуевский дацан (3/1) | Пекин (2/6) | Тибет (2/19) | Будда (2/12) | Троицкосавск (2/5) | Цонгольский дацан (2/7) | Цугэльский дацан (2/1) | Губернатор (2/22) | Гунтан Ринбочэ (2/1) | Гунтун-гэгэн (2/1) | Гунтэн Римбоче (2/1) | Гунтэн Ринбочэ (2/1) | Забайкальская область (2/38) | Китай (2/14) | Кяхты (2/3) | Алак Нанлак Сан (1/1) | Российская Империя (1/5) | Аннинский дацан (1/1) | Аракиретуевский дацан (1/1) | Селенгинск (1/13) | Табхей (1/1) | Верхнеудинск (1/6) | Галсанг (1/1) | Чимэт-дорджи (1/1) | Гунтан лама (1/1) | Чойнпол (1/1) | Гэндун-шогдоб (1/1) | Гэндун-шогдоба (1/1) | Дагба (1/1) | Дорджи (1/1) | Иркутск (1/42) | Линчжи (1/1) | Лобсан-дагба (1/1) | Маньчжурия (1/1) |

УКАЗАТЕЛЬ

Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2017 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.