Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН |
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.Документ выдан по ключевому слову: Анинский дацан 6.7. Миссионер, священник Симеон Стуков. Порабощение бурят ламством в Хоринском ведомстве.Прибавления к Иркутским Епархиальным ведомостям. Июня 15, № 24. 1885 г. С. 289-293. Громадное большинство бурят хоринцев, находясь под постоянным давлением тормозящего всякое человеческое развитие ламства, продолжает стоять на том же нравственном уровне, на котором находилось до выхода своего из Монголии и даже ниже того. По сказанию хоринских летописей, семейный и общественный быт их вначале похож был на патриархальный: отец семьи руководил воспитанием детей и управлял своим родом. Со вторжением же в среду бурят монгольских и тибетских лам с буддийским учением постепенно стала подавляться всякая добрая самостоятельность в жизни хоринца, - весь семейный и общественный его быт подчинился полному контролю ламы, без указания которого теперь он не смеет сделать ни одного шагу, даже снести своей юрты с одного места на другое. Всякое дело бурята, хотя бы то и необходим нужное, без дозволения ламы не велено начинать, иначе-де может постигнуть его несчастие и 290 разные нападения от злых духов, как внушают жрецы буддизма. Из летописей хоринцев усматривается, что монгольские и тибетские ламы вторгались и вторгаются по настоящее время самопроизвольно, пропагандировали насильно и без ведома русского правительства, обирали бурят сколько возможно. В 1712 году пришло к хоринцам 150 монгольских лам, которые стали известны правительству только в 1741 году, когда сами хоринцы вошли с ходатайством о принятии их в русское подданство с ламским званием. В 1752 году обнаруживается хоринцами тибетский выходец с товарищами лама Дархан Нанса Лубсанов и утверждается правительством главным ламою над последователями буддизма. С этого времени наплыв тибетских лам из загарницы увеличивается до того, что в 1782 году из хоринского ведомства посылается 150 лам к нерчинским бурятам (Агинского ведомства). Сознавая тяжесть от вымогательств многочисленного сонма заграничных лам, буряты в 1795 году ходатайствовали пред правительством оставить среди них по одному ламе на 10 ревизских душ мужского пола, но к ревизии 1816 года лам увеличилось настолько, что 200 человек из них включено было в податный оклад. Затем, в 1844 году хоринский главный тайша Димбилов с родоначальниками доносил русскому правительству, что при 8 дацанах проживает 917 лам не для принесения пользы народу, а в видах своего только интереса. Он же в 1846 году докладывал правительству, что всех лам среди бурят умножилось до 4565 чело- 291 век, уменьшение которых очень желательно для угнетаемого ими простого народа. В то время по ревизии бурят обоего пола насчитывалось 122,259 душ, так что приходится по одному ламе почти на 26 душ. Правительство обратило внимание на таковое размноржение среди бурят ламства и Высочайше утвержденным положением о ламайском духовенстве 13 марта 1853 года определило комплект штатных, по которому при 34 дацанах Восточной Сибири назначено 285 лам и 30 ховараков, всего 315 человек, остальных приказано обратить в первобытное состояние. Но и это ни к чему не привело доброму. По учению буддистов ламу низвести в простого бурята нельзя: этого не дозволяет буддийская анафомена: ламадор итэгэмой (веруем ламе) и гурбу эрдэни (троичность их догмы, т.е. будда, учение и ламство). Почему все невошедшие в штат 4250 человек по мнению бурят остались по прежнему ламами, проживая среди улусов и занимаясь совершением разных гурумов. Подати же за них платят большею частью простые буряты из уважения к их ламскому званию. Если к этим самозванцам присовокупить ежегодный прилив монгольских выходцев и сотни ховараков, обучающихся при каждом дацане, то количество лам скоро должно превысить численность самих бурят; тогда хоринцы совсем обеднеют от тунеядцев. Говоря о произвольно-усиленной пропаганде ламства, отметим по летописям хоринцев самовольное устройство ими дацанов войлочных, деревянных и каменных в три этажа, китайской и тибетской архитектуры. Первое 292 капище для идолов поставлено ламами в 1741 году на урочище по р. Сухе (Сулхара), а разрешение правительства на сооружение его испрошено только в 1753 годуАнинский дацан'>. Анинский деревянный дацан отстроен в 1795 г. Позволение же правительства испрашивается в 1806 году, и при том на постройку каменного. Но вообще замечают летописи, что еще в 1785 году главный командир горного отделения нерчинских заводов генерал-поручик Бекельман докладывал на Высочайшее воззрение, что тогда между хоринцами усиленно распространялась ламами буддийская вера, строились дацаны в разных местах и в них совершались моления по тибетским книгам. А что стоило бурятам устройство дацанов? Летописи на устройство Анинского дацана выписывают 45,324 р. 62 коп.; на переделку этого же дацана в 1862 г. означают более 25,000 рублей. Постройка Агинского дацана при речке Аргалан показана в 49,630 рублей. Так дорого стоит постройка зданий под дацаны, но ведь в них первую драгоценность и гордость составляет многотомный (до 360 книг) Ганджур-данджур, затем бывают разные лепные идолы массивных размеров с уродливыми формами, не говоря о второстепенных идолах, большею частью изображаемых разноцветными красками на тканях и бумаге и разных атрибутах при ламском идолослужении. Все это достается из заграницы и по ценности своей едва ли не превзойдут постройки самых дацанов. К этому всему следует присовокупить коры- 293 столюбие лам, вымогающих у бурят гурумами и лечением по тибетской медицине. Тогда только приблизительно будет возможно представить все зло ламского порабощения бурят. Где же коренится и чем поддерживается это зло, во вред государству и церкви? Именно тем, что если ламы много обирают бурят, то и сами много отдают известным дельцам за свои незаконные дела. В критических обстоятельствах они постоянно прибегают к этому средству. Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. Август 17. № 33. 1885 г. С. 404-417. Ключевые слова в этом документе | хоринцы (2/3) | Агинский дацан (1/4) | Агинское ведомство (1/3) | Анинский дацан (1/5) | Аргалан (1/1) | Бекельман (1/1) | Восточная Сибирь (1/74) | Димбилов (1/1) | Лубсанов (1/1) | Монголия (1/22) | Сулхара (1/1) | Суха (1/1) | |
Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов
Полный список книг -> |
||||
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов | |||
© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта. |
|||