Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН |
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.Документ выдан по ключевому слову: Цонгольский дацан 7.2. Устав монголо-бурятского ламайского духовенства, составленный П. Шиллинг фон Канштадт. 1832 г.<2> Отделение 1. Часть распорядительная. Глава 1. Состав Монголо-бурятского духовенства. § 1 Монголобурятское духовенство имеет три степени священства: Гэлун, Гэцул и Баньди, из коих первые две степени носят название: Лама, а всем трем степеням общее название Ховарак. § 2 Гэлун при посвящении на сию степень священства дает обет соблюдать 253 правила духовной жизни. § 3 Гэцул при посвящении на сию степень дает обет соблюдать 36 правил духовной жизни. § 4 Баньди при посвящении на сию <2об> Степень дает обет соблюдать 9 правил духовной жизни. § 5 Обаши, так называется назначаемый в духовное звание, хотя обязывается к соблюдению пяти правил из обетов Баньдия: но в состав духовенства не входит. § 6 Монголо-бурятское духовенство в отношении к должностному служению делится на восемь разрядов: 1., Баньдида Хамба. 2., Помощники Баньдиды Хамбы. 3., Ширетуи. 4., Степенные Ламы: Цорчжи, Шанцзаба, Цзасак, Даа Лама, Нансо и Донир. Примеч. Донир находится только при том дацане, в котором Баньдида Хамба имеет пребывание. 5., Почетные Ламы: Лацаб, Чжудба и Гурумба. 6., Должностные Ламы и Баньдии: Гэбгуй, Омцзат, Ноин-Лама, Цзакирокчи, Нярба, Бичечи, Мэдэчи, Чобонба, Чжама, Гэюк, Чжинчжук, Такильчи, Доганчи и Сойбон. 7., Ученые Ламы и Баньдии: Биликту, Улцзэйту, Эркэту, Дархан Лама, Тойн, Цзорохайчи, Эмчи и Цзорачи. 8., Простые Ламы и Баньдии, не имеющие должностей. Глава II. Штат дацанов и распределение оных по Округам. § 7 Для Монголо-бурятского духовенства полагается 34 дацана и 136 малых храмов. Примеч. У Монголо-бурят дацаном называется и Монастырь, и главный храм в монастыре. Малые храмы, отдельно стоящие по сторонам от главного, называются Сумэ; отделение Лам и Баньдиев именуется Аймаком. § 8 Сии дацаны распределяются по трем духовным Округам: Селенгинскому, Чикойскому и Ходонскому. § 9 Сленгинский духовный Округ, занимая пространство от р. Селенги на запад, заключает в себе следующие дацаны: 1., Гусино-озерский: Гадан дарчжайлин. 2., Атаганский: Хлундуб дэчен-лин. 3., Ацайский: Тубдын дарчжай-лин. 4., Сартольский Гэгэтуйский: Гадан пунцог-лин. 5., Сартольский Гэгэтуйский: Данба брэйбун-лин. 6., Ичутэйский 1. Табангутского рода: Дэчэн-рабчжай-лин. <4> 7., Чжагастайский: Дэчэн рабчжай лин. 8., Иройский: Чойдан дарчжай-лин. 9., Янгячжинский: Даши чарбеб-лин. 10., Тункинский Кэринский: Дэчэн рабчжай-лин. 11., Тункинский Болакский: Даши Пунцог-лин. 12., Сойсо> Борголтайский: Дондуб норбо-лин. § 10 Чикойский духовный Округ, простираясь от Селенги на восток в верх по Чикою и вдоль границ до дистанции Чинданской, заключает в себе следующие дацаны: 1Цонгольский дацан'>., Цонгольский: Балдан брэйбун-лин. 2., Бултумурский 2и 3-го Табангутских родов: Дамчай рабчжай-лин. 3., Киретуйский> Ашибагатский: Гадан дарчжай-лин. 4., Вторый Ашибагатский при р. <4об> Кударе: Тубдын дарчжай-лин. 5., Гунэйский: Дэчэн чонхор-лин. 6., Токчинский: Гадан даши-лин. 7., Хочжартайский: Гимпил тарба-лин. 8., Тарбагатайский: Даши тубдан-лин. 9., Онон-бэрцийский: Дамба дарчжай-лин. 10., Олхонский при Ононе: Даши гимпил-лин. 11., Борхалойский Баргузинский: Гадан шадуб-лин. Примеч. Сей дацан принадлежит Баргузинским Бурятам и причислен Цонгольский дацан'>к Цонгольскому Округу, потому что Буддизм введен у них Цонгольскими Ламами. § 11 Ходонский 1., Ходонский: Даши Хлумбу-лин. 2., Анинский: Гадан шадуб-лин. <5> 3., Тугнуйский старый: Даши чойнхор-лин. 4., Агинский: Дэчэн хлундуб-лин. 5., Ацагатский: Тубдан дарчжай лин. 6., Чицанайский: Галдан чойнпэл-лин. 7., Хохиртайский: Даши хлундуб-лин. 8., Эгэтуйский: Домчойский рабчжай-лин. 9., Онон-субулинский: Даши чойнпэл-лин. 10., Солгайский: Сунраб чарбеб-лин. Глава III. Комплект Лам и Баньдиев и распределение оных по дацанам. § 12 Сообразно народонаселению Монголо-бурят, комплект Лам и Баньдиев при 34 дацанам полагается в 2000 человек, ясачных и казачьих. § 13. В числе 2000 комплектных Лам и Баньдиев полагается 600 штатных и 1400 сверх-штатных. <5об> § 14 Штатные Ламы и Баньдии освобождаются от ясака, земских повинностей и козачей службы. § 15 Сверх-штатные Ламы и Баньдии, ясачные: обязаны платить ясак и исправлять земские повинности; козачьи же: отправлять козачью службу. § 16 В каждом дацане полагается: Ширетуй – 1. Цорчжи – 1. Шанцзаба – 1. Цзасак – 1. Даа – 1. Нансо – 1. которые могут быть как из ясачного, так и из казачьего состояния. Число должностных и прочих Лам и Баньдиев не имеет положения. § 17 Сколько при каждом дацане полагается всех штатных и сверхштатных Лам и Баньдиев как из ясачного, так и из козачьего состояния, сие изложено в приложенной у сего Таблице. <6> Штат дацанов с находящимися при них малыми храмами, с показанием, сколько при котором дацане штатных и сверхштатных Лам и Баньдиев.
Духовные Округи № К каким родам принадлежат Названия дацанов Число малых храм. Штат. Сверхштат. Итого.
ясач. козач. ясач. козач.
Селенгинский Округ 1 Селенгинских родов Гусиноозерский 17 24 24 54 48 150
2 Атаганский 16 15 20 45 40 120
3 Ацайский 9 14 5 21 10 50
4 Гэгэтуйский 1 3 14 10 21 20 65
5 Гэгэтуйский 2 4 12 8 24 16 60
6 Ичутэйский 6 14 10 26 20 70
7 Чжагастайский 11 12 8 34 16 70
8 Иройский 10 12 10 43 20 85
9 Янгяжинский - 10 5 25 10 50
10 Тункинских родов Кэринский - 10 - 25 - 35
11 Болакский - 10 - 25 - 35
12 Борголтайский - 10 - 25 - 35
13 Алайрских родов Алайрский 2 10 - 25 - 35
Чикойский Округ 1 Селенгинских родовЦонгольский дацан'> Цонгольский 11 24 45 41 90 200
2 Бултумурский 17 15 15 40 30 100
3 Ашибагатский 1 2 10 10 20 20 60
4 Ашибагатский 2 - 10 10 20 20 60
5 Гунэйских - 10 - 25 - 35
6 Токчинский - 10 - 25 - 35
7 Хочжартайский - 10 - 25 - 35
8 Тарбагатайский - 10 - 25 - 35
9 Бэрцийский 1 10 - 25 - 35
10 Олхонский - - 20 - 40 60
11 Баргузинских родов Борхалойский 2 10 - 25 - 35
Ходонский Округ 1 Хоринских родов Ходонский 3 14 - 51 - 65
2 Анинский 4 12 - 38 - 50
3 Тугнуйский 4 12 - 38 - 50
4 Агинский - 12 - 38 - 50
5 Ацагатский 1 10 - 25 - 35
6 Цицанайский 9 10 - 25 - 35
7 Хохиртайский - 10 - 25 - 35
8 Эгэтуйский 4 12 - 28 - 40
9 Субулинский - 12 - 43 - 55
10 Солгайский - 10 - 25 - 35
136 400 200 1000 400 2000
<6об> § 18 Помощники Баньдиды Хамбы должны числиться в штате тех дацанов, при которых находятся Окружные Духовные Правления. Глава IV. Обязанности Лам и Баньдиев. § 19 Общая обязанность всех Лам и Баньдиев есть отправлять богослужение по установленному порядку и наставлять мирян благонравию, повиновению законам и почитанию властей. § 20 Вследствие сего каждый Лама и Баньдий обязаны являться на хоралы, постановленные правилами веры; а в поступках своих быть примером благочестия, покорности и беспредельной преданности Государю Императору и всему Августейшему дому. Примеч. Хоралом называется собрание Лам и Баньдиев в дацане для богослужения. <7> § 21 Личная обязанность каждого Ламы и Баньдия состоит в точном исполнении всего требуемого должностью по части расопрядительной и исполнительной. § 22 Баньдида Хамба обязан смотреть за точным соблюдением постановлений Устава и неукоснительным исполнением предписаний Начальства во всех подчиненных ему местах, отнюдь не допуская как медлительности и отступления в оных от порядка, предписываемого Уставом. § 23 Обязанность Помощников Баньдиды Хамбы состоит в неослабном наблюдении как за правильным ходом дел по управлению, так и за точным исполнением предписаний Начальства дацанами. § 24 Ширетуй обязан: 1-е управлять <7об> Делами своего дацана, следуя во всем постановлениям Устава; 2-е наблюдать, чтобы Ламы И Баньдии точно исполняли правила своего священства, обязанности по должности и остерегались от поступков, воспрещенных Уставом. § 25 Цорчжи обязан содействовать Ширетую как по внутреннему управлению своего дацана, так и в выполнении предписаний Высшего Начальства. § 26 Шанцзаба и Цзасак обязаны: 1-е смотреть за порядком, так и за поведением Лам и Баньдиев, 2-е содействовать Ширетую и Цорчжию, исправляя их поручения по предписаниям Начальства, касательно дел духовных и гражданских. § 27 Даа Лама и Нансо сверх надзора за поведением должны в особенности смотреть за учением Баньдиев и Обашиев. <8> § 28 Донир управляет письменною частью при Баньдиде Хамбе. § 29 Лацаб в отсутствие или за болезнью Ширетуя первенствует вместо его при богослужении в дацане. § 30 Чжудба и Гурумба первенствуют при богослужении в малых храмах, подобно Ширетую в дацане. Примеч. В Чикойском дацане в разряд Почетных Лам причисляются еще начальники шести малых храмов: Гоман Лама, Нимай Лама, Лосал Лама, Нитан Лама, Чойнхор Лама и Рабчжай Лама. § 31 Гэбгуй /: Благочинный :/ обязан 1-е смотреть за порядком и благочинием во время богослужения; 2-е назначать Ламам и Баньдиям места по разрядам и степени учености; <8об> 3-е., объявлять в общем собрании Лам и Баньдиев о вкладах, сделанных прихожанами во время хорала, и потом делить оные на намшики. Прим. Намшиком называется дележная часть дохода или вклада. § 32 Омцзат /: Уставщик :/ во время богослужения начинает пение и управляет оным; а потому должен знать весь круг и порядок службы. § 33 Ноин Лама и Цзахирокчи обязаны: 1-е смотреть за сохранностью имущества при дацане; 2-е ежедневно поверять приход и расход оного. § 34 Нярба /: казначей :/ имеет в ведении своем имущество дацана; как то: утварь, книги, общественный скот, деньги и разные другие вещи. § 35 Бичечи /: письмоводитель :/ обязан <9> под руководством Цорчжия исправлять письменные дела по дацану. § 36 Мэдэчи обязан: 1-е принимать во время хорала вклады от прихожан, представлять Гэбгую; 2-е смотреть за поступками Лам и Баньдиев в домашней их жизни. § 37 Чобонба принимает от мирян приношения на хорал и распоряжает приготовлением и расставлением оных пред Борханами. Примеч. Под приношениями разумеется: курительные свечки, хлопчатая бумага, хлебцы, разный хлеб в зернах, коровье масло и ходаки /: священные платки :/. § 38 Он обязан также принимать от Нярбы музыкальные орудия и прочие вещи, принадлежащие к богослужению и раздавать оные Ламам и Баньдиям на хорале; <9об> а по окончании служения сдавать обратно Нярбе для хранения. § 39 Чжама заведывает во время хорала приготовлением пищи для Лам и Баньдиев. § 40 Гэюк исправляет должность Гэбгуя при богослужении в малых храмах и служит ему помощником в дацане. § 41 Чжинчжук управляет пением в малых храмах, и есть помощник Омцзата в дацане. § 42 Такильчи есть помощник Чобонбы и исполнитель всех его распоряжений. § 43 Доганчи обязан наблюдать за чистотою как внутри, так и вне дацана, расстилать войлоки для <10> Лам и Баньдиев и повещать их к богослужению трублением в бурэ. Примеч. Бурэ есть морская средней величины раковина. § 44 Сойбон должен подавать книги Ширетую и Степенным Ламам и прислуживать им во время богослужения. § 45 Биликту Лама обязан обучать переводу книг от Тибетского языка на Монгольский. § 46 Улцзэйту, Эркэту и Дархан Лама должны обучать Обашиев правильному чтению и чистописанию Монгольскому и Тибетскому. § 47 Тойн Лама обучает стереотипной резьбе. § 48 Цзорохайчи обязан заниматься <10об> Ежегодным составлением календаря и обучать Астрологии. § 49 Эмчи обучает врачеванию. § 50 Цзорачи обучает живописи. Глава V. Состав управления и порядок подчиненности. § 51 Баньдида Хамба как глава Монголо-бурятского духовенства управляет делами дацанов по всем трем духовным Округам. § 52 Для исполнения письменных дел учреждается при нем Главное духовное Правление, состоящее из Донира /: Правителя дел :/, двух Бурятских письмоводителей и одного переводчика Русского языка. <11> § 53 Баньдида Хамба подчиняется Высшему Начальству. § 54 Для управления делами дацанов по духовным Округам учреждаются три Окружных Правления: Селенгинское при Гусино-озерском дацане Гадан дарчжай-лин; Чикойское при Цонгольском дацане Балдан брэйбун-лин; Ходонское при Ходонском дацане Даши Хлумбу-лин. § 55 В каждом Окружном Духовном Правлении заседают: Помощник Баньдиды Хамбы, Цорчжи, Шанцзаба и Цзасак того дацана, при котором находится Окружное Духовное Правление. § 56 Из Цорчжиев прочих дацанов, причисленных к округу, один по очереди должен по четыре месяца присутствовать в Окружном Духовном Правлении для узнания письменного порядка. <11об> § 57 Все заседающие в Духовном Правлении носят общее название Членов Окружного Духовного Правления. § 58 Для письмоводства при каждом Окружном Духовном Правлении полагаются два писаря Бурятских. § 59 Окружные Духовные Правления подчиняются Баньдиде Хамбе. § 60 Ширетуй есть начальник дацана, управляющий всеми делами по оному. § 61 Для содействия в управлении придаются ему Степенные Ламы: Цорчжи, Шанцзаба, Цзасак, Даа Лама и Нансо, которые составляют Совет его. § 62 Ширетуй во всех распоряжениях по дацану, имеющих отношение к постановлениям сего Устава <12> должен советоваться с Степенными Ламами и без согласия с их стороны производить оных действий не может. § 63 Степенные Ламы без ведома и дозволения Ширетуя ничего не должны производить ни по дацану, ни вне оного. § 64 Ширетуй подчиняется Окружному Духовному Правлению. § 65 Степенные и прочие Ламы и Баньдии подчиняются Ширетую своего дацана. § 66 В каждом дацане Цорчжи в особенности управляет письмоводством и за несоблюдение порядка или упущение один подлежит ответственности. § 67 В отсутствие или за болезнью Цорчжия, Шанцзаба и Цзасак обязаны заведывать письменною частью по дацану и подлежат ответственности, <12об> как за нарушение порядка, так и за упущение по делам. § 68 В Главном Духовном Правлении полагается Письмоводителям по 200 руб., переводчику 600 руб., на канцелярские расходы 200 рублей в год, итого тысяча двести рублей. § 69 В Окружных Духовных Правлениях полагается письмоводителям также по 200 руб., на канцелярские расходы по 200 руб, итого в трех Правлениях Тысяча восемь сот рублей. § 70 Сумма, потребная на содержание Духовных Правлений: Главного и трех Окружных, составляющая всего 3000 рублей, собирается уравнительною раскладкою на всех 600 штатных Лам и Баньдиев, полагая на каждого по 5 рублей. § 71 Баньдида Хамба, Донир и Члены <13> Окружных Духовных Правлений не получают жалованья за свои должности; а исправляя оные как общественную службу, обязаны содержаться собственными доходами. § 72 Канцелярские расходы по письмоводству в дацанах производятся из общественного имущества их. Глава VI. Порядок письменного производства дел. § 73. Высшее Начальство посылает Баньдиде Хамбе предписания. § 74. Баньдида Хамба Высшему Начальству пишет донесение и представление. § 75. В Окружные Духовные Правления Баньдида Хамба посылает предписания. <13об> § 76. В Степную Думу и к Старшинам казачьим пишет отношения. § 77. Окружные Духовные Правления входят к Баньдиде Хамбе донесениями, в дацаны же, подчиненные им, посылают предписания. § 78. С Думою Степною, казачьими Старшинами и между собою сносятся отношениями. § 79. Дацаны делают Окружному Духовному Правлению донесения и представления. § 80. С Думою Степною, козачьими Старшинами и между собою сносятся отношениями. § 81. Предписания Высшего Начальства Баньдида Хамба посылает Окружным <14> Духовным Правлениям с прописанием оных от слова в слово и с приказанием о исполнении. § 82. Таким же образом поступают Окружные Духовные Правления в отношении к своим дацанам. § 83. Предписания и донесения писать по формам, приложенным ниже. § 84 Бумаги, идущие из дацанов в Окружные Духовные Правления должны быть за общим подписанием Ширетуя и Степенных Лам, живущих при дацане. § 85 Донесения и представления из дацанов о действиях, в коих участвуют инородческие Старшины, должны быть за общим подписанием и духовных и светских лиц. <14об> Примеч. Под инородческими старшинами разуметь должно из ясачных: Тайшей, Заседателей, Шуленг и Зайсанов; а из козачьих: Бригадных Начальников, Заседателей, Полковых Атаманов и Сотников. § 86 Бумаги, идущие из Окружных Духовных Правлений к Баньдиде Хамбе должны быть за общим подписание всех присутствующих членов. § 87 Предписания Высшего Начальства К Баньдиде Хамбе пишутся на одном Русском; донесения же и представления Баньдиды Хамбы должны быть на Монгольском языке с приложением Русского перевода. § 88 Взаимная переписка между Окружными Духовными Правлениями, дацанами и Старшинами инородческими производится на одном Монгольском языке. <15> § 89 В Главном и трех Окружных Духовных Правлениях и дацанах должно иметь особливые книги: 1-ю для входящих, 2-ю, для исходящих дел и 3. Разносных. § 90 Входящие бумаги должно вписывать в книгу входящих дел по порядку поступления их и хранить в особливом месте, переплетая по нумерам и годам для удобного приискивания. § 91 Исходящие бумаги должно вносить в книгу исходящих дел еще до отправления оных; а черновые подлинники для справок хранить в таком же порядке, как и входящие бумаги. § 92 Отсылаемые исходящие бумаги описываются в разносную книгу, <15об> в которой тот, кто получает оные от рассыльщика должен расписаться в прием. § 93 По бумагам, поступающим в Главное и Окружные Духовные Правления, также в дацаны, должно производить исполнение в течение трех дней. § 94 Баньдида Хамба и Окружные Духовные Правления употребляют для общественных дел данные им от Высшего Начальства печати, которые в частной переписке отнюдь не должны употребляться. § 95 Пакеты от Баньдиды Хамбы и Окружных Духовных Правлений за казенною печатью в надписью на Русском языке и с означением нумера принимать в Почтовых Конторах и отделениях по общему положению безденежно. <16> § 96 Пакеты за нумерами и с Русскою надписью, следующие из дацанов в те Окружные Духовные Правления, к коим сии дацаны приписаны, также принимать на почту безденежно. § 97 В Чикойском Духовном Округе пакеты, следующие из Духовного Правления в дацаны или из дацанов в Правление, дозволяется отправлять с козаками, производящими ежедневный объезд по границе. § 98 В казенных пакетах за нумерами не должно вкладывать частных писем. Если сие будет открыто, то взыщется с виновного штраф по 1 рублю с золотника. Глава VII Порядок судопроизводства § 99. Жалобы на Лам и Баньдиев приносить Ширетую. <16об> § 100. Жалобу на Ширетуя подавать в Окружное Духовное Правление. § 101. Жалобы на Членов Окружного Духовного Правления приносить Баньдиде Хамбе. § 102. Жалобы на Баньдиду Хамбу приносить Высшему Начальству. § 103. Ламы и Баньдии по долговым искам и личным обидам между собою судятся Ширетуем и Степенными Ламами своего дацана, по степным законам. § 104. А ежели будут иметь дело с мирскими инородцами, то обращаются к светскому инородческому Начальству, и судятся также по степным законам. § 105. Ежели Лама или Баньди по долговым <17> Искам и личным обидам будут иметь дело с Русскими, то должны судиться гражданским судом по Российским законам. § 106. Исследование и суд по уголовным делам не принадлежат инородческому духовному Начальству: по чему Лам и Баньдиев, изобличаемых в каком-либо уголовном преступлении, отсылать немедленно чрез Степную Думу в Земский суд, а Окружному или Главному Духовному Правлению доносить для сведения. § 107. О прочих преступлениях и противозаконных поступках Лам и Баньдиев Ширетуй должен доносить Окружному Духовному Правлению. § 108. Окружное Духовное Правление <17об> по жалобе или донесению на кого-либо из духовных лиц ему подведомственных отряжает одного из своих членов или двух Степенных Лам ближайшего дацана для произведения следствия. § 109. Следствие производить на следующих основаниях. 1., Во-первых, допросить челобитчика или доносчика, а потом ответчика или обличаемого в преступлении; допросы же отбирать от каждого лица порознь. 2., К допросу Лам и Баньдиев из других дацанов или мирских людей, прикосновенных к делу, приглашать депутатов с их стороны. 3., При разноречии подсудимых делать очные ставки. 4., Свидетелей спрашивать после допроса ответчика. 5., Свидетелей пред допросом <18> приводить к присяге по приложенной форме. 6., В свидетели принимать людей, не замеченных Начальством в дурном поведении. 7., Отбирать повальные обыски должны сами следователи. 8., В конце каждого допроса должен предписать тот, кто дал показание; а потом следует подпись следователей и всех, кто находился при отобрании показания. § 110. Окружное Духовное Правление по получении следственного дела рассматривает оное; и если встретятся недостатки, то пополняет оные до отсылки в Главное Духовное Правление; если же нет недостатков, то со своим мнением представляет оное в Главное Духовное Правление на утверждение. <18об> § 111. Для произведения следствий над Помощниками Баньдиды Хамбы и прочими членами Окружных Духовных Правлений Главное Правление назначает двух членов из ближайшего Окружного Духовного Правления или Ширетуя с Цорчжием из ближайшего дацана, но другого Дховного Округа. § 112. Приговор по следствию о Ламах и Баньдиях, ежели Баньдида Хамба найдет сообразным с законами, то утверждает оный и отсылает в Окружное Духовное Правление к исполнению. Если же найдет несообразным с законами, то с своим мнением представляет на рассмотрение Высшего Начальства. § 113. Ежели по следственному делу окажется виновным кто-либо из членов Окружного Духовного Правления, <19> Ширетуев или Степенных Лам, то Баньдида Хамба представляет оное с своим мнением Высшему Начальству. § 114. Лама или Баньди, прикосновенные к какому-либо делу с мирянином, не может быть допрашиваем светским инородческим Начальством без депутата со стороны этого дацана, к которому он принадлежит. § 115. Домы и Юрты Лам и Баньдиев вообще в случае воровства обыскивать на основании Степных законов. § 116. Донесения и прошения, подаваемые в Главное и Окружное Духовные Правления <19об> не должны содержать в себе никаких ругательных и оскорбительных выражений против частных лиц; в противном случае возвращать оные с надписью о исключении тех выражений. § 118. Кто подаст донесение или прошение, заключающее в себе оскорбительных выражений против Бандиды Хамбы или членов Окружного Духовного Правления; тот подвергается ответственности. § 119. Отряжаемым для произведения следствий по делам дозволяется в обоюдный путь брать инородческие земские подводы. Глава VIII. Пределы власти и ответственность. § 120. Власть Бандиды Хамбы <20> Выходить из пределов, указанных постановлениями Уставами. § 121. Ежели дозволить себе в управлении подчиненными им местами и лицами поступить в чем-либо свыше или вопреки постановлениям Устава, то равно подлежат ответственности и наказанию по мере беспорядков и личного вреда, отсюда произошедших. § 122. Если Баньдида Хамба, Окружные Духовные Правления и Ширетуи с Степенными Ламами по небрежению и слабости в управлении допустят упущения, беспорядки и злоупотребления, то также подлежат ответственности и наказанию по мере вреда, отсюда произошедшего. § 123. Баньдида Хамба управляет дацанами трех духовных округов <20об> Чрез Окружные Духовные Правления, а лично от себя предписывать что-либо дацанам не должен. § 124. Каждое Окружное Духовное Правление заведует только делами дацанов, приписанных к его ведомству, а в дела дацанов прочих Округов отнюдь не должно вмешиваться. § 125. Ширетуй со Степенными Ламами управляет только своим дацаном, а в дела прочих дацанов отнюдь не должен вмешиваться. § 126. Помощник Баньдиды Хамбы хотя и имеет старшинство пред Ширетуем своего дацана, но в дела по управлению дацаном входить не должен. <21> Отделение II. Часть исполнительная. ___________________ Глава IX. Выбор на три степени священства и посвящения. § 127. Ширетуи и Степенные Ламы имеют власть в своем дацане избирать и посвящать Обашиев в Баньди, Баньдиев в Гэцулы, Гэцулов в Гэлуны. § 128. При избрании на какую-либо степень священства должно взять трех кандидатов и произвести им испытание в полном присутствии всех Лам и Баньдиев; причем наблюдать следующие положения. § 129. Обаши, избираемый в Баньди, должен прочесть наизусть книги: Итэгэл, Рапсал, Докшит, Ундэсун и Чога; чисто писать по-монгольски <21об> И по-тибетски и сверх сего должен иметь некоторое сведение в Астрономии или врачевании, или обучиться живописи и резьбе досок для печатания книг. § 130. Баньди, избираемый к посвящению в Гэцулы, должен знать сортал, содержащий правила сей степени, уметь переводить с тибетского на монгольский язык и иметь основательное сведение в астрономии или врачевании, или быть искусным живописи и резьбе досок. § 131. Гэцул, избираемый на степень Гэлуна должен знать сортал, содержащий правила сей степени, Ламрим и Дульва. § 132. Посвящение в Баньдиев, Гэцулы и Гэлуны совершают Гэлуны, по получении на то письменного дозволения от Ширетуя со Степенными Ламами. <22> § 133. Один Гэлун из посвящающих должен иметь не менее 10 лет от посвящения на сию степень; в противном случае посвящение считать недействительным. § 134. Ширетуй и Степенные Ламы должны о каждом вновь посвященном Гэлуне, Гэцуле и Баньдии в то же время доносить Окружному Духовному Правлению. § 135. Устарелые женщины, имеющие 50 лет и более ежели из набожности пожелают вступить в Чабаганцы, таковых посвящать с наблюдением, чтоб замужняя женщина имела на то согласие своего мужа, но не вносить в списки дацанов. Примеч. Чабаганца есть монахиня, посвящение которой одинаково с посвящением Гэцула. <22об> Глава X. О грамотах и медалях. § 136. Высшее Начальство посылает чрез Баньдиду Хамбу в Окружные Духовные Правления известное число бланков под названием грамот. § 137. Окружные Духовные Правления по получении от Ширетуя донесений о посвящении Гэлуна, Гэцула или Баньдия, выдают каждому грамоту на степень его священства за подписанием всех членов и казенною печатью. § 138. По возвышении Баньдия и Гэцула на следующие степени Ширетуй обязан отбирать у них прежние грамоты и отсылать в Окружное Духовное Правление. § 139. Грамоты Лам и Баньдиев, умерших или исключенных из духовного <23> звания так же отсылать в Окружное Духовное Правление. § 140. Окружные духовные Правления обязаны препровождать сии грамоты в Главное Духовное Правление, а сие представляет оные Высшему Начальству с отчетом. § 141. Для всегдашней поверки комплектного числа Лам и Баньдиев, сверх помянутых грамот устанавливается особливая бронзовая медаль, на которой с одной стороны представлен Борхан Шигимони, а с другой Очир с означением нумера. § 142. Ламы и Баньдии обязаны носить помянутую медаль на шее на желтой ленте, и без оной отнюдь никуда не выходить из дома. § 143. На сей конец выдано каждому дацану <23об> столько медалей, сколько по штату положено в оном комплектных Лам и Баньдиев. § 144. По смерти или по исключении Ламы и Бандия из духовного звания медаль его передается тому Обашию, который посвящен в Банди для заступления вакантного места. Глава XI. Выбор к должностям и на вакантные штатные места. § 145. Достоинство Хамбинское попеременно должно переходить к дацанам Гусино-озерскому Цонгольский дацан'>и Цонгольскому § 146. После Гусино-озерского Баньдиды Хамбы, новый Баньдида Хамба, из какого бы дацана ни был избран, должен иметь пребывание в Цонгольском, а преемник его опять в Гусино-озерском дацане. <24> § 147. По смерти Баньдиды Хамбы должность его на время исправляет Помощник Баньдиды Хамбы, имеющий пребывание в том дацане, к которому Хамбинское достоинство по очереди переходит. § 148. Хотя сей Помощник есть кандидат Хамбинского достоинства, назначаемый законом, но в отношении к важности места он должен иметь на сие общее согласие главнейших духовных лиц и светских инородческих старшин. § 149. Для сего члены трех Окружных Духовных Правлений вместе с главными инородческими Старшинами своих Духовных Округов должны избрать по два из Степенных Лам тех дацанов, при которых Окружные Духовные Правления находятся. <24об> § 150. Сии шесть Степенных Лам обще с инородческими Старшинами всех трех Духовных Округов съезжаются в условленное время в тот дацан, к которому Хамбинское достоинство по очереди переходит и приступают к выбору нового Баньдиды Хамбы. § 151. Избираемый на Хамбинское достоинство должен быть примерного поведения, иметь глубокое познание своей веры, отличное сведение в языках Монгольском, Тибетском и Русском, ответность в делах по духовному управлению; сверх сего быть не менее десяти лет Гэлуном. § 152. Ежели законный кандидат не имеет качеств, означенных в предыдущем параграфе, то избирательная комиссия, устранив его от выбора, предпочтительно обращает внимание <25> на остальных двух Помощников Баньдиды Хамбы. § 153. Ежели же из сих двух Помощников ни один не окажется достойным занять место Баньдиды Хамбы, в таком случае избирательная комиссия может обратиться к Ширетуям и Степенным Ламам дацанов во всех трех духовных Округах. § 154. Избирательная комиссия, нашед достойного занять место Баньдиды Хамбы, представляет о нем Высшему Начальству, которое подносит сие на Высочайшее утверждение избранного нового кандидата и снабжает его грамотою на сие достоинство. § 155. Ежели Помощник Баньдиды Хамбы умрет, или по болезни и старости <25об> Сделается неспособным к исправлению должности, то Баньдида Хамба представляет на его место Ширетуя того дацана, при котором находится Окружное Духовное Правление, а если усмотрит какое препятствие к тому, то избирает Ширетуя из других дацанов и представляет Высшему Начальству, которое, по утверждении его, снабжает на сию должность особым указом. § 156. Ежели Ширетуй или Степенный Лама выбудет или умрет, то на его место Степенные и прочие Ламы того дацана вместе с инородческими Старшинами своего прихода избирают в своем дацане кандидата, который должен быть Гэлун. § 157. Сие избрание за общим подписанием духовных и светских лиц препровождается чрез Окружное Духовное Правление <26> К Баньдиде Хамбе, а сей уже представляет Высшему Начальству, которое, по утверждении их снабжает на сии должности особыми указами. § 158. Донир избирается Баньдидою Хамбою, и по представлению его, утверждается Высшим Начальством. § 159. Баньдиду Хамбу, Помощников его, Членов Окружного Духовного Правления, Ширетуев и Степенных Лам при определении к должности, приводит к присяге по приложенной форме. § 160. Почетных, должностных и ученых Лам избирает Ширетуй с Степенными Ламами в общем собрании всех Лам своего дацана. § 161. Выбор Баньдия, Гэцула и Гэлуна <26об> На вакантное штатное место производится Ширетуем, Степенными и прочими Ламами с общего совещания и согласия с главными инородческими Старшинами своего прихода, для чего и донесение Окружному Духовному Правлению о выборе должно быть за общим всех их подписанием. § 162. При таковом выборе на вакантное штатное место должно предпочтительно обращать внимание на бедных, но приобретших достаточное сведение как в правилах своей веры, так и в науках или художествах, потребных к занятию какой-либо степени священства. Глава XII. Принятие и помещение Обашиев. § 163. Кто имеет двух и более сыновей тому дозволется одного из них <27> Назначить в духовное звание и записать в Обаши. § 164. Если обреченный в Обаши умрет, а у отца останется три или четыре сына, то он имеет право еще одного назначить в духовное звание; более же воспрещается. § 165. Кто пожелает назначить сына в Обаши, тот должен взять от своего Начальства /: ясачного или казачьего:/ свидетельство в том, что он имеет двух и более сыновей и с сим свидетельством явиться в дацан для записания в Обаши. § 166. Ширетуй и Степенные Ламы, приняв в какое-либо в Обаши, вносят его в список и уведомляют письменно о сем Степную Думу или полкового Аттамана. <27об> § 167. Принятому в Обаши дозволяется иметь для отличий красную выпушку на кафтан и употребляют красный кушак, но до посвящения в баньди поставляется ему в непременную обязанность носить косу и платье светского, а не духовного покроя. § 168. Обашия, не достигшего 18 лет, не производить в Баньди. § 169. Ежели Обаши, достигнув 18 лет, не пожелает вступить в духовное звание, то отнюдь к тому его не принуждать. § 170. Миряне обоего пола, даже и в брачном состоянии, могут принимать духовную степень Обашия и Обасанцы, если они по болезни или по набожности сделали таковой обет, наложив на себя пост и чтение мани. Примеч. Обасанца есть женщина <28> или девица, давшая обет исполнять те же пять правил духовной жизни, который Обашии соблюдают. Пост их состоит в неупотреблении мяса в 8, 15 и 30-й день каждого месяца. Мани есть известная молитва: Ом-мани-бадме-хум. § 171. Обашиям с детства назначенным в духовное звание, по делам земским или государственной службе, считаться в ведомстве земского инородческого Начальства. Глава XIII Предметы учения и испытание § 172. Ширетуй и Степенные ламы должны наблюдать, чтоб каждого Обашия, достигшего 8 лет, родители или родственники отдавали Ламе для учения, а сей обязан его обучать всему что должно знать поступающему в Баньди. <28об> § 173. Предметам, не относящимся к богослужению: как то Астрономии, врачеванию и живописи, купно м резьбою досок для печатания книг, Обашии должны обучаться по усмотрению Ширетуя с Степенными Ламами, которые назначают ему один который либо из сих трех предметов, соответственно его наклонности и способностям. § 174. Если Лама не в состоянии принятого им Обашия обучить предметам, назначенным последнему то Ширетуй приказывает ему обучаться у тех Лам, коим образование Обашиев в обязанность поставлено, как то: астрологии у Цзорохайчи, врачевание у Эмчи, живописи у Цзорачи, резьбе букв у Тойн-Ламы. § 175. На сем положении и Баньдии обязаны далее усовершенствоваться в науках и художествах. <29> § 176. Ширетуй и Степенные Ламы в назначении предметов обучения должны принять за правило, чтоб седьмая часть Лам и Баньдиев имела основательное сведение в искусстве врачебном. § 177. Даа лама и Нансо чрез каждые три месяца должны производить Обашиям и Баньдиям испытание во всех предметах, которым они обучаются. § 178. 23, 24 и 25. числе зимней первой луны Ширетуй и Степенные Ламы должны производить Обашиям и Баньдиям годичное испытание в общем собрании всех Лам и Баньдиев. § 179. В сие же время производить испытания и в тех дацанах, при которых будут заведены училища. <29об> § 180. Успевших в искусстве врачебном Ширетуй и Степенными Ламами должен представлять Окружающему Духовному Правлению с испрашиванием одобрительного вида. § 181. Получивший одобрительный вид от Окружного Духовного Правления имеет право называться Эмчи, и пользовать болезни в улусах. § 182. Не имеющим сего вида воспрещается лечить болезни по улусам, за чем как Ширетуй с Степенными Ламами, так и светские Старшины обязаны строго смотреть. Глава XIV. Поименные списки. § 183. Ширетуй каждого дацана должен ежегодно предоставлять Окружному Духовному Правлению следующие поименные списки. <30> 1., Всех Лам и Баньдиев состоящих на лице по 1. Генваря, с означением должностей каждого. 2., Лам и Баньдиев, выбывших или умерших. 3., Лам и Баньдиев поступивших на убылые места. 4., Обашиев, поступивших в Баньдии, с отметкою, чему обучились. 5., Обашиев числящихся при дацане, с отметкою чему обучаются и с каким успехом. 6., Обашиев, вновь принятых в течении года. § 184. В списках отмечать против каждого Ламы и Баньдия: 1., Сколько имеют лет от роду. 2., Какого поведения. 3., Не были ли штрафованы за что либо судебным приговором. § 185. Таковых поименных списков <30об> каждый дацан должен представлять по два экземпляра, из коих один Окружное Духовное Правление оставляет для себя, а другой препровождает к Бандиде Хамбе. § 186. Из полученных от Окружных Духовных Правлении списков Главное Духовное Правление составляет общую ведомость на двух языках: Монгольском и Русском и представляет Высшему Начальству, а списки полученные из Окружных Духовных Правлении хранить у себя для справок. § 187. Поименные годовые списки писать по формам приложенным у сего. Глава XV. Хоралы и съезды на хорал. § 188. Хоралы разделяются на постоянные и не постоянные. <31> § 189. Постоянные хоралы суть: 1., Хорал первой весенней луны, продолжающийся с 28. ч. Зимней последней луны по 20-е число первой весенней луны; а с чтением Ганчжура целый месяц. 2., Хоралы, бывающие ежемесячно 13., 14. и 15-го числ. 3., Хорал зимней первой луны 23., 24. и 25. числ, когда совершается память по Цзунхабе, основателя Буддизма в Тибете. § 190. Непостоянные хоралы суть: 1., Однодневные хоралы в высокоторжественные дни возшествия на престол, коронации, рождении и тезоименитства Их Императорских Величеств. 2., Бывающие по просьбе прихожан, когда они желают молиться Борханам по какому либо случаю. <31об> § 191. Строго воспрещается, кроме вышеизчисленных хоралов, делать другие хоралы по каким бы то ни было предлогом; светским Старшинам, как ясачным, так и козачьим поставляется в обязанность смотреть за сим. § 192. Ламы и Баньдии живущие в кочевьях обязаны к каждому хоралу съезжаться в дацан вместе с Обашиями, обучающимися у них чему либо. § 193. Ламы и Баньдии при съездах на хорал должны употреблять своих лошадей, отнюдь не требуя подвод у обывателей. § 194. Сбор с народа на содержание хоралов не производить вынужденным образом; а довольствоваться тем кто даст что по доброй воле. <32> Ежели Лама или Баньди по болезни собственной или родственников не могут явиться на хорал, то предварительно известить о том Степенных Лам своего дацана. § 196. Ежели Лама или Баньди от поезда на хорал будет задержан кем либо при больном или умершем, для чтения молитв, то должен прислать уведомление за подписанием прихожанина, у которого находится. § 197. Ежели Лама или Баньди будет задержан исправлением казенного дела, как то: взносом податей, или исправлением козачей службы, то должен послать в дацан уведомление за подписанием местного инородческого Начальства. Глава XVI. Пребывание Лам и Баньдиев при дацане и отлучки их. § 198. Ширетуй, Цорчжи, Ламы и Баньдии штатные должны иметь постоянное пребывание при своих дацанах. § 199. Сверх штатным Ламам и Баньдиям дозволяется жить в своих кочевьях. § 200. Шанцзаба, Цзасак, Даа и Нансо, ежели будут из сверх штатных, так же обязаны по очереди жить при своем дацане, каждый по три месяца в году, а в прочее время дозволяется им жить в кочевьях, где обязаны смотреть за поведением улусных Лам и Баньдиев. § 201. Ламы и Баньдии, живущие при дацанах, в свободное время не должны отлучаться от дацанов без <33> дозволения Ширетуя или Степенных Лам. § 202. Ламы и Баньдии, живущие при дацанах, ежели будут прошены мирянином в кочевья для врачевания больных или для чтения молитв по какому либо случаю, не иначе могут отлучаться, как с дозволения Ширетуя или Степенных Лам, и по исправлении своего дела тот час должны возвращаться. § 203. Улусным Гэлунам за отдаленностью от дацана дозволяется, по просьбе мирян, читать молитвы у них без предварительного отношения к Ширетую и Степенным Ламам. § 204. Бедных сверх штатных Лам и Баньдиев, для снискания пропитания и уплаты податей, можно в свободное <33об> от службы время увольнять для работ. Глава XVII. Преимущества Лам, Баньдиев и Обашиев обучающихся. § 205. Баньдида Хамба утверждается в сем достоинстве и отрешается ВЫСОЧАЙШЕЮ властью. § 206. Помощники Баньдиды Хамбы, Ширетуи и Степенные Ламы утверждаются и отрешается Высшим Начальством. § 207. Ясачные сверх штатные Ламы и Баньдии, для избежания личного исправления земских повинностей могут по условию платить в общество известную сумму. § 208. Сия статья простирается и на обучающихся ясачных Обашиев. <34> § 209. Козачьи сверх штатные Ламы и Баньдии могут нанимать других для отправления вместо себя козачей службы. § 210. Сия статья простирается и на обучающихся Обашиев. Глава XVIII. Имущество дацанов, доходы и употребление оных. § 211. Имущество дацанов делится на недвижимое и движимое. § 212. Недвижимое имущество дацанов состоит в строениях составляющих дацан. § 213. Движимое имущество состоит 1.-е в книгах и утвари, употребляемых в дацанах при богослужении; 2., в скоте и деньгах, прикладываемых <34об> в дацан прихожанами; 3.-е из имущества Лам и Баньдиев, умерших без наследников; 4-е из Штрафной суммы. § 214. Каждый дацан должен иметь две шнуровые книги за печатьми своего Окружного Духовного Правления одну для описи строении, книг и утвари принадлежащих дацану; а другую для записки прихода и расхода. § 215. Цорчжи обязан во время хорала вписывать приход в шнуровую книгу в присутствии Ширетуя, Степенных и прочих старших Лам. § 216. Расходы по дацану, не превышающие суммы ста рублей, делаются с общего согласия Ширетуя и прочих старших лам. § 217. Расходы, превышающие сумму ста <35> рублей, должны производиться с общего согласия с светскими Старшинами своего прихода. § 218. Сборов как деньгами и вещами не производить ни под какими предлогами. Ежели откроются по дацану издрержки необходимых, но превышающих его доходы, то Ширетуй должен чрез Окружное и Главное духовных Правления установленным порядком испросить у Высшего Начальства шнуровую книгу для сбора: но и в сем случае отнюдь не требовать ни чего вынужденным образом. § 219. Если что либо из утвари или общественного скота и вещей, принадлежащих дацану, утратится или будет повреждено, от несмотрения; то уплата утратившегося и поправка поврежденного <35об> возлагается на Лам, в ведении коих предмет сии находились или находятся. § 220. Доходы состоящие из вкладов приносимых прихожанами на хорал делятся на намшики следующим образом: дацан получает 21.часть, что поступает в общественное имущество; Баньдида Хамба получает 15. частей; Помощник Баньдиды Хамбы 12; Ширетуй 11., Цорчжи 9., Даа лама, Нансо, Лацаб, Чжудба, Гурумба, Омцзат и Гэбгуй по 5., Ноин Лама, Цзакирокчи, Биликту, Улцзэйту, Эркэту, Дархан лама, Нярба, Бичечи, Чобонба и Чжама по 3., Мэдэчи, Тойн, Цзорохайчи, Эмчи, Цзорачи, Гэюк, Чжинчжук, Такильчи, Доганчи, Сойбан и простый Гэлун по 2., Гэцул и Баньди не имеющие должностей по 1. части. <36> Глава XIX. О перестройках в дацанах и построении новых дацанов. § 221. Ежели по ветхости нужно будет перестроить некоторые здания в дацане, то Ширетуй должен чрез Окружное Духовное Правление испросить у Баньдиды Хамбы дозволение на то. § 222. Ежели по совершенной ветхости нужно перестроить весь дацан, или пожелают построить новый малый храм; то Ширетуй должен чрез Окружное и Главное Духовные Правления, установленным порядком, представить план и смету Высшему Начальству с испрашиванием дозволения на то. § 223. Ежели некоторые роды, по причине умножившегося в них народонаселения <36об> или отдаленности от своего дацана, пожелают построить особливый собственный дацан; то Старшины должны чрез Окружное и Главное Духовные Правления установленным порядком преставить Высшему Начальству план и смету предполагаемому дацану, и ведомости сколько душ мужского и женского пола будет отделен от прежнего прихода для составления нового; сверх сего показать, откуда они имеют взять сумму на построение нового дацана. § 224. По представлении плана и сметы ожидать разрешения от Высшего Начальства; а до получения оного ни к постройке, ни к сбору денег отнюдь не приступать. <37> Глава XX О наследстве после умерших Лам. § 225. По безбрачности Буддийского духовенства, Ламам и Баньдиям дозволяется по степным обычаям брать в услуги сыновей у своих родственников, а иногда и у посторонних. § 226. На сем основании Ламам и Баньдиям усвоено право отказывать свое имение и родственникам и посторонним. Почему: § 227. По смерти Ламы и Баньдия не сделано ими особливого завещания, бывший у него в услуге должен наследовать все движимое и недвижимое его имение, за исключением третей части обыкновенно отделяемой на поминовение <37об> покойного; а из родственников умершего ни кто не имеет права на сие наследство. § 228. Ежели покойный Лама или Баньди был ясачный сверх штатный, то наследовавший его имение обязан впредь до ревизии платить за него подати. § 229. Ежели Лама или Баньди откажет по духовной свое имение кому либо постороннему из другого рода, то сие завещание остается в своей силе. Но ежели умерший Лама или Баньди был ясачный сверх штатный, то получивший наследство обязан до ревизии платить за покойного подати. § 230. Если умрет Лама или Баньди штатный или сверхштатный не имевший ни родственников, ни <38> принятого в услуги и оставил наследство; то треть сего выморочного имения употребляется на поминание души его, а остальные две части поступают в общественную сумму дацана. § 231. Если умрет Лама или Баньди из ясачных сверх штатных, но бедный и не оставивший ни какого имения; то дацан пользующийся вообще двумя частями умершего без наследников, обязан до ревизии платить все подати за него. Глава XXI. О наказаниях. § 232. Наказания в дацане разделяются на судебные и домашние. § 233. Судебными наказаниями почитаются такие, которым без суда подвергнуть виновного запрещается. <38об> Таковые наказания суть: 1., Лишение сана с обращением в прежние звание и переселением в дальные роды. 2., Наказание лозами и лишение сана с обращением в прежнее звание. Примеч. наказание лозами простирается от 10. до 20., а строгое наказание не выше 30 ударов. 3., Лишение сана с обращением в прежнее звание. § 234. Приговоры к наказанию по трем пунктам, изложенным в предыдущем §. Представлять установленным порядком на утверждение Высшего Начальства. § 235. Домашними наказаниями почитаются такие, которым Ширетуй с Советом имеет власть без суда подвергать виновных Лам и Баньдиев исключая Степенных и Почетных Лам. <39> Таковые наказания суть: 1.,-е Отрешение от должности на всегда или на известное время. Примеч. С воспрещением отправления должности прекращается и получение намшиков, т.е. денежных частей за сие время. 2.,-е Удовлетворение за покражу с присовокуплением других домашних наказании. 3.,-е Наказание лозами на хорале. 4.,-е Взыскание по 1. копейке на часть. Примеч. Взыскание по 1. коп. на каждую дененжую часть состоит в том, что виноватый платит каждому Ламе и Баньдию, присутствующему на хорале, столько копеек, сколько они имеют частей в дележе дохода; например: в пользу дацана он платит 21., Хамбе Ламе 15. копеек и т.д. 5.,-е Варение чая. Примеч. Наказание варить чай состоит в том, что виноватый вносит <39об> в дацан пол-кирпича чая в пользу Лам служащих на хорале. 6.,-е Ударение тростью. Примеч. При отдыхе во время богослужения, Гэбгуй, вызвав виноватого и приклонив голову его, читает молитву, и потом своим Гэбгуйским жезлом даст 3. удара по спине. Сие называется ударением тростью. 7.,-е Денежная пеня простирающаяся не выше десяти рублей. 8.,-е Земные поклоны на хорале. Примеч. Виноватый присуждает вовремя хорала класть земные поклоны пред Борханами в дацане и каждом малом храме. 9.,-е Строгий выговор на хорале. § 236. Степенным и почетным Ламам за маловажные проступки Ширетуй вместо домашних наказании делает наедине келейное замечание. <40> Глава XXII. Преступления. § 237. Преступления в отношении к Ламам и Баньдиям разделяются на пять родов: 1., Незаконное посвящение. 2., Блуд. 3., Воровство. 4., Самовольная перестройка старых и построение новых дацанов. 5., Бродяжничество. § 238. Ежели Ширетуй с Степенными Ламами посвятит Обашия в Баньди сверх комплекта, то лишив их духовного сана, обратить в прежнее звание с переселением в дальные роды; а посвящение считать не действительным. § 239. Ежели Ширетуй с Степенными Ламами посвятит в Баньдии <40об> Обашия, недостигшего 18 лет или оказавшегося на испытание недостаточно сведущим в предметах, требуемых § 129-й; то по исследовании дела отрешить их от должностей и впредь не определять к оным; а посвящение считать не действительным. § 240. Ежели Гэлуны посвятят кого на степень священства без получения на то письменного дозволения от Ширетуя и Степенных Лам; то посвящавших лишив духовного сана, обратить в прежнее звание и переселить в дальные роды; а посвящение считать не действительным. § 241. Ежели в свидетельстве, выданном от светского инородческого Начальства на поступление в Обаши, число сыновей будет увеличено ложно, и сие откроется; то выдавший таковое <41> свидетельство должен светским инородческим судом быть подвергнут отрешению от должности; а Ширетуя с Степенными Ламами, ежели они не знали о сем, освободить от наказания. § 242. Ежели Помощник Баньдиды Хамбы, Ширетуй, Степенный или Почетный Лама будет уличен в блуде или прелюбодеянии; то за первый раз показывать. 1., взысканием по 1-й. коп.на часть, 2., варением чая, 3., двудневными земными поклонами вовремя хорала, 4., отрешением на год от должности. § 243. Ежели кто из прочих Лам и Баньдиев будет уличен в блуде, то за первый раз наказывать: 1., взысканием по 1.коп на часть, 2., варением чая, 3., двудневными земными поклонами вовремя хорала и 4., высечь лозами. <41об> Ежели Лама и Баньди, без исключения, изобличен будет в блуде в другой раз; то лишив духовного сана обратить его в прежнее звание. § 245. Ежели Помощник Баньдиды Хамбы, Ширетуй или Степенный Лама будет уличен в воровстве; то за первый раз, сверх удовлетворения за покражу по степным законам отрешить его от должности и поместить в число простых Лам. § 246. Ежели кто из прочих Лам и Баньдиев будет уличен в воровстве то за первый раз, сверх удовлетворения за покражу по степным законам, наказать: 1., взысканием по 1-й коп. на часть, 2., варением чая, 3., земными поклонами, 4., ударением тростью. § 247. За воровство, учиненное во вторый раз подвергается тому же наказанию, как <42> и за первый; сверх того по приговору Степенных Лам строго наказывается Лозами при собрании народа, и отрешается от должности, ежели имеет оную. § 248. За воровство, учиненное в третий раз, сверх удовлетворения за покражу наказать лозами и лишив духовного сана, обратить в прежнее звание под надзор светского инородческого Начальства. § 249. Ежели Лама и Баньди по воровству или прелюбодеянию будут прикосновенны к Русским, то судят гражданским судом по Российскм законам. § 250. Ежели Ширетуй с Степенными ламами сделает значительные перестройки в своем дацане без дозволения Баньдиды Хамбы; то учинить им строгий выговор <42об> на хорале в общем собрании Лам и Баньдиев. § 251. Ежели Ширетуй с Степенными Ламами перестроит весь дацан или построит новый малый храм без дозволения Высшего Начальства то всех их отрешить от должностей и впредь не определять к оным. § 252. Ежели Ширетуй с Степенными Ламами, или инородческие Старшины построят новый дацан сверх штатного числа без разрешения Высшего Начальства; то всех духовных лиц, распоряжавших сим делом лишив должностей и звания записать в ясачные с переселением в дальные роды; такому же наказанию подвергнуть и инородческих Старшин. § 253. Если будут производить сборы деньгами <43> и вещами от имени дацана, не имея письменного дозволения на то от Высшего Начальства; то всех кто по исследовании окажется виновным, лишив должностей и звания, записать в ясачные. Такому же наказанию подвергнуть инородческих Старшин, и за содействие и за слабое смотрение. § 254. Ежели Лама или Баньди будет бродяжничать для собирания милостыни, то светское инородческое Начальство должно брать таковых и отсылать в дацан к наказанию. § 255. Лам и Баньдиев, за первые два раза бродяжничества предоставляется Ширетую с Степенными Ламами наказывать домашними наказаниями; а за третий раз, лишив духовного сана, обращать в прежнее звание. <43об> Глава XXIII. Запрещения и проступки. § 256. Если должностный Лама сам сделает упущение по своей обязанности, или недосмотрит за другими то за первый раз сделать ему строгий выговор. § 257. За второй раз сверх выговора наказать: 1., взысканием по 1-й коп.на часть, 2., варением чая, 3., земными поклонами. § 258. За третий раз штрафовать 10-ю рублями в пользу дацана. § 259. За четвертый раз отрешить от должности и впредь не определять. § 260. Ежели Степенный, Почетный и должностный Лама и Баньди, или Простый Гэлун не явится на хорал без законной причины, то за один <44> День неявки взыскать 25 коп. Штрафа; за два и за три дня взыскать по 25 копеек с каждой дележной части личного его дохода. Примеч. Например: Гэбгуй получал 5 частей дохода, за два и за три дня платить 125 копеек. § 261. Ежели простый Гэцул и Баньди не явится на хорал без законной причины, то за один день неявки Гэбгуй делает ему выговор и дает три удара тростию; за двухдневную и трехдневную неявку взыскивает 25 копеек в пользу дацана, и сверх того дает три удара тростию. § 262. Ежели кто в прошении или донесении употребит выражения оскорбительные для Баньдиды Хамбы и Членов Окружных Духовных Правлений, того за первый раз штрафовывать по судебному порядку пятью рублями и сделать строгий выговор на хорал. <44об> § 263. За вторый раз штрафовать десятью рублями и сделать строгий выговор на хорале. § 264. Запрещается Ламам и Баньдиям производить торг чем-либо, исключая продажи собственного скота и собственных изделий и произведений, а дозволяется выменивать чрез таможни из заграницы на свой скот га определенную законом пропорцию книги, Борханов и другие вещи, нужные в домашнем быту. § 265. Ежели Лама или Банди обличен будет в производстве не собственными произведениями, то отобрать у него товары в пользу дацана, и сверх того штрафовать домашними наказаниями по усмотрению Ширетуя с Советом. § 266. Запрещается Ламам и Баньдиям в своих домах или юртах при дацане <45> содержать молодых женщин и девушек. § 267. Молодые женщины и девушки, приехавшие на хорал с Ламами и Баньдиями, своими родственниками, должны на ночь выезжать в юрты мирян, лежащие не ближе двух верст от дацана, и дозволять им возвращаться в дацан днем. § 268. У кого Мэдэчи при вечернем осматривании юрт застанет молодую женщину или девушку, того наказать: 1., ударением тростию, 2., варением чая, 3., земными поклонами. § 269. Запрещается Ламам и Баньдиям пить вино и курить табак. § 270. Ежели кто из них замечен будет в нарушении сего правила, то за первый раз наказать его <45об> Земными поклонами, а за вторый раз наказывать: 1., взысканием по 1-й коп. на часть, 2., варением чая, 3., земными поклонами. § 271. За третий раз наказывать простого Гэцула и Баньдиями лозами, простого Гэлуна взысканием по 1 коп. на часть и варением чая, должностным же Ламе и Баньдию запретить отправление должности на три месяца. § 272. Запрещается Ламам и Баньдиям играть в карты, кости и шашки, ибо игры сии развлекают мысли и приводят в разорение. § 273. За нарушение предыдущего нарушения в первый раз, наказывать: 1., взысканием 50 коп. в пользу дацана, 2., варением чая, 3., ударением тростию. §274. За нарушение во вторый раз <46> Наказывать: 1., взысканием по 1 коп. на часть, 2., варением чая и 3., земными поклонами; сверх сего должностному Ламе и Баньдию запретить отправление должности на три месяца, а простого высечь лозами. § 275. Ламам и Баньдиям запрещается носить светское одеяние, а сообразно духовному положению, они должны употреблять платье желтого и красного цвета; при нужде же хотя и простую одежду, но духовного покроя; Шапку, сапоги, рубашку и нижнее платье /:банзал:/ духовного же покроя, четки, чашку и оркимчжи всегда иметь при себе; и далее семи шагов без оных не отходить. § 276. Лама или Баньди, замеченный в употреблении неприличной сану его одежды, присуждается к наказанию тростию и варению чая. <46об> Глава XXIV. Дополнительные статьи. § 277. С обнародованием нового Устава для Монголо-бурятского духовенства, все бывшие до сего времени постановления Правительства, относительно управления Ламами и Баньдиями, считаются недействительными. § 278. Число Лам и Баньдиев, состоящих на лице, простирается до 3599 человек. Почему для уменьшения и приведения их в определенный комплект двух тысяч, предоставляется Ширетуям и Степенным Ламам каждого дацана обще с инородческими Старшинами своего прихода избрать из числа Лам и Баньдиев лучших по нравственности и учению и составить штат своего дацана. § 279. Излишних Лам и Баньдиев оставить в прежнем звании при тех <47> Дацанах, при коих они находились, с тем чтоб Ширетуи ежегодно вносили их в поименные списки. § 280. Как из находящихся ныне Обашиев самые старшие имеют не более десяти лет, а Уставом определено: Обашиев, не достигших 18 лет, не посвящать в Баньдии, по сей причине дозволяется заимствовать Лам и Баньдиев из числа оставшихся сверх комплекта и помещать их на убылых как штатные, так и сверх штатные места. § 281. Помянутое укомплектование штата Ламами и Баньдиями комплектными дозволяется от издания сего Устава впредь на восемь лет. § 289. По издании сего Устава Ширетуи с Степенными Ламами должны избрать по два человека из Баньдиев <47об> или Обашиев в каждом дацане и отдать их в Уездное училище для обучения Российской грамоте, дабы впоследствии они могли занимать в своих дацанах места Учителей Русского языка. § 283. Чрез двадцать лет от издания сего Устава при выборе Помощников Баньдиды Хамбы, Ширетуев и Степенных Лам, обращать особенное внимание на то, чтоб они умели хорошо читать, писать и говорить по-русски. § 284. Ламам и Баньдиям сверх комплектным выдаются медали, установленные § 141-м. § 285. От Лам и Баньдиев сверх комплектных, определенных на убылые места, отбирать личные медали их и представлять чрез Окружные и Главное Духовные Правления Высшему Начальству, а им отдавать медали комплектных мест. <48> § 286. По смерти Лам и Баньдиев сверх комплектных медали их таким же порядком отсылать к Высшему Начальству. § 287. Если в последствии времени представится какое-либо новое обстоятельство, не означенное в сем Уставе, то Окружные Духовные Правления доносят о том немедленно Баньдиде Хамбе, который обязан испрашивать разрешение Высшего Начальства.
Ключевые слова в этом документе | Бандидо Хамба (54/26) | Кудунский дацан (5/3) | Цонгольский дацан (4/7) | Ашибагатский дацан (4/1) | цонголы (3/4) | Бандидо Хамбо-лама (3/2) | Гусиноозерский дацан (3/37) | Загустайский дацан (2/1) | Иройский дацан (2/1) | Ичутэйский дацан (2/1) | Анинский дацан (2/5) | Атаганский дацан (2/1) | Чикой (2/4) | Ацайский дацан (2/1) | Кыренский дацан (2/7) | Сартул-Гэгэтуйский дацан (2/1) | Эгэтуйский дацан (2/1) | Селенга (2/7) | Булакский дацан (2/2) | Тарбагатайский дацан (2/1) | Бултумурский дацан (2/2) | Бургултайский дацан (2/1) | Токчинский дацан (2/1) | Тугнуйский дацан (2/1) | Хужиртайский дацан (2/1) | Цолгинский (2/1) | Аларский дацан (1/10) | Цонкапа (1/1) | Киретуйский дацан (1/1) | Цугольский дацан (1/3) | Шакьямуни (1/3) | Янгажинский (1/1) | сойсо (1/1) | Баргузинский дацан (1/2) | табангуты (1/2) | Тибет (1/19) | Бэрцийский дацан (1/1) | Гунэйский дацан (1/1) | |
Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов
Полный список книг -> |
||||
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов | |||
© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта. |
|||