Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН |
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.Документ выдан по ключевому слову: Ише Замсуев 2.8. Указ Иркутского губернского пра¬вительства управляющему Селенгинскими пятью кумирнями бандидо хамбо Данзан Гаван Иши Замсуеву о позволении построить новую кумирню и о желательности приема в ла¬мы сыновей нойонов, но не из податных сословий. 6 маУказ е. и. в. самодержца всероссийского из Иркутского губернского правительства управляющему Селенгинскими пятью кумирнями, состоящими по течению реки Селенги на левой стороне, главному ламе бандиде хамбе Данзан Гаван Ише Замсуев'>Ише Замсуеву. По указу е. и. в. Губернское правительство слушав: 1-е. Два рапорта селенгинского частного комиссара от 16-го января под № 66-м и 67-м, из коих при первом представил доставленную ему Сартолова роду главным шуленгою Гынсом Даши Будо Заповым и Зажаном Дашапил Банзаракцыном до¬веренность, данную им того ж роду от старшин и родовых людей и братского войска казаков, о позволении им иметь при двух кумирнях для исправления во оных по их вере служения разных степеней 50 лам, к чему потребно к прежним 35 при¬бавить вновь 15-ть. – При втором препроводил на рассмотре¬ние сего правительства доставленный к нему Сартолова роду главным ламою ноин цоржием ширетуй Чой Жамсай Бохаевым выбор о вновь избранных на место умершего ламы Галсана Жанцунова из да-лам Даше Арибданове и к замещению сего из ясашных учеников хувараке Чойжамсе Васильеве. 2-е. Учиненную из дела справку, по которой оказалось: 29 апреля минувшего 1808 года поданным в губернское правитель¬ство прошением Верхнеудинской округи Сартолова роду Бурголтайской Пунцок Глийской кумирни главный лама ноин соржи Чойжамсо Бохаев, изъявляя всеподданейшую признательность свою к щедротам и милостям е. и. в. за награды им получен¬ные – золотыми часами и медалью, – просил позволения на по¬стройку кумирни при старой Бурголтайской Пунцок Глийской кумирне новой для принесения во оной по их вере моления за здравие е. в. и всей императорской фамилии. Губернское правительство, желая знать в 1-х то, согласны ли будут дозволить построить оную кумирню его собственным кочтом при старой Бурголтайской Пунцок Глийской кумирне, не будет ли какого от того для общества помешательства; во 2-х, кто сию кумирню содержать должен; и в 3-х, не потребует ли она нового для оной комплекта лам, или служить в ней будут старые, требовала такового сведения от селенгинского частного комиссара Шелковникова. Сей комиссар при рапорте к 19 июня представил подписку от всех комплектных и прочих сартолова роду лам, что они на построение означенной кумирни согласны и что она для них необходимо нужна. Упралять ею будет сам проситель-лама Бохаев. К кумирне сей потребен целый комплект лам, подобно тому, как и при прочих имеется, а без того и отправление службы будет затруднительно, о чем особенно и просили. Но губернское правительство не утверждаясь на сем удостоверении почло нужным подкрепить оное отобранием сведения от вас и казаков Сартолова роду. Когда же и от сих взято показан[ие], что никакого препятствия нет и что оная кумирня обществу отягощения не только не принесет, но признается еще за полезное, то по поставленной 29-го числа октября 1808-го года резолюции посланными в Верхнеудинский земской суд и селенгинскому частному комиссару Шелковникову указами позволено построить оную кумир[ню] и назначить потребное число лам из налично состоящих и кто в какие звания и степени избраны будут, учиня выборы представить на утверждение начальству. Относительно же существенности лам, прав их и порядка определения, то по делам правительства значит: 1-е. По штату, учиненному бывшею Удинскою провинциальною канцелярией, положено иметь при кумирне первой степени лам, именно же: ширетуя, то есть председателя и настоятеля в ламском обществе – одного; ноин цоржия, то есть помощника ширетую и книжника – одного; засака и чынзабу, всепоществуемых обоим первым, – двух; да-ламу или учителя – одного; гепкуя яко благочинного – одного; нанцу, то же, что да-лама, – одного; умзату – чтеца – двух; нирб, сиречь казначеев – двух; такильчи или пономаря – двух; жамбу, то есть повара, – одного, итого 17-ть, да двух хувараков или учеников, всего 19-ть человек, а в малых по 14-ти. Далее же, по делам видно, что ламами только должны называться хамба, цорджи и кумиренный ширетуй, а прочие чины и степени – хувараками. 2-е. По ведомости, доставленной при рапорте от 24-го января 1807 года от вас, показано в главной кумирне всех лам девятнадцать, а в прочих четыре, в том числе и той, которая на урочище Гозола, то есть Бурголтайская, по четырнадцати, следовательно полной и самой тот комплект, какой назначен бывшею Удинскою провинциальною канцеляриею. 3-е. Также канцелярия, между прочим, полагала быть ламам не из| ясашных и платежных, но из детей старшинских, то есть тайшинских, шуленежских и зайсанских, производя их по выбору и знанию ламства лучших лам по одобрению в поведении ро¬довых тайшей, шуленег, зайсанов и других хороших и неподо¬зрительных людей. 4 е. А в постановлении, учиненном быв¬шим чрезвычайным и полномочным посланником и министром графом Саввою Владиславичем 30-го июня 1728-го года, заклю¬чено было: «ежели оставшихся лам в Российской стороне по тогдашнему разграничению не довольно, в таком случае выби¬рать между собою из каждого рода по два мальчика благора¬зумных и к науке охотных, хотя из сирот или кто похочет, и отдавать для обучения знающим, дабы в чужих ламах не было нужды, а которые выучатся совершенно мунгальской грамоте, в которой русским подданым не без нужды, тех обнадеживать милостию е. и. в. в произвождении чинов, в начальники». 5 е. О преимуществах главного над всеми ламами, то есть бандида хамбы, значит, что он должен быть наставник, про¬поведник, настоятельник, книжник словом, человек ученнейший и искуснейший, притом должен быть удален от всех мирских дел и приносить жертву, однако же чинить рассмотрение о ла¬мах и как с погрешении бывают, то таковым чинить надлежа¬щее по закону их поправление или наказание или же лишение ламских чинов, а в прочем ему уже ни в какие мирские дела не вступать. 6-е. В указе Правительствующего сената от 22-го сентября 1788-го года между прочим значит, что правившему в Симбирске и Уфе должностию генерал-губернатора барону Игельштрому относительно представления его о духовенстве магометанского закона в высочайшем именном указе было изображено: «чтобы муллы и прочие духовные чины магометанского закона между народами в Российской империи исповедывающими определять не инако, как по учинению им надлежащего испытания и с утверждения наместнического правления», приказали: представленные при сем рапорте выбора на лам обратить при указе к верхнеудинскому исправнику Янковскому, потому что губернскому правительству утвердить оных не можно по следующим причинам: 1-е, что выбора на лам не засвидетельствованы Конторою селенгинских восемнадцати родов. 2-е. Удостоены ли в назначенные степени ламы вами, яко имеющему право над ламами смотреть, а тайшам наблюдать, дабы не из ясашноплательщиков поступали, но из тайшинских, шуленежских и зайсанских детей или из хувараков, то есть из учеников. 3-е. Назначено лам больше, нежели сколько должно, в то числе и[з] старых только пять, а прочие из новых, назначаемы вопреки предписания правительства. И 4-е, что не состроена еще и та кумирня, для которой назначаются ламы, да и самое представление о тех ламах дано помимо местного начальства, как-то упоминаемой контотры, вас и даже земского суда. И для того предписать исправ¬нику Янковскому, чтоб он оные выбора обратил в контору тайшам Турутуеву и Иринцееву, предоставя им войти в соображение вместе с вами достойными все оные ламы тех степеней, в которые избраны и почему именно назначено лам больше, нежели сколько положено, а притом донесть, строится ли та кумирня, для которой они назначены и вместе со оным представить выбора на лам, коих назначить из налично состоящих, а не новых и за надлежащим свидетельством вас и тайшей чрез земской суд, на будущее же время держаться следующего порядка: именно, буде кто избран будет в ламы, того наперед представить для испытания в знании к вам, а вы обязаны отослать к тайшам конторы 18-ти селенгинских родов, которые должны узнать из тех ли людей выбор учинен из кого должно и потом уже представить по порядку за свидетельством всех их в земской суд или исправнику, или же комиссару, о чем для должного исполнения послать указы как вам, так и тайшам селенгинских родов. Марта 6 дня 1809-го года. Советник Горлов Столоначальник коллеский регистратор [подпись неразборчива] Ключевые слова в этом документе | Сартолов род (4/1) | Бохаев (3/1) | Удинская провинциальная канцелярия (2/3) | Шелковников (2/1) | Янковский (2/1) | Иринцеев (1/2) | Иркутск (1/42) | Ише Замсуев (1/1) | Арибданов (1/1) | Российская империя (1/5) | Бандидо Хамба (1/26) | Банзаракцын (1/1) | Селенга (1/7) | Симбирск (1/1) | Будо Запов (1/1) | Турутуев (1/1) | Бурголтай (1/1) | Бурголтайская Пунцок Глийская кумирня (1/1) | Уфа (1/1) | Васильев (1/1) | Верхнеудинский земской суд (1/1) | Владиславич (1/2) | Гозол (1/1) | Горлов (1/2) | Жанцунов (1/1) | Игельштром (1/1) | |
Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов
Полный список книг -> |
||||
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов | |||
© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта. |
|||