Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.

Документ выдан по ключевому слову: хоринцы

6.7. Миссионер, священник Симеон Стуков. Порабощение бурят ламством в Хоринском ведомстве.


Прибавления к Иркутским Епархиальным ведомостям. Июня 15, № 24. 1885 г. С. 289-293.

Громадное большинство бурят хоринцев, находясь под постоянным давлением тормозящего всякое человеческое развитие ламства, продолжает стоять на том же нравственном уровне, на котором находилось до выхода своего из Монголии и даже ниже того. По сказанию хоринцы'>хоринских летописей, семейный и общественный быт их вначале похож был на патриархальный: отец семьи руководил воспитанием детей и управлял своим родом. Со вторжением же в среду бурят монгольских и тибетских лам с буддийским учением постепенно стала подавляться всякая добрая самостоятельность в жизни хоринца, - весь семейный и общественный его быт подчинился полному контролю ламы, без указания которого теперь он не смеет сделать ни одного шагу, даже снести своей юрты с одного места на другое. Всякое дело бурята, хотя бы то и необходим нужное, без дозволения ламы не велено начинать, иначе-де может постигнуть его несчастие и 290 разные нападения от злых духов, как внушают жрецы буддизма.

Из летописей хоринцев усматривается, что монгольские и тибетские ламы вторгались и вторгаются по настоящее время самопроизвольно, пропагандировали насильно и без ведома русского правительства, обирали бурят сколько возможно. В 1712 году пришло к хоринцам 150 монгольских лам, которые стали известны правительству только в 1741 году, когда сами хоринцы вошли с ходатайством о принятии их в русское подданство с ламским званием. В 1752 году обнаруживается хоринцами тибетский выходец с товарищами лама Дархан Нанса Лубсанов и утверждается правительством главным ламою над последователями буддизма. С этого времени наплыв тибетских лам из загарницы увеличивается до того, что в 1782 году из хоринцы'>хоринского ведомства посылается 150 лам к нерчинским бурятам (Агинского ведомства).

Сознавая тяжесть от вымогательств многочисленного сонма заграничных лам, буряты в 1795 году ходатайствовали пред правительством оставить среди них по одному ламе на 10 ревизских душ мужского пола, но к ревизии 1816 года лам увеличилось настолько, что 200 человек из них включено было в податный оклад. Затем, в 1844 году хоринский главный тайша Димбилов с родоначальниками доносил русскому правительству, что при 8 дацанах проживает 917 лам не для принесения пользы народу, а в видах своего только интереса. Он же в 1846 году докладывал правительству, что всех лам среди бурят умножилось до 4565 чело- 291 век, уменьшение которых очень желательно для угнетаемого ими простого народа. В то время по ревизии бурят обоего пола насчитывалось 122,259 душ, так что приходится по одному ламе почти на 26 душ.

Правительство обратило внимание на таковое размноржение среди бурят ламства и Высочайше утвержденным положением о ламайском духовенстве 13 марта 1853 года определило комплект штатных, по которому при 34 дацанах Восточной Сибири назначено 285 лам и 30 ховараков, всего 315 человек, остальных приказано обратить в первобытное состояние. Но и это ни к чему не привело доброму. По учению буддистов ламу низвести в простого бурята нельзя: этого не дозволяет буддийская анафомена: ламадор итэгэмой (веруем ламе) и гурбу эрдэни (троичность их догмы, т.е. будда, учение и ламство). Почему все невошедшие в штат 4250 человек по мнению бурят остались по прежнему ламами, проживая среди улусов и занимаясь совершением разных гурумов. Подати же за них платят большею частью простые буряты из уважения к их ламскому званию. Если к этим самозванцам присовокупить ежегодный прилив монгольских выходцев и сотни ховараков, обучающихся при каждом дацане, то количество лам скоро должно превысить численность самих бурят; тогда хоринцы совсем обеднеют от тунеядцев.

Говоря о произвольно-усиленной пропаганде ламства, отметим по летописям хоринцев самовольное устройство ими дацанов войлочных, деревянных и каменных в три этажа, китайской и тибетской архитектуры. Первое 292 капище для идолов поставлено ламами в 1741 году на урочище по р. Сухе (Сулхара), а разрешение правительства на сооружение его испрошено только в 1753 году. Анинский деревянный дацан отстроен в 1795 г. Позволение же правительства испрашивается в 1806 году, и при том на постройку каменного. Но вообще замечают летописи, что еще в 1785 году главный командир горного отделения нерчинских заводов генерал-поручик Бекельман докладывал на Высочайшее воззрение, что тогда между хоринцами усиленно распространялась ламами буддийская вера, строились дацаны в разных местах и в них совершались моления по тибетским книгам. А что стоило бурятам устройство дацанов? Летописи на устройство Анинского дацана выписывают 45,324 р. 62 коп.; на переделку этого же дацана в 1862 г. означают более 25,000 рублей. Постройка Агинского дацана при речке Аргалан показана в 49,630 рублей. Так дорого стоит постройка зданий под дацаны, но ведь в них первую драгоценность и гордость составляет многотомный (до 360 книг) Ганджур-данджур, затем бывают разные лепные идолы массивных размеров с уродливыми формами, не говоря о второстепенных идолах, большею частью изображаемых разноцветными красками на тканях и бумаге и разных атрибутах при ламском идолослужении. Все это достается из заграницы и по ценности своей едва ли не превзойдут постройки самых дацанов. К этому всему следует присовокупить коры- 293 столюбие лам, вымогающих у бурят гурумами и лечением по тибетской медицине. Тогда только приблизительно будет возможно представить все зло ламского порабощения бурят. Где же коренится и чем поддерживается это зло, во вред государству и церкви? Именно тем, что если ламы много обирают бурят, то и сами много отдают известным дельцам за свои незаконные дела. В критических обстоятельствах они постоянно прибегают к этому средству.

Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. Август 17. № 33. 1885 г.

С. 404-417.


Ключевые слова в этом документе

| хоринцы (2/3) | Агинский дацан (1/4) | Агинское ведомство (1/3) | Анинский дацан (1/5) | Аргалан (1/1) | Бекельман (1/1) | Восточная Сибирь (1/74) | Димбилов (1/1) | Лубсанов (1/1) | Монголия (1/22) | Сулхара (1/1) | Суха (1/1) |

УКАЗАТЕЛЬ

Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.