По вопросу о пересмотре Положения 1853 года о ламстве.
о Ламайском духовенстве в Восточной Сибири.
(Высочайше утвержденное 15 Мая 1853 г.).
Краткие примечания к §§ |
|
§ 1. При тридцати четырех дацанах, находящихся ныне в Восточной Сибири, определяется прилагаемым при сем комплектное число Лам и Ховараков. |
Строго говоря, религиозных центров больше, и в интересы Правительства входит не препятствовать их размножению: чем они будут многочисленнее. тем беднее станет каждый и тем сильнее проявится повсеместная рознь ученого ламства, до сих пор искусственно нами самими подавляемая и искореняемая. Штат жрецов следовало бы считать упраздненным, чтобы не вести напрасной переписки о фиктивной на самом деле численности причисляющих себя к дацанам лам. В селенгинских инородческих летописях чистосердечно высказывается, что даже желание бандида-хамбы никогда не служило для бурят помехой признавать штатными ламами исключенных им из штата. Ховараков (ламчиков) тем более следует игнорировать ибо они с отроческих лет поступают в обучение и определять их количества невозможно. |
§ 2. Все духовенство делится на следующие 5 сте- |
Деление на степени. как нечто чисто религиозное и |
<256> |
|
пеней: 1., Бандидо-Хамба или первенствующий лама. 2., Ширетуй или настоятель дацана. 3., Лама-Гелунг, ли Лама-Гыцул. 4., Бандий. 5., Ховарак. |
не имеющее прямого отношения к вопросу о надзоре за ламством, следовало бы уничтожить, заменив простым упоминанием, что во главе каждого дацана должно стоять одно какое-либо ответственное лицо, к которому власти обращались бы в случае надобности. |
§ 3. Бандидо-Хамба пребывание свое имеет при Гусиноозерском дацане. |
Нет никакой причины оставлять за Гусиным озером первенствующее значение. Стоит дозволять буддистам выбирать достойнейшего, по их мнению, ламу – зараз наиболее желательного кандидата с правительственной точки зрения, с тем непременным условием, чтобы он оставался жить в своем родном дацане (обыкновенно всякий лама старается играть роль у себя дома), и это неминуемо преобразит нынешний религиозный строй инородцев-ламаитов. Мало или, точнее сказать, нет вероятия, что буряты исключительно станут выбирать верховного ламу из числа гусиноозеских. Скорее наоборот: теперь в религиозном отношении центр тяжести лежит в агинском ведомстве (за Читой). там буддизм жизненнее, чем |
<258> |
|
|
где-либо. Хоринцы (по середине Забайкалья) также гордятся ученостью и искусством своих духовных представителей. Цонгольцы, (недалеко от Кяхты), в виду древности своего дацана, и поныне считают себя первыми среди ламаитов Восточной Сибири. Если видоизменить 3 § Положения в указанном смысле и бандидо-хамбой признавать лишь наиболее угодного Правительству кандидата, то это быстро должно повлиять на внутренний строй дацанов: повсюду неминуемо явится соревнование и стремление стать хоть на время средоточием местной религиозной жизни. Переселение от родной кумирни к гусиноозерской вообще сопряжено с непрятностями. Прежний хамба Мархаев (1873-1875) был хоринец (из Ацагатского дацана), и с ним до того не ладили селенгинские ламы, что наконец он, совершенно больной и измученный, отказался от почетной должности и вернулся домой. Сделайся Ацагатский храм или в память прошлых дней, Ходонский (хоринский) храм временным центром лам- |
<258> |
|
|
ства, подобное явление не случилось бы. Возвеличивая на несколько лет то ту, то другую кумирню, власти тем самым умалят значение инородческих святынь и усилят раздор между жрецами, заставят честолюбивцев добиваться хамбинского сана, а для этой цели отлично знать по русски и действовать согласно с благими намерениями Правительства. Мне предвидится одно возражение: как быть с гусиноозерским архивом? Ведь не перевозить же дела с места на место? Во-первых, отчего бы нет? Их вовсе не так уж страшно много, во-вторых, перемещения произойдут, вероятно, раз в течении 5-10 лет, в-третьихопасаться как бы иные бумаги при этом не пропали, нам нечего, потому что они гораздо ценнее и важнее для самих бурят, чем для русских, и отчасти даже лучше было бы, если бы они исчезли и с ними доказательства нашего потворства и угождения язычеству. |
§ 4. На него возлагается главное заведывание и управление Ламайским духовенством и наблюдение, чтобы настоящий устав исполнялся в |
Не мешало бы прибавить «со строгою ответственностью за всякие упущения. Иначе каждый верховный жрец станет совершенно равнодушно смотреть на |
<259> |
|
точности. |
все, творящееся вокруг, вести переписку с Читой о мелочах и молчать, когда кругом ряд беззаконий. Так было, по крайней мере, до сих пор. При всяких запросах о причинах размножения заштатных лам, хамбы всегда отвечали, что они знать ничего не знают и просят обратиться за разъяснением к родоначальникам, которые призваны следить за инородческой жизнью. |
§ 5. Бандидо-Хамба подчиняется непосредственно Генерал-Губернатору Восточной Сибири. |
Теперь не определены отношения Хамбы к Иркутскому Генерал-Губернатору. |
§ 6. При открывшейся вакансии на должность Бандидо-Хамбы, до назначения на оную другого духовного лица, Ширетуй Гусиноозерского дацана немедленно заступает его место и доносит о том Генерал-Губернатору, который, с своей стороны, делает зависящее распоряжение о производстве выборов в должность Бандидо-Хамбы. |
Заступать умершего Хамбу должен старший лама его родной кумирни, пока не выбирут нового верховного жреца и архив не будет перевезен в другое место. |
§ 7. Выборы должны быть: а., при Селенгинской Степной Думе, б., начаться не позже как через три месяца со дня открытия вакансии и в., продолжаться не дольше шести дней. |
Если переделать 3 §, то выборам проще всего происходить в Чите, на глазах у начальства, или же при Хоринской Степной Думе (самой центральной). Селенгинская Дума не в центре Забайкалья и |
<260> |
|
|
съезжаться туда имело смысл только в виду ее близости к Гусиному озеру. |
§ 8. На выборах право голоса имеют одни только родоначальники и по одному депутату от приходов, которые должны быть назначаемы из люей духовного звания, имеющих не менее двадцати пяти лет от роду и не состоявших под следствием и судом; прочие же инородцы и остальное духовенство голоса в выборах не имеют и даже запрещается находиться им при оных. Для наблюдения же за порядком и правильным ходом выборов командируется на оные всякий раз особый чиновник, по распоряжению Генерал-Губернатора. |
Если выборы будут в Чите, незачем тратиться на командировки чиновников, особенно теперь, когда Забайкалье подчинено Приамурскому Генерал-Губернатору (прежде на выборы всегда присылался чиновник из Иркутска). |
§ 9. В должность Бандиды-Хамбы избираются три кандидата, которые кроме необходимых для сего звания познаний и качеств, должны непременно знать по русски. |
В сущности трех кандидатов мало, имея в виду, что их инородцы выбирают, по крайней мере, из нескольких десятков лам, и называя только три имени, быть может, умышленно останавливаются на таких лицах, которые всего менее соответствуют видам Правительства. |
§ 10. Выбор кандидатов на звание Бандидо-Хамбы удостоверяется протоколом, за общей всех подписью, о чем и доносится |
|
<261> |
|
командированным чиновником Забайкальскому Военному Гуьбернатору, которому, с мнением своим, представляет о сем Генерал-Губернатору, а сей последний достойнейшего из трех выбранных кандидатов представляет чрез Министра Внутренних Дел, на Высочайшее утверждение и если он удостоится оного, то выдается ему на таковое звание Высочайшая грамота. |
|
§ 11. Если выборы не начнутся или не кончатся в назначенный срок, или если на оных произойдут беспорядки, которые воспрепятствуют правильности выборов, то командированный Генерал-Губернатором чиновник прекращает оные, и, распустив собравшихся, доносит о том, чрез Забайкальского Военного Губернатора, Генерал-Гбуернатору, который тогда, по собственному уже усмотрению, представляет чрез Министра Внутренних Дел, на Высочайшее утверждение достойнейшего в звание Бандидо-Хамбы. |
|
|
|
§ 12. Бандидо-Хамба, по получении утверждения в должности, приводится к присяге по обряду Ламайской веры, в Гусиноозерском дацане. |
Торжественный привод Бандидо-Хамбы к присяге, в присутствии местных властей, на Гусином озере, много способствует стойкости ламства. Совершенно |
<262> |
|
|
достаточно было бы вызывать верховного ламу для присяги в Читу. |
§ 13. Возведение в звании Ширетуев, а равно и распределение их по дацанам, делается, по представлениям Бандидо-Хамбы к Забайкальскому Военному Губернатору, с утверждения Генерал-Губернатора Восточной Сибири. |
|
|
|
§ 14. Ширетуи назначаются из среды лам всех дацанов в совокупности. |
|
§ 15. На должность Ширетуя выдается Генерал-Губернатором диплом, за его подписью и печатью, и в него вписывается имя определенного, по выбытии же такового из означенной должности, диплом на оную возвращается Генерал-Губернатору, от которого выдается новый заступившему его место; прочим же духовным лицам выдаются на звание их свидетельства, по приказанию Генерал-Губернатора. |
Вот диплом: «Признавая гылун-ламу такого-то достойным звания ширетуя такого-то дацана, я на основании Высочайше предоставленной мне власти, утверждаю его в этой должности, при отнесении которой он, такой-то, обязуется в точности соблюдать как Высочайше утвержденное Положение о ламайском духовенстве, так и прочие узаконения, для сего духовенства издаваемые, и тем оправдать во всех отношениях ныне оказываемое ему, утверждением в сей должности, доверие. В свидетельство чего и дан мною сей диплом с приложением герба моего печати». Место. Месяц. День. Год. Подпись. От ширетуев не требуется обязательного знания русского языка, так что получая подобный диплом, |
<263> |
|
|
они в большинстве случаев не могут даже его прочесть, точно монгольские и тибетские ламы какую-нибудь грамоту богды-хана. |
§ 16. На Ширетуев возлагается ближайшее заведывание своим дацаном и суровое наблюдение, чтобы подведомственные им ламы и ховараки исполняли правила настоящего устава в точности.
|
Этот § ширетуями понимается буквально и, вне всякой связи, с остальными частями Положения, тем более что дацан, как религиозный центр местности, не может довольствоваться позволенными по закону 3-4 ламами, а держать ховараков (учащихся) вообще нельзя явно нигде, кроме как при хамбинской кумирне. |
§ 17. Они подчиняются непосредственно Бандидо-Хамбе-Ламе. |
|
§ 18. В случае смерти Ширетуя, до утверждения его преемника, а равно на время его болезни, заступает его место старший из Лам того дацана, к которому Ширетуй принадлежит. |
|
§ 19. Возведение в Ламское достоинство, т.е. в степени Гелунга и Гыцула, делается по представлению Бандидо-Хамбы, с утверждения Забайкальского Военного Губернатора. Распределение же их по дацанам, согласно сделанному в штате расписанию, зависит от непосредственного усмотрения Бандидо-Хамбы. |
Раз что в ламы посвящается очень большое число инородцев, следить за таковыми совершенно невозможно и еще бесполезнее переписываться об них. Однако в виду того, что в каждом дацане найдется, кроме ширетуя. не менее восьми человек лам с выдающимся значением, то, конечно, хорошо было бы знать, как они называются, каких лет, ка- |
<264> |
|
|
кого поведения и настаивать на том, чтобы такие лица непременно учились по русски. |
§ 20. Они избираются из числа состоящих при дацанах Бандиев и подчиняются непосредственно, по каждому дацану, своему Ширетую. |
Если переиначить предыдущий §, то этот и следующие три (до § 23 включительно) являются излишними (ибо нет ни малейшей надобности вмешиваться в дела язычества) и могут быть заменены одним параграфом: «Ширетуи и ламы настолько долждны признавать власть Бандидо-Хамбы, насколько это требуется буддийской религией. По приглашению мирян они вправе совершать служение по окрестным кочевьям». |
§ 21. На обязанности их лежит отправление богослужения по обрядам их веры в самом дацне и исполнение духовных треб вне дацана и иначе как по требованию прихожан, с соблюдением правил, нижеизложенных. |
|
§ 22. Банди назначаются и распределяются по дацанам, сообразно штату, непосредственным усмотрением Бандидо-Хамбы и из числа Ховараков, находящихся при Гусиноозерском дацане. |
|
|
|
§ 25. Они подчиняются непосредственно каждый Ширетую своего дацана, где и |
|
<265> |
|
исполняют всю прислугу, потребную для внутреннего в дацане богослужения. |
|
§ 24. При гусиноозерском дацане, по распределении к местам за штатом оставшихся Лам, содержаться будут 35 ховараков, которые должны, под главным ведением Бандидо-Хамбы, обучаться и Тибетской грамоте, полезным ремеслам и наукам, а преимущественно догматам Ламайской веры, чтобы иметь возможность избирать из них в последствии в Банди, для пополнения Ламайского духовенства, при открывающихся вакансиях. |
Лишен смысла, потому что взрослые и малолетние ученики повсюду группируются вокруг опытнейших наставников, и притом в значительном количестве. Ламаиты всегда особенно недовольны были этим §, говоря, что 35 ховараков мало для пополнения штата, но в сущности дело заключалось в том, что при хамбинской кумирне (как и при других) жило много учащихся и им приходилось постоянно таиться что в виду близости Гусиноозерского дацана к г. Селенгинску весьма неудобно. |
§ 25. При Гусиноозерском дацане, под главным заведыванием Бандидо-Хамбы, ведутся точные послужные списки каждому из Ширетуев, Лам, Бандиев и Ховараков, по формам, которые для сего будут составлены, по распоряжению Генерал-Губернатора. В этих списках отмечаются неупустительно все перемены, происходившие с этими лицами и все штрафы и наказания, коим они подвергаются. |
Бандида-Хамба вообще должен знать, что за люди всем заведывают в разных дацанах, и, в случае надобности, сообщать о сем точные сведения начальству. |
<267> |
|
§ 26. Копии с этих списков Бандидо-Хамба обязан представлять ежегодно, к 1му Мая, Забайкальскому Губернатору и Генерал-Губернатору Восточной Сибири. |
|
|
|
§ 27. Кто имеет более 2х сыновей, тому дозволяется одного из них отпускать в духовное звание; но для этого он обязан испросить предварительно согласие своего общества. Только при имении подобного уволнительного от общества свидетельства Бандидо Хамба имеет право принять просящего в ховараки и при том не иначе, как ежели будет существовать в то время при Гусиноозерском дацане на эту должность вакансия. |
Мнимая наивность лам доходит до того, что на этом § основывают причину размножения духовных, как будто законом дозволяется и даже поощряется отдача одного в ховараки, когда в семье есть несколько мальчиков. |
§ 28., Определяющийся в ховараки должен быть не моложе 18 лет от роду и для поступления его в духовное звание должно быть собственное его желание, которое следует объявить ему своему обществу. В противном случае, сие последнее не имеет права выдавать ему увольнительного свидетельства. |
В ховараки посвящаются в очень юном возрасте и бороться против этого общераспространенного в ламайских землях обычая едва ли мыслимо иначе как на бумаге. |
§ 29. Всякое самовольное возведение в которое |
Неисполним, по непригодности вообще существующего Положения. |
§ 30. Последствия такого неправильного возведения суть: а., для возведенного обращение в предшествовавшее его звание и б., для возводившего – лишение духовного сана и обращение в светское состояние. |
Во-первых грозит слишком слабой мерой наказания за нарушение закона, а во-вторых неприменим, ибо в глазах народа всякий посвященный таким и остается. |
§ 31. Построение новых кумирень производится не иначе, как по удостоверению Генерал-Губернатора, что таковая постройка действительно необходима, и каждый раз с разрешения Министра Внутренних Дел. |
|
|
|
§ 32. На все существующие ныне 34 дацана, показанные в штатах, должны быть составлены планы, которые имеют быть утверждены Министром Внутренних Дел и храниться при самых дацанах, а копии с оных в Департаменте Духовных Дел Иностранных Исповеданий Министерства Внутренних Дел. |
Планы, снятые после 1853 г., или негодны, по небрежности чертившего их, или же устарели, в виду переделки кумирень, замены деревянных зданий каменными, перенесения дацанов на новое место и т.п. |
§ 33. Всякая пристройка к тем дацанам не может быть произведена без разрешения Министра |
Медленность, с которою дается в Сибири всякое разрешение, вынуждала иногда инородцев чинить свои мо- |
<268> |
|
Внутренних Дел. Исправление же их производится с разрешения Генерал-Губернатора Восточной Сибири, по представлению Военного Губернатора Забайкальской Области. |
литвенные здания самовольно. Например, испрашивалось произвести какой-нибудь пустой ремонт старой крыши на несколько рублей. Ответ не приходил годами. Утварь чернела от течи, кумирня ветшала: волей-неволей ламы приступали к переделке. На это доносилось начальству, начиналось следствие, производились обычные поборы и т.д. Существует кроме того одно важное недоразумение, относящееся к означенному §. Термин дацан правительством, очевидно, понимается узко и условно, как кумирня. Тогда как на самом деле означает «религиозный центр». Буддийский храм называется сумэ. В каждом дацане их несколько: центральное – крупное, и маленькие по бокам. О них в Положении ничего не упомянуто, и это дает повод к постоянным ревизиям и стеснениям. Неопределенно также, как смотреть на ламские жилища вокруг и сколько таковых может быть при кумирнях. |
§ 34., Постройка новых, отдельных от утвержденных кумирень, молитвенных зданий воспрещается. |
Местными властями этот § понимался всегда буквально, хотя, быть может, составители Поло- |
269 |
|
|
жения при слове «постройка» подразумевали «самовольная». |
§ 35., Произвольно построенные дацаны и всякие молитвенные здания, а равно пристройки к ним немедленно уничтожаются, и виновные в том лишаются духовного звания и обращаются в светское сословие. |
Между тем целые религиозные центры и отдельные храмики спокойно существуют в инородческой глуши с ведома русского ближайшего населения и земской полиции. Эта безнаказанность дорого стоит ламаитам, но не в состоянии уменьшить религиозного рвения. |
§ 36.., Приход каждого дацана должен быть в точности определен, по соглашению Забайкальского Военного Губернатора с Бандидо-Хамбою и с утверждения Генерал-Губернатора. Всякое изменение по этому предмету в последствие зависит также от окончательного утверждения Генерал-Губернатора. |
Топографически приходы давно с точностью определены (и эти подробные данные приложены к отчету № 5), но властями до сих пор не утверждены. В виду кочевого образа жизни инородцев, строго и неизменно наметить границы – дело невозможное. Нередко иным степнякам приходится жить в черте то одного, то другого смежного прихода. Каких же лам им считать своими официальными требоисполнителями. |
§ 37. Никто из мирян, а в этом числе и заштатные Ламы, обращенные в светское состояние, не имеют права носить одежду, присвоенную Ламскому духовенству, под опасением в противном случае ответственности по законам. |
Не проще ли предоставить тайшам и родоначальникам надзор за тем, чтобы никто обманом не выдавал себя за настоящего ламу и не эксплуатировал народ шарлатанскими ярлыками? При нынешних порядках никто |
<270> |
|
|
за это не ответственен. |
§ 38., Все заштатное духовенство избавляется от всех повинностей; а Бандидо-Хамба, Ширетуи и Ламы от телесного наказания. |
Нередки случаи, когда штатных лам по долгу не выключали из податного состояния. К отчету приложен список их имен. В 1886 г. Забайкальский Военный Губернатор поднял вопрос о необходимости даже штатным ламам платить подати, и они платят. |
§ 39., Ламайские духовные лица, по догматам их веры, не могут иметь отдельной собственности и обязаны вести жизнь внебрачную. |
§§. 39, 43 и 44. До этого нет никакого дела Правительству и нелюбостяжание, и целомудрие добродетели, доступные избранным. Понуждать инородцев, чтобы они приближались к своему религиозному идеалу, в высшей степени странно, тем более что и собственность иметь не грех для Ламы, и жениться многие считают для себя дозволенным: врачи (эмчи) обыкновенно женаты. |
§ 40. Бандидо Хамба и Ширетуи отнюдь не должны отлучаться далее пределов своих приходов, исключая особых уважительных причин, в каковых случаях они и испрашивают на то дозволение Военного Губернатора Забайкальской Области. |
Прежде бандидо-хамба ездил обозревать дацаны. Но потом власти нашли это вредным и запретили. Между тем, - когда речь заходит о повсеместном нарушении Положения, - главный лама ссылается на то, что не имеет права самолично следить за творящимися в религиозных центрах Восточной Сибири. |
§ 41. Для исполнения в необходимых случаях духовных треб между миря- |
§§ 41 и 42. Обязательно жить при дацанах все ламы (особенно низшие) не могут, ра- |
<271> |
|
нами могут отлучаться из дацана Ламы, но не далее черты своего прихода, с дозволения от своего Ширетуя и не иначе, как по требованию самих прихожан; по исполнении же у них необходимых духовных треб, обязаны немедленно возвращаться в дацан, не проживая без надобности в улусах. |
но среди мирян и, только когда нужно, совершает для них то или другое служение. |
§ 42. За нарушение предыдущих 2х параграфов виновные обращаются в светское состояние. |
В глазах населения ламы, даже лишаемые звания бандида-хамбою, по свидетельству инородческих летописей, продолжали считаться, по прежнему, ламами. |
§ 43. Строго воспрещается Бандидо-Хамбе, Ширетуям, Ламам, Бандиям и ховаракам впускать в свои дома женщин; за нарушение же сего виновный низводится в низшую степень, а ховарак обращается в светское состояние. |
Этот § один из самых неудачных: 1., Обычай не оправдывает подобного установления, оно не исполняется и вообще лишено смысла до такой степени охранять буддийское жречество от соблазнов. В Монголии я видел то же самое: женщины свободно и открыто входили в ламские жилища. II., Низведение ламы в низшую степень, сколько мне известно, не мыслимо. III., Ховараки – по преимуществу мальчики и юноши: их посвящают Будде в таком нежном возрасте, когда чужая воля руководила их образом действий. Сделать их мирянами насильно русские власти во-пер- |
<272> |
|
|
вых, не в состоянии, а во вторых, ни в каком случае не имеют достаточного разумного основания. |
§ 44., Духовное лицо, виновное в блуде, или вообще замеченное в безнравственном поведении, лишается своего звания и обращается в светское состояние. |
Вообще надо сказать, что, чем больше будет безнравственных, распутно живущих лам, тем лучше для воздействия христианской проповеди на язычников. |
§ 45., Кто однажды исключен был из духовного звания, того впредь в таковое уже не принимать; виновный же в подобном принятии лишается своего звания и обращается в светское, куда возвращается также и принятый. |
В виду сказанного по поводу § 42, также представляется совершенно излишним. |
§ 46., Лишение духовного звания, за нарушение постановлений, в сем уставе изложенных, и обращение в светское, за исключением Бандидо-Хамбы, определяемого в сию должность Высочайшею волею, зависит от Генерал-Губернатора Восточной Сибири, но не иначе, как по предварительному, формальному, исследованию. |
|
§ 47., На основании § 39 никто из духовных лиц не имеет никакой собственности; содержания же они, равно как и самые дацаны, добровольными приношениями мирян |
|
<274> |
|
в дацаны и добровольною же, а отнюдь не вынужденною платою за исполнение духовных треб вне дацана. |
|
§ 48., По этому все имущество, какое ныне находится у лиц, кои поступят в комплект нового штата, должно немедленно быть обращено: недвижимое в пользу родовых управлений, среди коих то имущество находится; движимое же в собственность дацанов, к которым означенные лица первоначально принадлежать будут. |
§§ 48 и 50. в данное время устарели и потому свободно могут быть упразднены. |
§ 49., Для хозяйства же дацанов перемежевать из прилегающих к ним земель количество, сообразное с числом лиц, находящихся в них по штату и полагая на Бандидо-Хамбу пятьсот десятин, на Ширетуя – двести, на Ламу – шестьдесят, на Бандия – тридцать и на ховарака – пятнадцать десятин. |
Как видно из приложений к отчету за № 64, этот § на половину не выполнен самим Правительством по отношению к Хамбе и дацанам с казаками-прихожанами. Если видоизменить Положение в единственном возможном направлении, то этот § вообще едва ли уцелеет. |
§ 50., Кто, при первоначальном введении сего устава, не согласен будет лишиться собственности, тот должен выбыть из духовного сословия и обратиться в светское. |
|
§ 51., Для заведывания как движимым, так и недвижимым имуществом дацанов, определяется к каждому из них по одному старосте, избирае- |
|
<275> |
|
Мому на три года мирским приговором прихожан из среды их и утверждаемому Военным Губернатором Забайкальской области. |
|
|
|
§ 52., Староста обязан ежегодной отчетностью обо всем имуществе дацана перед Степною Думою, в непосредственном ведении которой он состоит; кроме того имущество дацанов ежемесячно свидетельствуется ширетуями, которые отдают о них ежегодно в Январе месяце отчет. Хамбе-Ламе, а сей последний доставляет также ежегодно общий из них отчет Забайкальскому Военному Губернатору, не позже Марта месяца. |
|
§ 53., Староста должен жить при дацане и отлучаться из него с разрешения Ширетуя и по письменным видам от Степной Думы. |
|
§ 54., Хозяйство, при каждом дацане находящееся, принадлежит всей общине того дацана нераздельно и состоит только под главным заведыванием Ширетуя. |
|
§ 55., Денежные доходы дацана могут быть: а., от добровольных приношений мирян; б., от продажи бурханов, обра |
|
<276> |
|
зов, молитв, поясов и других предметов церковных, по таксе, которую надлежит ежегодно составлять Бандидо Хамбе и утверждать Военному Губернатору Забайкальской области и в., от продажи хозяйственных произведений. |
|
§ 56., Денежные доходы каждого дацана делятся на 10 частей, из коих 1/10 отсылается по окончании года, каждое 1 Января, чрез посредство Степных Дум, к Бандидо-Хамбе, как на его содержание и на покрытие канцелярских его расходов и содержание находящихся при его дацане ховараков; затем 2/10 поступают в пользу Ширетуев; 3/10 на поддержание самих дацанов и канцелярские при инх расходы; а остальные 4/10 разделяются между Ламами и Бандием. |
|
§ 57., За исключением продажи хохяйственных произведений, всякий другой торг Ламайскому духовенству строго воспрещается. Нарушители сего обращаются в светское состояние, и, на основании ст. 1589 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, подвергаются денежному взысканию. |
В виду крайней многочисленности ламства и того, что оно повсюду занимается торговлей в самых широких размерах, строгий запрет не имеет действия. |
<277> |
|
§ 58., Подобной же ответственности подвергаются виновные в сношениях с заграничным духовенством, с переселением в отдаленнейшие от границы места Восточной Сибири, по распоряжению Генерал-Губернатора. |
При открытой на тысячи верст границе и тесной религиозной связи с Монголией, буряты и тунгусы неминуемо как сами туда ходят, так и гостей оттуда принимают. |
§ 59. Бурханы, разные письменные изображения, молитвы, духовные книги, поясы и проч., выписываются из-за границы собственными лишь средствами дацанов чрез Кяхтинскую таможню, по особым, каждый раз, представлениям о том Хамбы Ламы к Забайкальскому Военному Губернатору и по ближайшему усмотрению сего последнего. |
Теперь таможня в Иркутске. Если уж Правительство хочет наблюдать за получаемыми из-за границы предметами культа, то поручить это следует Кяхтинскому коммисару, хотя во-первых, надо заметить, что, пожелай только инородцы, они и так свободно провезут все, необходимое с религиозной точки зрения, а во-вторых, еще в 1874 году Хамбо Мархаев доносил Губернатору, что продавать заграничные изделия местные ламы находят совершенно излишним, ибо прихожане сами приобретают, что нужно, и множество вещей делается дома, в Забайкалье. Искусство, проявляемое при этом бурятами, удивляет всякого приезжего из России. |
Кн. Эспер Ухтомский.