Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.

2.7. Указ Ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийской из Иркутского наместнического правления Главному Ламе Бандиде и ханбе Агалдаеву. 17 января 1792 г.


<12>

По переводу с доношения кочующие по восточной стороне Селенги реки братских пяти кумирен вам Агалдаеву в котором значит с ведомства подчиненных вам пяти кумирен ясашные хувараки по своей воле намерены принимать духовные саны, а как сие не только предписания вышних начальств но и их особливо духовной религии есть весьма несогласно к тому ж и в сборе ясака предстоять будут затруднения то во избежание законного нарушения и обеспечения казны за нужное в сим предваряя наместническое правление просили не благоугодно ли будет оному силою власти своей чрез предписание верхнеудинскому земскому суду таковое самовольство хувараков приказать пресечь и велеть как их закон велит производство в ламы и представление об оных как и до сего было предоставить вам и кумиренным ламам о чем и вас не оставить милостивым предписанием а поправка бывшей губернской Канцелярии из дел выведенной оказалось 1-е от Главного ламы бандида ханбы депутата Кетуркуева что наш бог Шигемуни научает нас в 3-х статьях приводить в познание ево и распространить данной от него закон по коему бы можно получить вышние блаженства и по тем статьям с самого начала и до ныне во всей кумирне в лице бога сидел мужеской и женской пол как от мала до велика в большом собрании по означенным

<12об>

трем статьям учинил и увещевал Я как моя учительская ламская должность и все как наученные от меня дети а напротив кого и они питатели мои а по нашему Закону когда таковыми людьми быть свое обещание и клятву положили а преступя оную великой и тяжелой на себя грех понесть должны в указе дано и пограничной Канцелярии Генваря 10-го 1754-го определенному цонголова роду Главному ламе Гылуну соржею ширетую значить определен он по силе присланной в ту Канцелярию из Иркутской Провинциальной Канцелярии промемории по определению от Селенгинской воеводской канцелярии по имеющемся указам по усмотрению г-на бригадира и селенгинского коменданта Якобия Главным ламою велено ему смотреть за ламами между ими малые ссоры судить и производить в сборе и платеже ясака иметь ревностное старание данное из той же канцелярии августа 24 дня 1764 года вновь определенному да-ламе Сундуту Унагачееву указом велено быть при кумирне в служении как по их вере обыкновенно и порядок требует в учиненном в Канцелярии Пограничных дел Генваря 5-го 766-го году определении значит что хотя в атагановом роду до сего времени шанзабы никакого не бывало потому что кумирни у них не бывало а ныне есть построенная по дозволению г-на генерал-поручика бывшего иркутского губернатора и кавалера Бриля и когда им дозволено иметь и имеют кумирню то

<13>

и шанзаб при той кумирне по их закону быть неотменно должность по учиненной в селенгинскую в 750 году вновь от всех братских и ламах к положению в ясак к переписи показаны ламы – многие перешедшими из заграницы до разграничения а другие написанные в прежнюю 741 года перепись но перешедшие или из природных здешних кого не значится в черновом с посланного в Иркутскую Провинциальную Канцелярию из Селенгинской Воеводской Канцелярии об отсылке всем иноверцам ламам и новокрещенным вновь переписи октября 16-го 752 года доношении значит 1-е указом провинциальной канцелярии мая от 31-го велено всех родовых лам в ту перепись написать в ясак и за прошлые годы за кои они ясак не платили взыскать с них сполна и впредь сбирать бездоимочно да и малолетних написаться впредь к положению в ясак и когда они в указные лета придут тогда и с них ясак брать по указам без упущения и быть им в команде у определенного главного ламы цоржия а тех лам по прежней переписи показано 181 человек а по каким именно указам или определениям и чего ради от ясашного платежа избавлены требовала Провинциальная Канцелярия известие указом из канцелярии Правления Пограничных дел февраля от 27-го 752 года по прочем значит дано по мнению де Г-на бригадира и коменданта Якобии по означенной прежней 741 года переписи тунгусской породы и природных лам

<13об>

под ведением [по ведением] Главного ламы Цоржия 150 человек всположения в ясашный платеж надлежит оставить для того чтобы из оных лам многие как известно есть старые дряхлые увечные и весьма скудные и не только им ясак платить но и никакого собою движения и пропитания кроме прошения милостыни не имеют к тому ж и старшинских зайсанских и шуленгиных детей /: кои имеются в ламах же :/ по прежним данным делам и отцам их грамотам и указам ясаку брать не велено сии простые по многолюдству в здешнем ведомстве по их идолаторскому закону такими ламами в приношении молвы и в читании книг могли б довольствоваться из недостатка а сверх того числа уже впредь лам определять запретить дабы не отбывали ясашного платежа на то мнение указом присланным из Иркутской Провинциальной Канцелярии Селенгинской Воеводской Канцелярии апреля от 28-го 752 году велено о всем вышеописанном быть по мнению Г-на бригадира и коменданта Якобия Главный лама Нован Пункуц цоржи сказкою показал природных разных родов и табунуцкой породы наличные написанных по переписи 748 да сверх оного числа оказавшихся по вторичной переписи 748 году лам же кои происходили в ламы. После означенной же прежней переписи в разных годах происками отцов их у родственников тайшинские зайсанские шуленгинские засульские знменников

<14>

и рядовых ясашных платежных без ведома его соржия отбывая от ясашного платежа 163 человека а сверх того состоящих под ведением его ж нерчинского ведомства тангутской породы лам же 33 человека и всем оным учинена перепись и кои после прежней переписи определились в ламы и приспели в ясак в 18 и в выше летами те кроме старшинских детей положены в ясак против прочих селенгинских и ясашных иноверцев 148 нерчинские 33 итого 181 человек кои в прежнюю перепись написаны по вышеписанному указу оставлены всположения в ясак в прежних их ламских чинах под ведением Главного ламы цоржия и для того в правлении Приказали верхнеудинскому нижнему земскому суду предписать указ с тем дабы он держась прежде учиненных о ламах постановлений и сверх назначенного числа лам 150-ти человек в оное вводить не позволял что по проискам желающих быть ламами число их к отягощению простонародных не умножалось коих в число 150 лам поступить долженствуют о тех выбор и определение предоставить главным их ламам и кумиренным чинам на их собственное распоряжение о чем для ведома и Главным ламам вам Агалдаеву и Кытуркееву дать узнать сими указами а его Высокопревосходительству Ивану Алферьевичу за известия донесть Генваря 17 дня 1792 года.

[подписи неразборчивы]


Ключевые слова в этом документе

| Главный лама (4/4) | Селенгинская воеводская канцелярия (3/1) | Якобий (3/4) | Агалдаев (2/7) | Иркутская Провинциальная Канцелярия (2/1) | Бандидо Хамба (1/26) | Бриль (1/1) | Верхнеудинский нижний земской суд (1/3) | Иван Алферьевич (1/1) | Кытуркеев (1/2) | Нован Пункуц (1/1) | Селенга (1/7) | Унагачеев (1/1) |

УКАЗАТЕЛЬ

Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2017 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.