Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.

6.4 О Ламах, кочующих в за Байкальском краю, Бурят Шигемонианского исповедания и о догматах их веры.


[1]

О Ламах, кочующих в за Байкальском краю, Бурят Шигемонианского исповедания и о догматах их веры.

Иркутское Губернское Начальство, не имев по ныне в виду никаких известных и определенных законов, на коих существует сословие Шигемонианской секты Лам, представляющих в Китае, Индии, Тибете и соседственной нам Монголии почетное духовенство, не могло иметь и точных сведений и оснований, для удержания в достодолжных пределах Лам, зашедших сперва из Тибета к Забайкальским Бурятам в начале минувшего столетия и умножившихся ныне по одному злоупотреблению начальствовавших Лам до несоизмеримого числа в отношении к количеству народа; державшегося из древле известной Шаманской секты, общей всем Восточной и Северной части Азии народам.

Но ныне Начальство приобрело сии незнаемые прежде законы, утвержденные самыми Бокда Ханами, напечатанные последним изданием прошлого 1817 года (по нашему счислению), выписанные из Пекина и на самом том Монгольском языке, на коем пишут и читают наши Буряты,

[2]

то руководствуясь ими и может оно на основании сих коренных и всеобщих по Шигемонианской секте законов непосредственно на догматах и утверждающихся без дальнего уже опасения или какого-либо недоразумения приступить к исправлению и искоренению вкравшегося между Бурятскими Ламами беспорядков под предлогом законности, будто бы верою их предписываемой, и при том защищаемых ими по ныне столь бесстыдно, в той надежде, что Христианское начальство не знает и не отыщет тех путей, коими бы могло оно быть приведено в состояние положить пределы духовным их заоеваниям, самовластием, обольщением и угрозами религии сопровождаемым.

Монгольские узаконения сии заключаются в 63х частях, содержащих в себе правила как до управления светскою, так и Ламского начальства относящихся. Исключительно же из оных 5 частей собственно касаются до Ламского сословия, не исключая и первосвященника сей секты, известного Далай-Ламу, как имеющего непосредственное на нее влияние, яко главы оной после

[3]

Бокда-Хана.

Из законов сих в особой записке здесь прилагаемых, можно усмотреть самовольство Бурятских Лам-начальников, оставленных собственному их безответному произволению стеснять не токмо свободу Шаманской, впрочем самой по себе самостоятельной секты, но и восхитивших право проповедования распространять свою Шигемонианскую всем вообще носящим имя инородцам, какого бы они ни были происхождения и тем самым удерживать их от принятия Христианства(1).

Между тем Шигемонианская вера из Индии чрез Тибет и Монголию в пределы России бродягами внесенная, как совершенно иностранная, не должна бы, кажется, иметь никакого права на свое распространение(2).

Соблюдая надлежащий порядок, следует наперед изъяснить о существе и качествах как сей, так и Шаманской секты.

[4]

Шигемонианская или Ламская вера, основанная на собственных своих писаниях, происходит от древней Браминской. (Смотр. Монг. Кн. Улигерун Далай) Из Индии передана она в Тибет, а из сего в конце 13 века первоначально вошла она в Монголию. Признана же за господствующую между Халхаскими соседствующими с Россиею. Монголами в конце 17го столетия, по причине рождения у них первого Хутукты (перерождающегося Бога) в лице сына Тушету Хана, имевшего тогда резиденцию свою в нынешнем Курене (Урге) при реке Тул (смотр. ист. Монг. Ханов).

Определение Ламской секты.

Секта Ламская есть Аристократическое многобожие. Олан-бурханту, по которой Боги сии один после другого владычествуют над светом по переменно, не имея из между себя ни одного всегдашнего , вечного, чем она и отличается от древне Эллинской. По Шигемонианской сей вере: 1е Верховное существо составляет Лама (священство); 2е. Среднее священное писание, или закон; 3е и последнее Бурхан (Божество). Но верховного, безначального и вечного Творца, как и выше сказано, не признается.

[5]

Ламы, по точным словам их догматов, долженствуют быть холостыми и при том вести строгую монашескую жизнь при своих Кумирнях, или монастырях. А Шаманы, на против того, все женаты, или овдовевшие старики, как и простолюдины.

Шаманство.

Шаманская вера напротив того держится одними только преданиями и есть древнейшая и общая всему Востоку и Северу Азии. Она основана не на почтении злым духам, дьяволам, как о ней вообще простонародие думает, но на поклонении и жертвоприношении Онгонам, то есть, духам хранителям, покровителям и обладателям стихий.

Онгоны бывают небесные, выспренные, воздушные и земные. Влатсвуют над погодами и душами усопших, которые признаются также и бессмертными. Иные из них обладают разными местами, как то: горами, холмами, долинами, лесами; в водах же: морями, реками, озерами, ручьями и проч. Другие же покровительствуют в домашней жизни и обстоятельствах

[6]

ее, как по семейству в любви, свадьбах, родах, так и по экономии звероловству, скотоводству и пр. и пр. независимо от Бурханов, богов, почитаемых собственно Шигемонианскими Ламами. Словом: Онгоны сии приемлются за духов хранителей домашних богов, кои во многом подобны древним Панам, Ларам, Пенатам, Нимфам, Наядам и проч. Они противоборствуют злым духам (дьяволам) из покровительства к человечеству, или по неудовольствию своему попускают вредить ему.

При всем таковом баснословии, Шаманцы не предполагают перемены своим Онгонам, так как Ламы своим Бурханам. А если и вошло невыгодное мнение о Шаманах: то не от чего другого, что сочли их служителями и почитателями дьяволов и бесов, однако ж несправедливо.

Сами Манчжурские (Китайские) Бокда-Ханы, не говоря о знатных и нижних чиновниках и о всем простонародии Манчжуском, имеют законную обязанность поклоняться и жертвовать сим Онгонам чрез одних и тех же Шаманов, равномерно, как и посред

[7]

ством Шигимуниевых жрецов-Лам, кои однако ж наблюдают при том особо установленные для служения Онгонам обряды, исключая кровавые жертвы. И самые даже Ламы в случаях неудовлетворения от своих Бурханов, прибегают иногда к помощи Шаманов, каковое обыкновение, при настоящем несоразмеренном разумножении между Забайкальскими Бурятами служителей Шигемуния Лам, почти вовсе ими истреблено, тогда, когда среди самого Пекина возвышаются два огромнейшие великолепные храма, торжественно посвящаемые Бокда-Ханом Лун-фу-сы и Чжун-фу-сы, посвященные единственно для служения оным Онгонам, и содержимые иждивением казенным (смотр. Монгол. зак. о Лам. част. 1, §§ 15, 16 и 36).

Не приводя здесь многих других доказательств о собственной самостоятельности и древности Шаманской Секты, яко господствующей в Манчжуии у Тунгусов и у многих еще других народов и имеющей при всем том, как выше показано, и публичные свои жертвенники, обратимся к самому

[8]

началу и поведению нынешних за-Байкальских Бурятских Лам и их предприимчивым вымыслам и планам для преобладания своего направляемым и скрываемым как от вышнего начальства, так и от кочевного сего народа, застращенного и окруженного ими ныне, так сказать, со всех сторон.

Первоначально, в 1741 году Иркутским начальством определен для управления Селенгинскими и Нерчинскими, бывшими тогда в малом числе, Ламами, (большею частии пришедшими из Тибета для введения между за Байкальскими Бурятами и Тунгусами вместо прежней Шаманской, новой Индийской Шигемонианской секты), бывший до того в Цонголовом роду, составленном из природных Монголов, первенствующим Ламою, Главным Лама Пунцуков, где заведена была и главная за Байкалом Килгонтуйская кумирня, утвержденная Иностранною Коллегиею; между тем, как все прочие действительные Буряты были Шаманской Секты. Потом в 1752 году хотя и определен частно в подгородной и Хатагинов роды главным же Ламою Агалдаев, но с подчи-

[9]

нением оному же Цонгольскому Ламе. Преемник же его последнего Заяев испросил первый известное достоинство Бандиды-Хамбы в 1764 году, и значил между за Байкальскими Бурятами, как глава Шигемуниевой секты. Получив же потом Депутатскую (по составлению нового Уложения) золотую медаль, представлял оную за одобрение, данное проповеданию его веры, и заставляя Шаманство укрываться и молчать, распространял между ими Шигемонианство без всякого препятствия.

С сего времени Аголдаев, начальник частной Гусино-озерской кумирни, заведенной без дозволения Начальства из честолюбия, начал искать независимости от своего Хамбы-Ламы, и наконец, домогательствами своими вышел из подчинения его. Преемники же оного Агалдаева, посмерти последнего Цонгольского Бандиды-Хамбы Кытуркуева, исходатайствовав оное титло себе с верховною властью и начальством над всеми Бурятскими и Тунгусскими Ламами, и с тем вместе Гусино-озерские, прежде бывшие частными, сделали вместо прежних Цонгульских главными

[10]

Кумирнями в 1808 году.

Во времена оного искательства и домогательства о независимости Гусино-оезрской кумирни от Цонгольской усугубилось с обеих сторон усильное соревнование к размножению. Ламского состояния для приращения на свою сторону большого числа голосов, на числе коих основывались выборы в Главные Ламы. По соединении же под одно ведомство всех Забайкальских Бурятских и Тунгуских Лам, при нынешнем Бандиде-Хамбе (украшающемся золотою на Аннинской ленте медалью) доведено размножение их до несоразмерного числа к количеству простого народа, которое по всей справедливости обращает на себя внимание настоящего начальства.

К происхождению сих и прочих беспорядков не менее способствовало и то, что Буряты сии переходили из одного управления в дургое: из пограничного в Воеводское, а из сего наконец в Земское, из коих оба последние, как кажется, с одной стороны не находили дальнего различия сежду Ламою и простолюдином, а с другой предпочитали внешнее благочиние Лам неопрятному и простодушному Шаманству.

[11]

Размножение Лам наконец достигло до того, что вместо 150 или по последнему и недавнему расположению 293х комплектных, по самому скромному показанию в собственных их ведомствах нащитано 2502 человека Лам. И если из числа прихожан 39326, показанных в Ламской ведомости исключить большую часть Хоринцев, Бурятов, держащихся еще и поныне Шаманства: то придет на каждые десять прихожан, по крайней мере, по одному Ламе (монаху). Когда же положить по обыкновенному соображению по три души на дым или юрту: то на каждые три семьи обойдется не менее, как по одному монаху.

С таковым размножением Ламского состояния возрастали и тягости народные и следующие беспорядки, противные вышеупомянутым законам о Ламах.

Кумирни.

1е. Ламы закладывали и выстраивали повсюду новые кумирни без позволения начальства, из коих только на некоторые и спустя долгое время после совершения постройки их испрашивали утверждения и частью от Земских судов,

[12]

из коих и так ими называемых главными и по ныне не утверждены. Постройки сии, производимые всегда на счет общества как поголовными поборами, так и принужденными прикладами, всегда сопровождаются безотчетностью Лам. А если они и показывают расходы, то совсем неверные.

По законам же о Ламах ч. 4, §§. 114 и 115 таковые постройки начинаются по особому Высочайшему дозволению и Имянному Указу, на что выдается при том и грамота.

Комплект.

2е. С построением таковых новых кумирен без предварительного дозволения, вербуют на рекрут и забривают(1.) туда и новых Лам, совсем не помышляя о определенном единожды от начальства комплекте и никогда не доносят о том никуда: ибо кажды Бурятский Ширетуй, т.е. начальник какой-либо кумирни забривает малолетних детей Бурятов и большею частью ниже семилетнего их возраста, каковым посвящением отцы их не смеют более и противоречить, предполагая, что Ламы

[13]

их имеют на то полную власть от вышнего начальства.

Надобно при сем еще необходимо упомянуть и то, что при начальном образовании между за Байкальскими инородцами Ламского состояния в замену иностранных, Инструкциею 1728 года предписано было Бурятам именно чтобы: «избрать из каждого рода по два только мальчика из сирот, коих и обучать Монгольской, нужной для них грамоте» - по сему предположении на Селенгинских 18, Хоринских 11, Бурятских и 15 Тунгуских всего 44 рода, не следовало бы иметь сверх комплектных учеников более 88, кроме комплектного числа 150 человек Лам. И при том поставлять в Ламы тех из них, кои окажут успехи в Монгольской грамоте. А на против того из всего нынешнего необъятного числа около 2500 Лам, едва ли и двадцатая часть найдется знающих Монгольскую грамоту, а иные из них и никакой(2.). Но в противность всяких политического благоустройства

[14]

к совершенному изумлению всякого благонамеренного члена общества, ныне умножилось сие звание до того, что в одном Табунагутовом племени Бурятов при числе 640 ревизских душ находится, по собственному Забайкальского Главного Хамбы Ламы официальному показанию, 255 монахов (Лам), что приведется на каждые только 100 дух по 42 монаха.

Каковых сверх комплектных и необученных грамоте Лам, немотря на представляемую Ламами невозможность, надлежало бы расстригая, обращать в мирское состояние и отсылать в те светские ведомства, к коим они прежде принадлежали, а тех, кои их без дозволения начальства посвящали, отрешая от должностей, тяжко оштрафовывать: как обо всех таковых законопротивных поступках изображено в Монгольских «Ламах законах» ч. 1й с § 1 по 17й ч. 3й § 104 и ч. 4. §§. 110, 120 и 124й.

Расстрижение и наказание Лам.

3. Мнимая неприкосновенность Ламского звания, как о том намекают Бурятские Ламы, совершенно опровергается их же собственными законами,

[15]

в коих между прочим именно сказано: «если какого-либо Ламу доведется судить за какой-либо законопротивный случай»: то «прежде снять от него Ламство и потом судить; и когда окажется прикосновенен, тогда приговаривать и наказывать его к равному и одникаму с виноватым наказанию». ч. 4. §§. 114, 128, 129 и 130й.

Праздность и бродяжничество Лам. Хуралы.

4е. С построением повсюду новых главных и многих частных при них Кумирен, все Бурятские Ламы большею частью живут в рассеянии по кочевьям, по непременной обязанности своей долженствуют собираться туда каждой луны к 15 ч. на общие соборные моления, так называемые Хуралы; ибо за небытие на оных они штрафуются. И для сего разъезжают они взад и вперед и часто из дальных расстояний, изнуряя тем рабочий скот, бесполезно. Хуралы сии, равно как и все прочие Ламские требы, содержатся или на личной чей-либо из простолюдинов или на складственной молельщиков и всех прихожан счет; и часто оканчиваются публичными пирами и играми. По совершении коих Ламы сии разбродятся и паки по кочевьям и особенно летом без всяких видов и позволения,

[16]

проживая промежутки сии от одного хурала до другого в безделии, праздности и гулянках, у принимающих их хозяев, и все сие на счет предубежденных и переуверенных ими простолюдинов, не сведущих о тех ламских законах, коими таковое бродяжничество и отлучки Лам от своих Кумирен и монастырей без всяких видов и особенного дозволения от их начальств, а в дальние места и без видов от светского начальства строго и вовсе запрещены. Законные же отлучки Лам от Кумирен и монастырей их, не иначе долженствуют быть, как только по личным просьбам тех, кои имеют нужду у них лечиться, или на дому отправить молебны. И в таком случае испросивший и принявший Ламу на свои руки, обязан без просрочки и даже одного дня представить его к Кумирне сам лично к Главному Ламе. О чем ясно изображено в законе о Ламах ч. 4. §§ 114, 127 и 129й.

Любостяжание Лам.

5е. К числу разорений простого народа, покоренного нынешнему множеству Лам, должно присовокупить и то, что по смерти какого-либо Бурята, они смотря по количеству оставшегося его имения,

[17]

налагают обязанность делать иногда столь дорого стоющие поминки, что наследники нередко от того разоряются, не смея ни противоречить ни жаловаться; а Ламы на против того, тем обогащаются; что можно заметить из заведенного ими особенно большого скотоводства и щегольства. При всем том не упускают они из вида и торговлю, которая в их руках, как богомольцев и единственных бурятских лекарей, приносит им нередко рубль на рубль. Чем особенно отличаются Ламы от Шаманов, из коих последние почти все бедны; и число их, сколько известно, в течение минувших ста лет никогда не было значительно.

Непотребство Лам.

6е. Все почти Бурятские Забайкальские Ламы живут при самых кумирнях или в отдаленных от них кочевьях при своих отцах, или с братьями, или же с родными племянниками и совокупно, из коих некоторые только богатейшие и высших степеней имеют особую юрту, поставляемую всегда возле юрты любимейшей его невестки, которая по вседневному Бурятскими Ламами обыкновению, есть непременная

[18]

и единственная его кухарка, хозяйка, прислужница и проч. Один из сыновей, которой под именем племянника всегда почти наследует и звание Ламы своего дяди и его имение.

А напротив того единожды посвятившийся в Ламы обязан выйти из своего дома на всегда, препровождвть всю жизнь свою в самом монастыре, или при молитвенном доме (кумирне); при чем не должен не токмо иметь какое-либо обхождение с женщинами, но ниже впускать их в свое жилище. В противных же тому случаях, как по духовным, так и по гражданским законам о Ламах, лишается он немедленно Ламского совего звания и еще сверх того тяжко наказывается; и с тем вместе за ненаблюдение за подчиненными по сему предмету взыскиваются с самых начальников их особые большие штрафы; а самые те женщины и их мужья подвергаются суду и тяжкому телесному наказанию. О строгом исполнении сих правил предписывается в 4 ч. §§ 114 и 124, общ. № книги 13, 14, а самое определение слова Ламы смот. Зерц. Монгол. слова книг.

[19]

5, 10 и книг. 13.

К вящему удостоверению и непременной обязанности Лам наблюдать в сем состоянии своем надлежащую благопристойность и не зазорное поведение, в самой нынешней ведомости от Гусиноозерского Бандиды Хамбы представленной между прочим написано: « что принимается в Ламы только тот, кто возымеет из мирских людей намерение для спасения себя от грехов, и потому отречется от всех мирских дел»; но между тем несмотря ни на коренные духовные и гражданские законы о Ламах ни на строгие о том заповедях в их собственных догматических книгах о том предписанные, Бурятские Ламы живут совсем противоположно Монгольским и всем на свете Ламам.

О чинах Лам.

7е. От неизвестности начальству пред сим законов и учреждений о Ламах, честолюбие Бурятских Лам всегда находило готовую пищу в придумыванных ими от времени до времени и подтверждаемых Правительством без дальнего разбора и исследования новых званиях, титлах и чинах, из которых некоторые могут быть жалованы

[20]

только лицам из верховного духовенства и самых второстепенных Хутукт, находящихся при особах Бокдо-Хана, Далай-Ламы и немногих главнейших Хутукт, как то чины: Засак-Ламы, Шанзабы и тому подобное.

Первый из них, по значению чина и должности своей, есть единственный и Верховный Правитель и распорядитель казны и всех движимых и недвижимых имений, принадлжеащих к какому-либо отдельному колоссальному духовному начальству, и при том он есть Главный начальник и судья всех подданных, как напр. Далай-Ламы, Ургинского Хутукты (имеющего более 20 / т душ) или всех в столице Китая находящихся монастырей и капищ, имеющий степень 1го Духовного Министра и свою Палату, снабденную Императорскою печатью. В сей чин производятся не из нижнего чина духовенства, как то у Бурятов введено, но из самого вышнего и знатного. И следовательно Засак-Лама гораздо старше и чином и должностью, нежели всякой Хамба и Бандида.

[21]

Шанзабы же по Далай-Ламе и по Великом Хутукте, управляют внутренними духовными делами по богослужению и обрядам, начальствуя непосредственно после Далай-Ламы и Хутукта над всеми вообще Ламами. Они в отсутствие Божков сих, или в случае их смерти и малолетства, остаются их наместниками и Регентами. Монг. зак. ч. 3. §§ 84 и 89.

А напротив того у Бурятов Засак-Ламы и особенно Шанзабы находятся почти при всякой малой кумирне. И сии большие чины состоят у них по Хамбе в 6м и 7м уже классах.

В Монгольских же законах, начиная с вышнего степени, находится порядко следующий:

Первостепенные:

1. Главный Лама или первосвященник.

2. Засак-Лама.

3. Шанзаба-Лама.

4. Ширету, или первенствующий капища, монастыря.

Замеч. Между сими чинами нет никаких других и таких, каковые показаны в ведомости Гусиноозерского Хамбы-

[22]

Ламы.

1. Ноюн-Цоржи.

2. Да-Лама.

Второстепенные:

3. Унзат.

4. Нярба.

5. Гыскуй или Гыбкуй.

Нижних степеней:

Такильчи.

Дуганчи.

Мыдечи и проч. показанные в ведомости Хамбы, не состоят в числе классных Лам, и имеют только одни звания а не титла, завиясщиме собственно от главноуправляющего Ламы.

Когда же из вышних классов Лама, за какой-либо общеполезный подвиг, достоен будет почетного титла, как то Ноюн-Ламы, Биликтуя, Дархана, Эркетуя и проч., в таком случае, по Монгольским узаконениям, представляется о награждении его самому Императору.

В прочем в ведомости Хамбы-Ламы включен в число степеней и Тоин. Это значит только что духовный и ничего более, как и все Ламы суть тоже Тоины.

[23]

Каковые нессобразные с законами непристойности, с уменьшением настоящей многочисленности Бурятских Лам и ограничение числа их с количеством народа комплектом, сами собою бы могли исчезнуть.

О обушиях.

8. Между Бурятами, как как служащими в козаках, так и податными, находится еще превеликое число молодых и здоровых, так называемых Обушиев, или полу-Лам.

Посвященный в сие звание хотя и не носит имени действительного Ламы, но впрочем дает строгий обет, не употреблять нечистой пищи, как то: лошадиного мяса и проч. не есть и не пить вместе с непосвятившимся в сие звание, кроме Лам, и при том, что всего, а особливо для служащего козака и звероловца неприличнее, клянется не убивать ни скотины, ни зверя и никакого животного. Словом, он должен быть совершенно обезоружен и упражняться только в посте и молитвах, как готовящийся в Ламы. Сие звание, как первая приготовительная степень к Ламству, отличается от действии-

[24]

тельных Лам красною или желтою опояскою и четками на шее.

Особое сие, так сказать, полудуховное состояние, хотя и сходно с простолюдином по тому одному, что Обуший может жить в доме с женою и детьми; но само собою уже разумеется, что он в силу вышеупомянутых обетов своих, не может быть ни верным часовым на караулах, ни быть употреблен к поимке воров, а равномерно не может же он упражняться обыкновенным звероловством, как единственным ремеслом кочующих народов, заменяющих тем всю промышленность земледельчества.

Напротив того Монгольскими законами о Ламах ч. 4. § 125 запрещено Ламам под опасением расстрижения, посвящать кого-либо в Обушии из служащих людей и их подростков, кроме престарелых, увечных, хворых и освобожденных от повинностей.

Проповеди Лам.

В заключение вышеписанных беспорядков в поведении Бурятских Лам, производимых под видом законности и

[25]

набожности, следует кстати упомянуть и об обыкновенных их внушениях, упортребляемых как к приобретению новых прихожан распространением своей идолопоклоннической секты, так и к удержанию Бурятов от восприятия Христианства, к коему Шаманцы, как-то из прошедших опытов можно удостовериться, обращались без дальних препятствий.

1е.) Что секта Шигемонианская должна быть господствующею и всеобщею между кочующими инородцами, потому, что она происходит от соплеменных им, равномерно кочующих же Монголов, которые и языком и всем образом жизни с ними совершенно одинаковы.

2.) Что вера Христианская есть Русская вера, а потому Русскому только народу и образу его жизни соответствует, а Буряту разнствующему с ними (Русскими) и языком и обычаями и всем бытом оседлой жизни, совсем неприличная и вовсе будто бы по вечному предопределению чуждая, и в следствие того,

3.) Ламы, подкрепляясь одним всеоб-

[26]

щим дозволением и свободою отправлять всякому богослужение по своей вере, выдают они будто бы Российские законы; вместо сей одной терпимости всех вер, даже повелевают быть всякому Буряту Шигемонианином, а не иного какого-либо исповедания. И под сим предлогом под громким для Бурятов титулом: всех Бурятских и Тунгусских родов Главного Бандиды Хамбы, Ламы часто самоуправно отнимают и истребляют Шаманских Богов с их принадлженостями, представляя, что будто бы теми же Российскими законами запрещается Шаманская вера, ссылаясь в том на те примеры, кои бывают с окрещенными из инородцев, когда они убудт уличены прибегающими к помощи Шаманов в случае ворожбы по пропажам и кражам.

4.) Что будто бы принявший Русскую веру, должен навсегда расстаться со всем своим обзаведением, с родиной и всеми природными их обычаями (привлекательнейшими предметами привычки человеческой), а что живя между Русскими, должно будет

[27]

строго держать их посту и наблюдать чуждые для них обряды, обычаи и самые законы.

И сими то и подобными тому хитрыми, но впрочем достойными строгого преследования, внушениями и, Ламы успевают обращать Шаманской веры Бурятов и Тунгусов в свою Шигемонианскую, проникая между тем к отдельным ведомствам Баргузинских, Кударинских и Иркутской округи Бурятов, как то: сделано уже ими с Тунгусскими и Аларскими, предполагая в последствии с вящим умножением Ламского звания обратить и всех прочих из простого и основанного на одних преданиях Шаманского Идолопоклонства, в образованное и утвержденное написанных, но впрочем, как выше описано, искажаемых и преступаемых ими же самими догматах их Шигемонизма.

Между всем тем Российские законы не позволяют иного исповедания людей, и даже из самых Христиан, обращать в другую какую-либо секту, кроме как в господствующую.

[28]

Греко-Российскую. Указы 1728о 18 и 19 пункты и 1775 Мая 31, 1746 Генваря.

Начальное существование Бога Шигемуни, как всемощного, остается в бесконечном исчислении, из преданиев священного писания известно только, что Бог Шигемуни признал за благо сотворить свет, наименовав оной днем, а тьму нощью, устроил небо и землю, на суше всех родов животных, в воздухе птиц, в водах рыб, с прочим великолепием в том порядке, как мы теперь его видим, - а потом создал и человека, от которого в продолжение многих веков возродились различные языки. Бог Шигемуни, узрев человеческий род впадший в различные преступления против заповедей его и возрождение различных вер, соблаговолил к освобождению человеческого рода от вящих грехов принять на себя образ человека, воплотиться от Царя земного по имени Субиди и матери Махамони, обитавших в средоточии земного шара. В сем образе и свя-

[29]

щенном сане, проповедывал истинную веру, и определив различные веки смертному, пробыв на земле 81 год вознесся на небо; чему протекло по исчислению 1751 год.

После отшествия Шигемуни на небо в 42год в месте называемом Одиян-дана-Хонши-далай-бадма Самбува, родился из цветка учитель и Бог Бадма-Линхува, следуя во всем преданиям Бога Шигемуни, творит по сие время благое по закону; и остается бессмертен по тому же закону, Банчин Бокдо, Далай-Лама, и Хутукта-Богдо-Гыген, как основание веры распространяют учение в грядущие века. Как Бог веру и право умножает в спасение душ, равно для благополучного самодержавства великих Царей, и дабы не пресеклось потомство их установил богослужение о избавлении смертных от напастей, болезней, поминовение усопших душ, с испрошением в прегрешениях прощения и обретения блаженства и высшего перерождения. Старшего сана ламу просветил творением добрых дел, за кои по смерти

[30]

обещена в награду святость. Для сего по писаниям Шигемуни устроены Кумирни и посвящены Ламы и Ховараки, для различия их от светских положено носить одежду красного и желтого цветов. Изданными правилами богослужения посредством Лам распространяется вера, и утверждается в народе нравственность.

В кумирнях отправляется богослужение следующим порядком:

При начале дня входим в выстроенные при главной кумирне молитвенные дома, для шести творениев, называемых небесный Асури, имеющих непримиримую вражду с высшею Божескою силою, за избавление от вечной муки за грехи в аде страждущих. Бират, служащих близ ада для обращения и к принесению покорности престола всемощного и бесконечного Бога. После сего богослужения продолжают до полудни в Кумирнях читать молитвы.

В малых приходских кумирнях читают священные книги под названием Ганжур, из 108 томов состоящих. – Аюши многовременного и неисчислимого в летах Бога. – Найдан

[31]

изложение молитв 16 Богам. – Надежда в прощение грехов, и Докшид, избавляющие от всех пакостей. Священнописание 1е Гунрик, 2 Минтукпа, 3 Синдуй, 4 Дымчик, 5 Даранки, 6 Манла. В пределах кумирен Боди-Мурун, т.е. исполнение по святым следам, в пределах Шигемуни писание святого Шигза Шубаик, под названием Ундусу Судур, или охранительные молитвы 8 оточиев. В больших кумирнях отправляют богослужение до 100 Лам и Ховараков, а в пределе Ганжура около 20 Лам и Ховараков прославляют веру, молят Бога о победе над супротивниками нашего Государя, о благоденствии всех его подданных народов, о избавлении всех людей от прегрешений и оставлении им содеянных грехов, о даровании долголетия, благополучия, богатого изобилия во веках произрастениях и плодах земных и тому подобно – нужном и необходимом в человеческой жизни. После же в полдень до ночи в больших и малых же кумирнях тоже служат Ламы и Ховараки, и из них в

[32]

больших кумирнях бывает для очищения и благоухания курение и поновление образам чрез обмытие зеркального фонаря, пред коим висит подъемный сосуд, в виде тарелки, называемой толи, на котором приносится жертва Богу из круглого хлеба и других земных плодов, с испрошением его благости и упомянутом произрастении оных и о прочем. Подобное ж делается моление и о прежде отшедших от суетного света душах, с испрошением у Бога, чтобы по отпущении грехов могли они найти божестенное перерождение; да и за сим когда достигнет живых век определенный, и по случившейся смерти, равное чинится испрошение от Бога о спасении душ их, о будущем рождении их в лучшем состоянии, читаются испросительные молитвы, как то начально о избавлении всех людей от в противных породе, и приносятся в жертву принадлежащие по Шигемонианскому закону в разном виде к святыне прислуги, как то называемые: Жансан; в постановлениях жертвоприносящих чимык; в виде иконных риз, Цын-

[33]

гылк. Музыка, составляющаяся из разных орудий, приносящих хвалу богу, в разногласной гармонии, чем также просим у Бога, чтоб даровал Государю нашему и его духовенству Православным в вере и исповедании, воинству и всем подданным долголетия и благоденствия. В называемый же по Шигемонианскому белый месяц, а по Российски по рождению Февраля, весь тот месяц бывает ежедневная служба всем количеством Шигемониева духовенства при каждой кумирне находящимся, и все приходские люди обоего пола молятся всевышнему. А в прочие месяца, начиная с 13 и по окончании 16 числ, служат ежемесячно в полном же количестве духовенства, и сбираются на богомолие все прихожане. Бывает ход кругообращения в год один раз Бога именем Майдара около всех кумирен, - да тоже и ежеденевные как утреннюю, дневную и вечернюю службы отправляют по очереди комплектные ясашные и козакские, живущие при кумирнях Ламы. А сверх-комплектные ясашные Ламы

[34]

(Ламы) и Ховараки навсегда при кумирнях быть не могут потому, что они относят все повинности, как казенные, так и общественные, ничем не отличаясь от ясашно-платежных Бурятов, равно и казацкие сверх-комплектные ж Ламы и Ховараки то же равно прочим казакам относют на караулах пограничную службу, и все внутренние казацкие повинности. Чтение ж и пение на голосах, равно и музыка гармонии и все голоса, а наивящнее бубны и проч., прикасающиеся телом и руками, и кто оные видит и слышит с сердечным вниманием, тот в аде биритом т.с. дьяволом и в лошадиный род, в будущем веке всех трех злополучиях не будет и не переродится: а переродится душа его в блаженном успокоении и будет в роде человеческом, и от Бога душа его получит наивсегда спасение, о чем доказывает наше божественное писание. А что касается мусикийской орудии, которую в надлежащие времена употребляем по принадлежности всю. И еще как в кумирнях, а иногда и в стойбах со-

[35]

страждущие верою в приготовленных нарочито юртах в избранные по закону Шигемонианскому дни, как спаситель наших грехопадений Бог Хоншим Боди Саду положил называемый шакшабат, то есть пост и исповедь, чтоб каяться во грехах, - теплим свечи, делаем к Богу жертвоприношение, читаем каждый молитву Ом мани Батмихом, которая заключает: Ом, небесное помилование во грехах, Ма – помилование небесной силы, - Ни – прощение в человеческих грехах; Бат – избавление от меучения лошадиный род, - Ми – отрешение от падшей силы, - Хом – избавление от Ада, и все то содержится в том одном кратком изречении: Омани Батмихом, так же и прочие о избавлении и прощении от грехов читают молитвы и в то время не едят мясного, не пьют вина, а служит определенная пропорция для подкрепления сил, хлеб, ягоды и из молока сделанная пища временно. – Причт ниже молитв Ламами, как очищающих от грехов, все постящиеся молятся и просят Бога

[36]

о прощении согрешений своих пред ним. И затем, по узаконению ж Бога Шигемуни, предписывается, что верующие по закону должны всякий в своем доме иметь иконы, и так как напрежде всего простые Ламы или духовные, беседуя с Шигемунией слушали друг у друга поучение, положили, чтоб в каждом месяце по луннотечению 8е, 15е и 30е числ должны всякий верующий в закон иметь пост, и чтоб во исповедание и удаление себя от грехов посещать себя духовным образом, - сначала принимать в знак исповедания веры, сан убушия, которые под сим названием пред имеющимися иконами всегдашним правилом иметь обязаны говорить изустно вышеизъясненную молитву Оммани Батмихом; чрез что законом божиим отводит их от греха, и вовлекает в подобострастные пред Богом дела.

А отсель далее поучаются истории Божией добровольным без всякого принуждения и собственно охотствуютбыть духовными, и посещаются в степени сначала из убушиев в сан Банди, потом Гыцула и напоследок

[37]

в Гылуны, то есть в первый ламский сан.

В Шигемонианских же Гусиноозерских кумирнях имеется божественных картин, украшенных красками под позолотою по счету до 1/т, в коих между ними по мере величины изображаются до 2 и 3 сот чудес, да и книг священного писания в таковом же количестве томов, то есть до 1000.

Музыки же руками действующей: 50 колокольцов, называемых очир хонхо, 20 маленьких бубнов – дамиру, 20 тазов больших, и 20 таковых же с малыми выпупками, 30 малых бубнов, 6 тоже бронзовых, 4 на колесах больших бубнов, одна из составляющих в виде 10 тарелочек смешанными с прочими металлами произносящими от ударения в оные разные голоса дударни, одна зарня, 4 двишик. Духовой: 4 ганлик, с малыми тонкими и проницательными голосами трубы, 6 Бышкеров, тож 2 большие трубы Укыр Буре, 2 больших медные трубы, 2 медные ж малые трубы, 2 базан-трубы и оные поменее 2 царда трубы ж; и за сим

[38]

принадлежащие к божественной почести: кувшины для освящения икон, шлифованные беломедные зеркала – Толи – миндал. Духовное платье, называемое Вангу-хопцос, и прочие духовные Ламские и Ховарацкие одежды в довольном количестве, держимые в руках божественные прислуги: 2 большие на колесах Шикуры, 4 малые тоже Шикуры, под солнышники или зонтики, 3 больших жансана божественные зонтики, 8 таковых же малых, 2 пандока в виду божественных на подобие зонтиков, 60 баданов круглых, 2 божественные знамя, 3 с 3мя остроконечными железными копьями – дарлуки – солнце и месяц, 8 тростей с навешанными хадаками, 8 щастливых зонтиков, 7 ирдыни с зонтиками и кроме сего шкуры тигров и бобров и проч. Колчуги, панцыри, шишаки, копья, шпаги, луки, стрелы, колчаны и прочее в довольном количестве. И все эти поименованные шкуры и орудия по Шигемонианской вере принадлежат к воспоминанию дел Божиих и к отогнанию от храма ему посвященного

[39]

противных духов; каковыми тех духов раньше изгоняли и Бога Шигемуни ученики равномерно и от человеков.

Ведомость.
О числе Лам и Хуварыков Селенгинских 18 и Хоринских 14 родов, состоящих на лицо в 1829 году.
При Селенгинских 11 и Хоринских 4х кумирнях их упомянутых ясашных родов Лам:
Комплектных 150
Ясашноплатежных и хувараков 1337
При одних Селенгинских Кумирнях из козачьих полков:
Комплектных 142
Сверх=комплектных и хувараков 732
А всего всех обоего звания комплектных Лам и Ховураков 2361

[40]

Сведение, извлеченное из доставленных к главному Забайкальских Кумирен Ламе Бандиде Ханбе от подведомственных кумиренных ам, и всех существующих заведования его Ханбы в Бурятских Селенгинских 18 и Хоринских 14 родах кумирнях, когда из них которая выстроена, по какому повелению и какой по ныне с поправками и прочим стоит суммы.

Звание кумирен в каких родах и местах Кочтующая цена рублей
В Селенгинских 18 родах:
1. Главная Гусиноозерская при урочище называемом Наран Булык с прочими при ней малыми 14 кумирнями же выстроены от родов, подгородного Узенова, Хатагинова, и однодесятка Ченорутского Ясашных, Атаганова и Сартолова полков казаков с прочими по течению Селенги реки на левой стороне кочующими Бурятами и бывшим Бандидой Ханбой Жанбой Агалдаевым по общему согласию и с добровольной складки и пожертвований 1758 года с позволения бывшего тогда в Селенгинске пограничного начальства, которая со всем увтроением и необходимо нужным к богослужению заведением стоит.... 83,000
[41]
2. Жидинская на левой стороне реки Жиды при устье Пади и Кариту с прочими при ней малыми 15 кумирнями ж построены Атаганова роду ясашными и того ж названия полка казаками по общему всех их согласно и с добровольной складки и пожертвований 1770 года. На постройку же оной предписания ни отколь хотя м не имеется, но не мало назад тому годов есть она небезъизвестна и вышнему начальству, которых постройка с поправками и всеми необходимо нужными заведениями стоит 74,700
3. При речке Аце близ Гусиного озера, ибо прежде бывшая кумирня в урочище Хонгор Ула в 1734 году построенная и кочтовавшая 2х тысяч рублей сгорела, на место которой сия существующая Ацайская построена Атаганова ж роду Ясашными и того ж названия полка козаками добровольною из усердия складкою с разрешения данного Указом 1786 года бывшим Иркутским наместническим правлением, которая с произведенными с того времени поправками выстройкою ж 5 малых кумирен и всеми нужными к богослужению заведениями стоит 25,525.
4. Бултумурская построена 2 и 3 Табангутских родов ясашными и кочующими
[42]
(и кочующими) вообще с ними Ашехабатского полка козаками с общего согласия добровольною складкою из собственного их иждивения 1762 года со словесного позволения бывшего тогда пограничного начальства с малыми в течении времени построенными ж 12 кумирнями, с произведенными поправками и всем нужным к богослужению заведением по ныне стоит 75,000
5. Учетуйская вместо бывшей войлощной существовавшей с 1760 года, а после оной, по согласию 1го Табангутского рода ясашных и отчисленных из оного в Ашехабатский полк козаков для лучшей прочности из добровольной всех их и бывших Ширетуя Ильденова Селавным Зайсаном Аюшиным 1773 года построена при речке Ичотуе деревянная со словесного позволения пограничного начальства, которая со всем нужным к богослужению заведением с приделом вверху оной Гурумун суме и 4 малыми кумирнями ж по ныне стоит...............................
50,000
6. Гыгетуйская, именуемая Понцаглин, выстроена была с начала в 1760 году войлошная, для лучшей же прочности с общего согласия Сартолова в роду ясашных по принесенной словесной просьбе и позволения на оную сделанного от бывшего
[43]
Селенгинского пограничного начальства кочтом, и добровольным пожертвованием тех же ясашных и бывшего Тайши Дулькицына в 1769 году построена деревянная, которой постройка с прочими малыми и всем необходимо нужным заведением и последовавшими поправками по ныне стоит.........
37,000
7 Гыгетуйская ж, именуемая Данба браибенлин по усердию бывшего Ширетуя Бохаева и прочих Сартолова роду ясашных и козаков из добровольной их складки с разрешительного указа Иркутского Губернского Правительства 1808 года построена, которая с 2 малыми таковыми ж и всем нужным к богослужению, заведением стоит................................................... 17,000
8. Цонгольская, сооруженная Цонголова же роду ясашными и того ж названия полка казаками 1775 года по указу данному из Канцелярии правления пограничных дел по течению реки Чикоя, на правой стороне при Килголтонском лугу и с добровольной всех же их складки собственным кочтом, которая с выстроенными при ней восьмью малыми кумирнями ж последовавшими поправками и всем нужным к богослужению заведением поныне стоит 72,000.
9. Ашехабатская выстроена Ашехабатского ж
[44]
указу, данному из пограничной канцелярии 1765 года; построением оной с 2 малыми кумирнями ж, бывшими с того времени поправками и всем подобно прочим кумирням необходимо нужным заведением, по ныне стоит........................... 20,000
10 Загустайская, выстроена Ботонгутуйского Быбай-хоромчиевского и Галзутского родов ясашными и отчисленными из тех же родов в Сартолов полк казаками при Загустайской речке по течению ее на левой стороне при озерке Холусутае с разрешительного указа бывшего Иркутского наместнического правления 1784 года и с добровольной всех тех людей складки, постройки же оной с 9 малыми кумирнями ж поправками и всем нужным заведением по ныне стоит............ 62,600
11 Иринская выстроена Селенгинского, Харанутского, Алагуевского и частию Бабайхоромшинского родов ясашными и отчисленными из оных же родов в Сартолов полк казаками на правой стороне речки Ира в месте называемом Хонхор Олы, с разрешительного указа Иркутского Губерн-
[45]
ского правительства 1810 года и с добровольной всех их складки, которая по ныне с поправками и всеми потребными заведениями стоит 30,350
В Хоринских родах:
12 Одинская каменная выстроена при речке Оне 1811 года кочтом бывших главных Тайшей Надворных Советников Данбы Дугар Иринцеева Галсан Мардаева и прочих по добровольному усердию участвовавших ясашных братских с разрешительного предписания бывшего Иркутского Гражданского Губернатора Трескина Иая 9 дня 1806 года на имя Тайши Мардаева, которой вся постройка стоила 45,365
13 Тугнуйская деревянная выстроенная приписными к оной разных Хорынских родов ясашными кочующими по Тугнуйской степи в урочище Усть-Галтае 1797 года в сходность предписания бывшего ж Иркутского Губернатора Бриль Марта 13 дня 1773 года добровольного складкою участвовавших, которая со всеми потребными заведениями стоит........................ 15,000
14 Кубдутская деревянная выстроена в урочище Кубдут при речке Мунку, разных Хорынских родов ясашными 1775 года в сходных изъясненного ж предписания Иркутского Губернатора Бриль
[46]
добровольною складкою, которая по постройке со всем необходимым заведением с последовавшими поправками по указу Верхнеудинского Земского суда 1821 года Ноября 11 дня чрез усердие кочтом Ширетуя Нуранова Зайсана Балгунова и прочих по ныне стоит 8000.
15 Агинская каменная построена 1816 года кочтом всех приписных к оной разных Хорынских родов ясашных с доброхотного пожертвования по Указу Верхнеудинского Земского суда от 5 Июня 1811 года последовавшего по таковому ж Иркутского Губернского Правительства, вся же постройка оной стоит 19,630
Все же поименованные 15 кумирен стоят 665,170.

Ключевые слова в этом документе

| Бандидо-Хамба (14/61) | Иркутск (10/42) | Шигемуни (6/2) | Далай-лама (6/11) | Тибет (5/19) | Забайкалье (5/43) | Байкал (4/9) | Ахалдаев (3/3) | Хутухта (3/6) | Бокда-Хан (3/1) | Губернатор (3/22) | Индия (3/5) | Монголия (3/22) | Азия (2/4) | Урга (2/13) | Гыгетуйская кумирня (2/1) | Засак-Лама (2/1) | Китай (2/14) | Мардаев (2/2) | Пекин (2/6) | Селенгинск (2/13) | Трескин (1/2) | Аца (1/1) | Тугнуй (1/2) | Бадма-Линхува (1/1) | Тушету Хан (1/1) | Бокда Хан (1/1) | Цонгольской (1/1) | Чикой (1/4) | Бокдо-Хан (1/1) | Галсан (1/3) | Гусиное озеро (1/5) | Гусинооезрская кумирня (1/1) | Дулькицын (1/1) | Килгонтуйская кумирня (1/1) | Махамони (1/1) | Понцаглин (1/1) | Пунцук (1/3) | Россия (1/19) | Селенга (1/7) | Субиди (1/1) |

УКАЗАТЕЛЬ

Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2016 П«жЈ СЁоёЁоЇў

© Г±еЎЇбЈ  ﶰᮥ ТІб®Ё 冷 г¦Ў-бЄІаЎ¬п¤і вјІ 㯡省䀧ᮻ 屳䩬衢桭ᮨ᭨. Ү妰硭饠௤즦鲠௢ﱭﭳ йЁ¤б®Ё, 騬殥 ⦧ ﲮ⯣ᨰ湥. Ҡ겠泌 ⡱ᥨ衰ᨰ᢮먬 аЇЅп­і 쿡ῠ鮴ﱬᷨ нЇ¦жІ вјІ о¦Їп¬­аЎЁмЁ о¦Іпё­а® Н» ౨䬠᦬ Г  ౨捻鮨 ꡢ௫龠椮 а±®ж«Іа®ј/font>

Rambler's Top100