Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.

Документ выдан по ключевому слову: Иркутск

2.8. Указ Иркутского губернского пра¬вительства управляющему Селенгинскими пятью кумирнями бандидо хамбо Данзан Гаван Иши Замсуеву о позволении построить новую кумирню и о желательности приема в ла¬мы сыновей нойонов, но не из податных сословий. 6 ма


Указ е. и. в. самодержца всероссийского из Иркутск'>Иркутского губернского правительства управляющему Селенгинскими пятью кумирнями, состоящими по течению реки Селенги на левой стороне, главному ламе бандиде хамбе Данзан Гаван Ише Замсуеву.

По указу е. и. в. Губернское правительство слушав:

1-е. Два рапорта селенгинского частного комиссара от 16-го января под № 66-м и 67-м, из коих при первом представил доставленную ему Сартолова роду главным шуленгою Гынсом Даши Будо Заповым и Зажаном Дашапил Банзаракцыном до¬веренность, данную им того ж роду от старшин и родовых людей и братского войска казаков, о позволении им иметь при двух кумирнях для исправления во оных по их вере служения разных степеней 50 лам, к чему потребно к прежним 35 при¬бавить вновь 15-ть. – При втором препроводил на рассмотре¬ние сего правительства доставленный к нему Сартолова роду главным ламою ноин цоржием ширетуй Чой Жамсай Бохаевым выбор о вновь избранных на место умершего ламы Галсана Жанцунова из да-лам Даше Арибданове и к замещению сего из ясашных учеников хувараке Чойжамсе Васильеве.

2-е. Учиненную из дела справку, по которой оказалось: 29 апреля минувшего 1808 года поданным в губернское правитель¬ство прошением Верхнеудинской округи Сартолова роду Бурголтайской Пунцок Глийской кумирни главный лама ноин соржи Чойжамсо Бохаев, изъявляя всеподданейшую признательность свою к щедротам и милостям е. и. в. за награды им получен¬ные – золотыми часами и медалью, – просил позволения на по¬стройку кумирни при старой Бурголтайской Пунцок Глийской кумирне новой для принесения во оной по их вере моления за здравие е. в. и всей императорской фамилии.

Губернское правительство, желая знать в 1-х то, согласны ли будут дозволить построить оную кумирню его собственным кочтом при старой Бурголтайской Пунцок Глийской кумирне, не будет ли какого от того для общества помешательства; во 2-х, кто сию кумирню содержать должен; и в 3-х, не потребует ли она нового для оной комплекта лам, или служить в ней будут старые, требовала такового сведения от селенгинского частного комиссара Шелковникова. Сей комиссар при рапорте к 19 июня представил подписку от всех комплектных и прочих сартолова роду лам, что они на построение означенной кумирни согласны и что она для них необходимо нужна. Упралять ею будет сам проситель-лама Бохаев. К кумирне сей потребен целый комплект лам, подобно тому, как и при прочих имеется, а без того и отправление службы будет затруднительно, о чем особенно и просили. Но губернское правительство не утверждаясь на сем удостоверении почло нужным подкрепить оное отобранием сведения от вас и казаков Сартолова роду.

Когда же и от сих взято показан[ие], что никакого препятствия нет и что оная кумирня обществу отягощения не только не принесет, но признается еще за полезное, то по поставленной 29-го числа октября 1808-го года резолюции посланными в Верхнеудинский земской суд и селенгинскому частному комиссару Шелковникову указами позволено построить оную кумир[ню] и назначить потребное число лам из налично состоящих и кто в какие звания и степени избраны будут, учиня выборы представить на утверждение начальству. Относительно же существенности лам, прав их и порядка определения, то по делам правительства значит: 1-е. По штату, учиненному бывшею Удинскою провинциальною канцелярией, положено иметь при кумирне первой степени лам, именно же: ширетуя, то есть председателя и настоятеля в ламском обществе – одного; ноин цоржия, то есть помощника ширетую и книжника – одного; засака и чынзабу, всепоществуемых обоим первым, – двух; да-ламу или учителя – одного; гепкуя яко благочинного – одного; нанцу, то же, что да-лама, – одного; умзату – чтеца – двух; нирб, сиречь казначеев – двух; такильчи или пономаря – двух; жамбу, то есть повара, – одного, итого 17-ть, да двух хувараков или учеников, всего 19-ть человек, а в малых по 14-ти. Далее же, по делам видно, что ламами только должны называться хамба, цорджи и кумиренный ширетуй, а прочие чины и степени – хувараками.

2-е. По ведомости, доставленной при рапорте от 24-го января 1807 года от вас, показано в главной кумирне всех лам девятнадцать, а в прочих четыре, в том числе и той, которая на урочище Гозола, то есть Бурголтайская, по четырнадцати, следовательно полной и самой тот комплект, какой назначен бывшею Удинскою провинциальною канцеляриею.

3-е. Также канцелярия, между прочим, полагала быть ламам не из| ясашных и платежных, но из детей старшинских, то есть тайшинских, шуленежских и зайсанских, производя их по выбору и знанию ламства лучших лам по одобрению в поведении ро¬довых тайшей, шуленег, зайсанов и других хороших и неподо¬зрительных людей. 4 е. А в постановлении, учиненном быв¬шим чрезвычайным и полномочным посланником и министром графом Саввою Владиславичем 30-го июня 1728-го года, заклю¬чено было: «ежели оставшихся лам в Российской стороне по тогдашнему разграничению не довольно, в таком случае выби¬рать между собою из каждого рода по два мальчика благора¬зумных и к науке охотных, хотя из сирот или кто похочет, и отдавать для обучения знающим, дабы в чужих ламах не было нужды, а которые выучатся совершенно мунгальской грамоте, в которой русским подданым не без нужды, тех обнадеживать милостию е. и. в. в произвождении чинов, в начальники».

5 е. О преимуществах главного над всеми ламами, то есть бандида хамбы, значит, что он должен быть наставник, про¬поведник, настоятельник, книжник словом, человек ученнейший и искуснейший, притом должен быть удален от всех мирских дел и приносить жертву, однако же чинить рассмотрение о ла¬мах и как с погрешении бывают, то таковым чинить надлежа¬щее по закону их поправление или наказание или же лишение ламских чинов, а в прочем ему уже ни в какие мирские дела не вступать.

6-е. В указе Правительствующего сената от 22-го сентября 1788-го года между прочим значит, что правившему в Симбирске и Уфе должностию генерал-губернатора барону Игельштрому относительно представления его о духовенстве магометанского закона в высочайшем именном указе было изображено: «чтобы муллы и прочие духовные чины магометанского закона между народами в Российской империи исповедывающими определять не инако, как по учинению им надлежащего испытания и с утверждения наместнического правления», приказали: представленные при сем рапорте выбора на лам обратить при указе к верхнеудинскому исправнику Янковскому, потому что губернскому правительству утвердить оных не можно по следующим причинам: 1-е, что выбора на лам не засвидетельствованы Конторою селенгинских восемнадцати родов. 2-е. Удостоены ли в назначенные степени ламы вами, яко имеющему право над ламами смотреть, а тайшам наблюдать, дабы не из ясашноплательщиков поступали, но из тайшинских, шуленежских и зайсанских детей или из хувараков, то есть из учеников.

3-е. Назначено лам больше, нежели сколько должно, в то числе и[з] старых только пять, а прочие из новых, назначаемы вопреки предписания правительства.

И 4-е, что не состроена еще и та кумирня, для которой назначаются ламы, да и самое представление о тех ламах дано помимо местного начальства, как-то упоминаемой контотры, вас и даже земского суда. И для того предписать исправ¬нику Янковскому, чтоб он оные выбора обратил в контору тайшам Турутуеву и Иринцееву, предоставя им войти в соображение вместе с вами достойными все оные ламы тех степеней, в которые избраны и почему именно назначено лам больше, нежели сколько положено, а притом донесть, строится ли та кумирня, для которой они назначены и вместе со оным представить выбора на лам, коих назначить из налично состоящих, а не новых и за надлежащим свидетельством вас и тайшей чрез земской суд, на будущее же время держаться следующего порядка: именно, буде кто избран будет в ламы, того наперед представить для испытания в знании к вам, а вы обязаны отослать к тайшам конторы 18-ти селенгинских родов, которые должны узнать из тех ли людей выбор учинен из кого должно и потом уже представить по порядку за свидетельством всех их в земской суд или исправнику, или же комиссару, о чем для должного исполнения послать указы как вам, так и тайшам селенгинских родов. Марта 6 дня 1809-го года.

Советник Горлов

Столоначальник коллеский регистратор [подпись неразборчива]


Ключевые слова в этом документе

| Сартолов род (4/1) | Бохаев (3/1) | Удинская провинциальная канцелярия (2/3) | Шелковников (2/1) | Янковский (2/1) | Иринцеев (1/2) | Иркутск (1/42) | Арибданов (1/1) | Ише Замсуев (1/1) | Бандидо Хамба (1/26) | Российская империя (1/5) | Банзаракцын (1/1) | Селенга (1/7) | Будо Запов (1/1) | Симбирск (1/1) | Бурголтай (1/1) | Турутуев (1/1) | Бурголтайская Пунцок Глийская кумирня (1/1) | Васильев (1/1) | Уфа (1/1) | Верхнеудинский земской суд (1/1) | Владиславич (1/2) | Гозол (1/1) | Горлов (1/2) | Жанцунов (1/1) | Игельштром (1/1) |

УКАЗАТЕЛЬ

Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.