Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.

Документ выдан по ключевому слову: Анинский дацан

7.2. Устав монголо-бурятского ламайского духовенства, составленный П. Шиллинг фон Канштадт. 1832 г.


<2>

Отделение 1.

Часть распорядительная.

Глава 1.

Состав Монголо-бурятского духовенства.

§ 1

Монголобурятское духовенство имеет три степени священства: Гэлун, Гэцул и Баньди, из коих первые две степени носят название: Лама, а всем трем степеням общее название Ховарак.

§ 2

Гэлун при посвящении на сию степень священства дает обет соблюдать 253 правила духовной жизни.

§ 3

Гэцул при посвящении на сию степень дает обет соблюдать 36 правил духовной жизни.

§ 4

Баньди при посвящении на сию

<2об>

Степень дает обет соблюдать 9 правил духовной жизни.

§ 5

Обаши, так называется назначаемый в духовное звание, хотя обязывается к соблюдению пяти правил из обетов Баньдия: но в состав духовенства не входит.

§ 6

Монголо-бурятское духовенство в отношении к должностному служению делится на восемь разрядов:

1., Баньдида Хамба.

2., Помощники Баньдиды Хамбы.

3., Ширетуи.

4., Степенные Ламы: Цорчжи, Шанцзаба, Цзасак, Даа Лама, Нансо и Донир.

Примеч. Донир находится только при том дацане, в котором Баньдида Хамба имеет пребывание.

5., Почетные Ламы: Лацаб, Чжудба и Гурумба.

6., Должностные Ламы и Баньдии: Гэбгуй, Омцзат, Ноин-Лама, Цзакирокчи, Нярба, Бичечи, Мэдэчи, Чобонба, Чжама, Гэюк, Чжинчжук, Такильчи, Доганчи и Сойбон.

7., Ученые Ламы и Баньдии: Биликту, Улцзэйту, Эркэту, Дархан Лама, Тойн, Цзорохайчи, Эмчи и Цзорачи.

8., Простые Ламы и Баньдии, не имеющие должностей.

Глава II.

Штат дацанов и распределение оных по Округам.

§ 7

Для Монголо-бурятского духовенства полагается 34 дацана и 136 малых храмов.

Примеч. У Монголо-бурят дацаном называется и Монастырь, и главный храм в монастыре. Малые храмы, отдельно стоящие по сторонам от главного, называются Сумэ; отделение Лам и Баньдиев именуется Аймаком.

§ 8

Сии дацаны распределяются по трем духовным Округам: Селенгинскому, Чикойскому и Ходонскому.

§ 9

Сленгинский духовный Округ, занимая пространство от р. Селенги на запад, заключает в себе следующие дацаны:

1., Гусино-озерский: Гадан дарчжайлин.

2., Атаганский: Хлундуб дэчен-лин.

3., Ацайский: Тубдын дарчжай-лин.

4., Сартольский Гэгэтуйский: Гадан пунцог-лин.

5., Сартольский Гэгэтуйский: Данба брэйбун-лин.

6., Ичутэйский 1. Табангутского рода: Дэчэн-рабчжай-лин.

<4>

7., Чжагастайский: Дэчэн рабчжай лин.

8., Иройский: Чойдан дарчжай-лин.

9., Янгячжинский: Даши чарбеб-лин.

10., Тункинский Кэринский: Дэчэн рабчжай-лин.

11., Тункинский Болакский: Даши Пунцог-лин.

12., Сойсо> Борголтайский: Дондуб норбо-лин.

§ 10

Чикойский духовный Округ, простираясь от Селенги на восток в верх по Чикою и вдоль границ до дистанции Чинданской, заключает в себе следующие дацаны:

1., Цонгольский: Балдан брэйбун-лин.

2., Бултумурский 2и 3-го Табангутских родов: Дамчай рабчжай-лин.

3., Киретуйский> Ашибагатский: Гадан дарчжай-лин.

4., Вторый Ашибагатский при р.

<4об>

Кударе: Тубдын дарчжай-лин.

5., Гунэйский: Дэчэн чонхор-лин.

6., Токчинский: Гадан даши-лин.

7., Хочжартайский: Гимпил тарба-лин.

8., Тарбагатайский: Даши тубдан-лин.

9., Онон-бэрцийский: Дамба дарчжай-лин.

10., Олхонский при Ононе: Даши гимпил-лин.

11., Борхалойский Баргузинский: Гадан шадуб-лин.

Примеч. Сей дацан принадлежит Баргузинским Бурятам и причислен к Цонгольскому Округу, потому что Буддизм введен у них Цонгольскими Ламами.

§ 11

Ходонский духовный Округ заключает в себе все дацаны Хоринских родов, лежащие по ту и по сю сторону Яблонного хребта, как то:

1., Ходонский: Даши Хлумбу-лин.

2Анинский дацан'>., Анинский: Гадан шадуб-лин.

<5>

3., Тугнуйский старый: Даши чойнхор-лин.

4., Агинский: Дэчэн хлундуб-лин.

5., Ацагатский: Тубдан дарчжай лин.

6., Чицанайский: Галдан чойнпэл-лин.

7., Хохиртайский: Даши хлундуб-лин.

8., Эгэтуйский: Домчойский рабчжай-лин.

9., Онон-субулинский: Даши чойнпэл-лин.

10., Солгайский: Сунраб чарбеб-лин.

Глава III.

Комплект Лам и Баньдиев и распределение оных по дацанам.

§ 12

Сообразно народонаселению Монголо-бурят, комплект Лам и Баньдиев при 34 дацанам полагается в 2000 человек, ясачных и казачьих.

§ 13.

В числе 2000 комплектных Лам и Баньдиев полагается 600 штатных и 1400 сверх-штатных.

<5об>

§ 14

Штатные Ламы и Баньдии освобождаются от ясака, земских повинностей и козачей службы.

§ 15

Сверх-штатные Ламы и Баньдии, ясачные: обязаны платить ясак и исправлять земские повинности; козачьи же: отправлять козачью службу.

§ 16

В каждом дацане полагается:

Ширетуй – 1. Цорчжи – 1.

Шанцзаба – 1. Цзасак – 1.

Даа – 1. Нансо – 1.

которые могут быть как из ясачного, так и из казачьего состояния. Число должностных и прочих Лам и Баньдиев не имеет положения.

§ 17

Сколько при каждом дацане полагается всех штатных и сверхштатных Лам и Баньдиев как из ясачного, так и из козачьего состояния, сие изложено в приложенной у сего Таблице.

<6>

Штат дацанов с находящимися при них малыми храмами, с показанием, сколько при котором дацане штатных и сверхштатных Лам и Баньдиев. Духовные Округи № К каким родам принадлежат Названия дацанов Число малых храм. Штат. Сверхштат. Итого. ясач. козач. ясач. козач. Селенгинский Округ 1 Селенгинских родов Гусиноозерский 17 24 24 54 48 150 2 Атаганский 16 15 20 45 40 120 3 Ацайский 9 14 5 21 10 50 4 Гэгэтуйский 1 3 14 10 21 20 65 5 Гэгэтуйский 2 4 12 8 24 16 60 6 Ичутэйский 6 14 10 26 20 70 7 Чжагастайский 11 12 8 34 16 70 8 Иройский 10 12 10 43 20 85 9 Янгяжинский - 10 5 25 10 50 10 Тункинских родов Кэринский - 10 - 25 - 35 11 Болакский - 10 - 25 - 35 12 Борголтайский - 10 - 25 - 35 13 Алайрских родов Алайрский 2 10 - 25 - 35 Чикойский Округ 1 Селенгинских родов Цонгольский 11 24 45 41 90 200 2 Бултумурский 17 15 15 40 30 100 3 Ашибагатский 1 2 10 10 20 20 60 4 Ашибагатский 2 - 10 10 20 20 60 5 Гунэйских - 10 - 25 - 35 6 Токчинский - 10 - 25 - 35 7 Хочжартайский - 10 - 25 - 35 8 Тарбагатайский - 10 - 25 - 35 9 Бэрцийский 1 10 - 25 - 35 10 Олхонский - - 20 - 40 60 11 Баргузинских родов Борхалойский 2 10 - 25 - 35 Ходонский Округ 1 Хоринских родовАнинский дацан'> Ходонский 3 14 - 51 - 65 2 Анинский 4 12 - 38 - 50 3 Тугнуйский 4 12 - 38 - 50 4 Агинский - 12 - 38 - 50 5 Ацагатский 1 10 - 25 - 35 6 Цицанайский 9 10 - 25 - 35 7 Хохиртайский - 10 - 25 - 35 8 Эгэтуйский 4 12 - 28 - 40 9 Субулинский - 12 - 43 - 55 10 Солгайский - 10 - 25 - 35 136 400 200 1000 400 2000

<6об>

§ 18

Помощники Баньдиды Хамбы должны числиться в штате тех дацанов, при которых находятся Окружные Духовные Правления.

Глава IV.

Обязанности Лам и Баньдиев.

§ 19

Общая обязанность всех Лам и Баньдиев есть отправлять богослужение по установленному порядку и наставлять мирян благонравию, повиновению законам и почитанию властей.

§ 20

Вследствие сего каждый Лама и Баньдий обязаны являться на хоралы, постановленные правилами веры; а в поступках своих быть примером благочестия, покорности и беспредельной преданности Государю Императору и всему Августейшему дому.

Примеч. Хоралом называется собрание Лам и Баньдиев в дацане для богослужения.

<7>

§ 21

Личная обязанность каждого Ламы и Баньдия состоит в точном исполнении всего требуемого должностью по части расопрядительной и исполнительной.

§ 22

Баньдида Хамба обязан смотреть за точным соблюдением постановлений Устава и неукоснительным исполнением предписаний Начальства во всех подчиненных ему местах, отнюдь не допуская как медлительности и отступления в оных от порядка, предписываемого Уставом.

§ 23

Обязанность Помощников Баньдиды Хамбы состоит в неослабном наблюдении как за правильным ходом дел по управлению, так и за точным исполнением предписаний Начальства дацанами.

§ 24

Ширетуй обязан: 1-е управлять

<7об>

Делами своего дацана, следуя во всем постановлениям Устава; 2-е наблюдать, чтобы Ламы И Баньдии точно исполняли правила своего священства, обязанности по должности и остерегались от поступков, воспрещенных Уставом.

§ 25

Цорчжи обязан содействовать Ширетую как по внутреннему управлению своего дацана, так и в выполнении предписаний Высшего Начальства.

§ 26

Шанцзаба и Цзасак обязаны: 1-е смотреть за порядком, так и за поведением Лам и Баньдиев, 2-е содействовать Ширетую и Цорчжию, исправляя их поручения по предписаниям Начальства, касательно дел духовных и гражданских.

§ 27

Даа Лама и Нансо сверх надзора за поведением должны в особенности смотреть за учением Баньдиев и Обашиев.

<8>

§ 28

Донир управляет письменною частью при Баньдиде Хамбе.

§ 29

Лацаб в отсутствие или за болезнью Ширетуя первенствует вместо его при богослужении в дацане.

§ 30

Чжудба и Гурумба первенствуют при богослужении в малых храмах, подобно Ширетую в дацане.

Примеч. В Чикойском дацане в разряд Почетных Лам причисляются еще начальники шести малых храмов: Гоман Лама, Нимай Лама, Лосал Лама, Нитан Лама, Чойнхор Лама и Рабчжай Лама.

§ 31

Гэбгуй /: Благочинный :/ обязан 1-е смотреть за порядком и благочинием во время богослужения; 2-е назначать Ламам и Баньдиям места по разрядам и степени учености;

<8об>

3-е., объявлять в общем собрании Лам и Баньдиев о вкладах, сделанных прихожанами во время хорала, и потом делить оные на намшики.

Прим. Намшиком называется дележная часть дохода или вклада.

§ 32

Омцзат /: Уставщик :/ во время богослужения начинает пение и управляет оным; а потому должен знать весь круг и порядок службы.

§ 33

Ноин Лама и Цзахирокчи обязаны: 1-е смотреть за сохранностью имущества при дацане; 2-е ежедневно поверять приход и расход оного.

§ 34

Нярба /: казначей :/ имеет в ведении своем имущество дацана; как то: утварь, книги, общественный скот, деньги и разные другие вещи.

§ 35

Бичечи /: письмоводитель :/ обязан

<9>

под руководством Цорчжия исправлять письменные дела по дацану.

§ 36

Мэдэчи обязан: 1-е принимать во время хорала вклады от прихожан, представлять Гэбгую; 2-е смотреть за поступками Лам и Баньдиев в домашней их жизни.

§ 37

Чобонба принимает от мирян приношения на хорал и распоряжает приготовлением и расставлением оных пред Борханами.

Примеч. Под приношениями разумеется: курительные свечки, хлопчатая бумага, хлебцы, разный хлеб в зернах, коровье масло и ходаки /: священные платки :/.

§ 38

Он обязан также принимать от Нярбы музыкальные орудия и прочие вещи, принадлежащие к богослужению и раздавать оные Ламам и Баньдиям на хорале;

<9об>

а по окончании служения сдавать обратно Нярбе для хранения.

§ 39

Чжама заведывает во время хорала приготовлением пищи для Лам и Баньдиев.

§ 40

Гэюк исправляет должность Гэбгуя при богослужении в малых храмах и служит ему помощником в дацане.

§ 41

Чжинчжук управляет пением в малых храмах, и есть помощник Омцзата в дацане.

§ 42

Такильчи есть помощник Чобонбы и исполнитель всех его распоряжений.

§ 43

Доганчи обязан наблюдать за чистотою как внутри, так и вне дацана, расстилать войлоки для

<10>

Лам и Баньдиев и повещать их к богослужению трублением в бурэ.

Примеч. Бурэ есть морская средней величины раковина.

§ 44

Сойбон должен подавать книги Ширетую и Степенным Ламам и прислуживать им во время богослужения.

§ 45

Биликту Лама обязан обучать переводу книг от Тибетского языка на Монгольский.

§ 46

Улцзэйту, Эркэту и Дархан Лама должны обучать Обашиев правильному чтению и чистописанию Монгольскому и Тибетскому.

§ 47

Тойн Лама обучает стереотипной резьбе.

§ 48

Цзорохайчи обязан заниматься

<10об>

Ежегодным составлением календаря и обучать Астрологии.

§ 49

Эмчи обучает врачеванию.

§ 50

Цзорачи обучает живописи.

Глава V.

Состав управления и порядок подчиненности.

§ 51

Баньдида Хамба как глава Монголо-бурятского духовенства управляет делами дацанов по всем трем духовным Округам.

§ 52

Для исполнения письменных дел учреждается при нем Главное духовное Правление, состоящее из Донира /: Правителя дел :/, двух Бурятских письмоводителей и одного переводчика Русского языка.

<11>

§ 53

Баньдида Хамба подчиняется Высшему Начальству.

§ 54

Для управления делами дацанов по духовным Округам учреждаются три Окружных Правления: Селенгинское при Гусино-озерском дацане Гадан дарчжай-лин; Чикойское при Цонгольском дацане Балдан брэйбун-лин; Ходонское при Ходонском дацане Даши Хлумбу-лин.

§ 55

В каждом Окружном Духовном Правлении заседают: Помощник Баньдиды Хамбы, Цорчжи, Шанцзаба и Цзасак того дацана, при котором находится Окружное Духовное Правление.

§ 56

Из Цорчжиев прочих дацанов, причисленных к округу, один по очереди должен по четыре месяца присутствовать в Окружном Духовном Правлении для узнания письменного порядка.

<11об>

§ 57

Все заседающие в Духовном Правлении носят общее название Членов Окружного Духовного Правления.

§ 58

Для письмоводства при каждом Окружном Духовном Правлении полагаются два писаря Бурятских.

§ 59

Окружные Духовные Правления подчиняются Баньдиде Хамбе.

§ 60

Ширетуй есть начальник дацана, управляющий всеми делами по оному.

§ 61

Для содействия в управлении придаются ему Степенные Ламы: Цорчжи, Шанцзаба, Цзасак, Даа Лама и Нансо, которые составляют Совет его.

§ 62

Ширетуй во всех распоряжениях по дацану, имеющих отношение к постановлениям сего Устава

<12>

должен советоваться с Степенными Ламами и без согласия с их стороны производить оных действий не может.

§ 63

Степенные Ламы без ведома и дозволения Ширетуя ничего не должны производить ни по дацану, ни вне оного.

§ 64

Ширетуй подчиняется Окружному Духовному Правлению.

§ 65

Степенные и прочие Ламы и Баньдии подчиняются Ширетую своего дацана.

§ 66

В каждом дацане Цорчжи в особенности управляет письмоводством и за несоблюдение порядка или упущение один подлежит ответственности.

§ 67

В отсутствие или за болезнью Цорчжия, Шанцзаба и Цзасак обязаны заведывать письменною частью по дацану и подлежат ответственности,

<12об>

как за нарушение порядка, так и за упущение по делам.

§ 68

В Главном Духовном Правлении полагается Письмоводителям по 200 руб., переводчику 600 руб., на канцелярские расходы 200 рублей в год, итого тысяча двести рублей.

§ 69

В Окружных Духовных Правлениях полагается письмоводителям также по 200 руб., на канцелярские расходы по 200 руб, итого в трех Правлениях Тысяча восемь сот рублей.

§ 70

Сумма, потребная на содержание Духовных Правлений: Главного и трех Окружных, составляющая всего 3000 рублей, собирается уравнительною раскладкою на всех 600 штатных Лам и Баньдиев, полагая на каждого по 5 рублей.

§ 71

Баньдида Хамба, Донир и Члены

<13>

Окружных Духовных Правлений не получают жалованья за свои должности; а исправляя оные как общественную службу, обязаны содержаться собственными доходами.

§ 72

Канцелярские расходы по письмоводству в дацанах производятся из общественного имущества их.

Глава VI.

Порядок письменного производства дел.

§ 73.

Высшее Начальство посылает Баньдиде Хамбе предписания.

§ 74.

Баньдида Хамба Высшему Начальству пишет донесение и представление.

§ 75.

В Окружные Духовные Правления Баньдида Хамба посылает предписания.

<13об>

§ 76.

В Степную Думу и к Старшинам казачьим пишет отношения.

§ 77.

Окружные Духовные Правления входят к Баньдиде Хамбе донесениями, в дацаны же, подчиненные им, посылают предписания.

§ 78.

С Думою Степною, казачьими Старшинами и между собою сносятся отношениями.

§ 79.

Дацаны делают Окружному Духовному Правлению донесения и представления.

§ 80.

С Думою Степною, козачьими Старшинами и между собою сносятся отношениями.

§ 81.

Предписания Высшего Начальства Баньдида Хамба посылает Окружным

<14>

Духовным Правлениям с прописанием оных от слова в слово и с приказанием о исполнении.

§ 82.

Таким же образом поступают Окружные Духовные Правления в отношении к своим дацанам.

§ 83.

Предписания и донесения писать по формам, приложенным ниже.

§ 84

Бумаги, идущие из дацанов в Окружные Духовные Правления должны быть за общим подписанием Ширетуя и Степенных Лам, живущих при дацане.

§ 85

Донесения и представления из дацанов о действиях, в коих участвуют инородческие Старшины, должны быть за общим подписанием и духовных и светских лиц.

<14об>

Примеч. Под инородческими старшинами разуметь должно из ясачных: Тайшей, Заседателей, Шуленг и Зайсанов; а из козачьих: Бригадных Начальников, Заседателей, Полковых Атаманов и Сотников.

§ 86

Бумаги, идущие из Окружных Духовных Правлений к Баньдиде Хамбе должны быть за общим подписание всех присутствующих членов.

§ 87

Предписания Высшего Начальства К Баньдиде Хамбе пишутся на одном Русском; донесения же и представления Баньдиды Хамбы должны быть на Монгольском языке с приложением Русского перевода.

§ 88

Взаимная переписка между Окружными Духовными Правлениями, дацанами и Старшинами инородческими производится на одном Монгольском языке.

<15>

§ 89

В Главном и трех Окружных Духовных Правлениях и дацанах должно иметь особливые книги: 1-ю для входящих, 2-ю, для исходящих дел и 3. Разносных.

§ 90

Входящие бумаги должно вписывать в книгу входящих дел по порядку поступления их и хранить в особливом месте, переплетая по нумерам и годам для удобного приискивания.

§ 91

Исходящие бумаги должно вносить в книгу исходящих дел еще до отправления оных; а черновые подлинники для справок хранить в таком же порядке, как и входящие бумаги.

§ 92

Отсылаемые исходящие бумаги описываются в разносную книгу,

<15об>

в которой тот, кто получает оные от рассыльщика должен расписаться в прием.

§ 93

По бумагам, поступающим в Главное и Окружные Духовные Правления, также в дацаны, должно производить исполнение в течение трех дней.

§ 94

Баньдида Хамба и Окружные Духовные Правления употребляют для общественных дел данные им от Высшего Начальства печати, которые в частной переписке отнюдь не должны употребляться.

§ 95

Пакеты от Баньдиды Хамбы и Окружных Духовных Правлений за казенною печатью в надписью на Русском языке и с означением нумера принимать в Почтовых Конторах и отделениях по общему положению безденежно.

<16>

§ 96

Пакеты за нумерами и с Русскою надписью, следующие из дацанов в те Окружные Духовные Правления, к коим сии дацаны приписаны, также принимать на почту безденежно.

§ 97

В Чикойском Духовном Округе пакеты, следующие из Духовного Правления в дацаны или из дацанов в Правление, дозволяется отправлять с козаками, производящими ежедневный объезд по границе.

§ 98

В казенных пакетах за нумерами не должно вкладывать частных писем. Если сие будет открыто, то взыщется с виновного штраф по 1 рублю с золотника.

Глава VII

Порядок судопроизводства

§ 99.

Жалобы на Лам и Баньдиев приносить Ширетую.

<16об>

§ 100.

Жалобу на Ширетуя подавать в Окружное Духовное Правление.

§ 101.

Жалобы на Членов Окружного Духовного Правления приносить Баньдиде Хамбе.

§ 102.

Жалобы на Баньдиду Хамбу приносить Высшему Начальству.

§ 103.

Ламы и Баньдии по долговым искам и личным обидам между собою судятся Ширетуем и Степенными Ламами своего дацана, по степным законам.

§ 104.

А ежели будут иметь дело с мирскими инородцами, то обращаются к светскому инородческому Начальству, и судятся также по степным законам.

§ 105.

Ежели Лама или Баньди по долговым

<17>

Искам и личным обидам будут иметь дело с Русскими, то должны судиться гражданским судом по Российским законам.

§ 106.

Исследование и суд по уголовным делам не принадлежат инородческому духовному Начальству: по чему Лам и Баньдиев, изобличаемых в каком-либо уголовном преступлении, отсылать немедленно чрез Степную Думу в Земский суд, а Окружному или Главному Духовному Правлению доносить для сведения.

§ 107.

О прочих преступлениях и противозаконных поступках Лам и Баньдиев Ширетуй должен доносить Окружному Духовному Правлению.

§ 108.

Окружное Духовное Правление

<17об>

по жалобе или донесению на кого-либо из духовных лиц ему подведомственных отряжает одного из своих членов или двух Степенных Лам ближайшего дацана для произведения следствия.

§ 109.

Следствие производить на следующих основаниях.

1., Во-первых, допросить челобитчика или доносчика, а потом ответчика или обличаемого в преступлении; допросы же отбирать от каждого лица порознь.

2., К допросу Лам и Баньдиев из других дацанов или мирских людей, прикосновенных к делу, приглашать депутатов с их стороны.

3., При разноречии подсудимых делать очные ставки.

4., Свидетелей спрашивать после допроса ответчика.

5., Свидетелей пред допросом

<18>

приводить к присяге по приложенной форме.

6., В свидетели принимать людей, не замеченных Начальством в дурном поведении.

7., Отбирать повальные обыски должны сами следователи.

8., В конце каждого допроса должен предписать тот, кто дал показание; а потом следует подпись следователей и всех, кто находился при отобрании показания.

§ 110.

Окружное Духовное Правление по получении следственного дела рассматривает оное; и если встретятся недостатки, то пополняет оные до отсылки в Главное Духовное Правление; если же нет недостатков, то со своим мнением представляет оное в Главное Духовное Правление на утверждение.

<18об>

§ 111.

Для произведения следствий над Помощниками Баньдиды Хамбы и прочими членами Окружных Духовных Правлений Главное Правление назначает двух членов из ближайшего Окружного Духовного Правления или Ширетуя с Цорчжием из ближайшего дацана, но другого Дховного Округа.

§ 112.

Приговор по следствию о Ламах и Баньдиях, ежели Баньдида Хамба найдет сообразным с законами, то утверждает оный и отсылает в Окружное Духовное Правление к исполнению. Если же найдет несообразным с законами, то с своим мнением представляет на рассмотрение Высшего Начальства.

§ 113.

Ежели по следственному делу окажется виновным кто-либо из членов Окружного Духовного Правления,

<19>

Ширетуев или Степенных Лам, то Баньдида Хамба представляет оное с своим мнением Высшему Начальству.

§ 114.

Лама или Баньди, прикосновенные к какому-либо делу с мирянином, не может быть допрашиваем светским инородческим Начальством без депутата со стороны этого дацана, к которому он принадлежит.

§ 115.

Домы и Юрты Лам и Баньдиев вообще в случае воровства обыскивать на основании Степных законов.

§ 116.

Донесения и прошения, подаваемые в Главное и Окружное Духовные Правления

<19об>

не должны содержать в себе никаких ругательных и оскорбительных выражений против частных лиц; в противном случае возвращать оные с надписью о исключении тех выражений.

§ 118.

Кто подаст донесение или прошение, заключающее в себе оскорбительных выражений против Бандиды Хамбы или членов Окружного Духовного Правления; тот подвергается ответственности.

§ 119.

Отряжаемым для произведения следствий по делам дозволяется в обоюдный путь брать инородческие земские подводы.

Глава VIII.

Пределы власти и ответственность.

§ 120.

Власть Бандиды Хамбы, Окружных духовных Правлений и Ширетуев с Степными Ламами не должна

<20>

Выходить из пределов, указанных постановлениями Уставами.

§ 121.

Ежели дозволить себе в управлении подчиненными им местами и лицами поступить в чем-либо свыше или вопреки постановлениям Устава, то равно подлежат ответственности и наказанию по мере беспорядков и личного вреда, отсюда произошедших.

§ 122.

Если Баньдида Хамба, Окружные Духовные Правления и Ширетуи с Степенными Ламами по небрежению и слабости в управлении допустят упущения, беспорядки и злоупотребления, то также подлежат ответственности и наказанию по мере вреда, отсюда произошедшего.

§ 123.

Баньдида Хамба управляет дацанами трех духовных округов

<20об>

Чрез Окружные Духовные Правления, а лично от себя предписывать что-либо дацанам не должен.

§ 124.

Каждое Окружное Духовное Правление заведует только делами дацанов, приписанных к его ведомству, а в дела дацанов прочих Округов отнюдь не должно вмешиваться.

§ 125.

Ширетуй со Степенными Ламами управляет только своим дацаном, а в дела прочих дацанов отнюдь не должен вмешиваться.

§ 126.

Помощник Баньдиды Хамбы хотя и имеет старшинство пред Ширетуем своего дацана, но в дела по управлению дацаном входить не должен.

<21>

Отделение II.

Часть исполнительная.

___________________

Глава IX.

Выбор на три степени священства и посвящения.

§ 127.

Ширетуи и Степенные Ламы имеют власть в своем дацане избирать и посвящать Обашиев в Баньди, Баньдиев в Гэцулы, Гэцулов в Гэлуны.

§ 128.

При избрании на какую-либо степень священства должно взять трех кандидатов и произвести им испытание в полном присутствии всех Лам и Баньдиев; причем наблюдать следующие положения.

§ 129.

Обаши, избираемый в Баньди, должен прочесть наизусть книги: Итэгэл, Рапсал, Докшит, Ундэсун и Чога; чисто писать по-монгольски

<21об>

И по-тибетски и сверх сего должен иметь некоторое сведение в Астрономии или врачевании, или обучиться живописи и резьбе досок для печатания книг.

§ 130.

Баньди, избираемый к посвящению в Гэцулы, должен знать сортал, содержащий правила сей степени, уметь переводить с тибетского на монгольский язык и иметь основательное сведение в астрономии или врачевании, или быть искусным живописи и резьбе досок.

§ 131.

Гэцул, избираемый на степень Гэлуна должен знать сортал, содержащий правила сей степени, Ламрим и Дульва.

§ 132.

Посвящение в Баньдиев, Гэцулы и Гэлуны совершают Гэлуны, по получении на то письменного дозволения от Ширетуя со Степенными Ламами.

<22>

§ 133.

Один Гэлун из посвящающих должен иметь не менее 10 лет от посвящения на сию степень; в противном случае посвящение считать недействительным.

§ 134.

Ширетуй и Степенные Ламы должны о каждом вновь посвященном Гэлуне, Гэцуле и Баньдии в то же время доносить Окружному Духовному Правлению.

§ 135.

Устарелые женщины, имеющие 50 лет и более ежели из набожности пожелают вступить в Чабаганцы, таковых посвящать с наблюдением, чтоб замужняя женщина имела на то согласие своего мужа, но не вносить в списки дацанов.

Примеч. Чабаганца есть монахиня, посвящение которой одинаково с посвящением Гэцула.

<22об>

Глава X.

О грамотах и медалях.

§ 136.

Высшее Начальство посылает чрез Баньдиду Хамбу в Окружные Духовные Правления известное число бланков под названием грамот.

§ 137.

Окружные Духовные Правления по получении от Ширетуя донесений о посвящении Гэлуна, Гэцула или Баньдия, выдают каждому грамоту на степень его священства за подписанием всех членов и казенною печатью.

§ 138.

По возвышении Баньдия и Гэцула на следующие степени Ширетуй обязан отбирать у них прежние грамоты и отсылать в Окружное Духовное Правление.

§ 139.

Грамоты Лам и Баньдиев, умерших или исключенных из духовного

<23>

звания так же отсылать в Окружное Духовное Правление.

§ 140. Окружные духовные Правления обязаны препровождать сии грамоты в Главное Духовное Правление, а сие представляет оные Высшему Начальству с отчетом.

§ 141.

Для всегдашней поверки комплектного числа Лам и Баньдиев, сверх помянутых грамот устанавливается особливая бронзовая медаль, на которой с одной стороны представлен Борхан Шигимони, а с другой Очир с означением нумера.

§ 142.

Ламы и Баньдии обязаны носить помянутую медаль на шее на желтой ленте, и без оной отнюдь никуда не выходить из дома.

§ 143.

На сей конец выдано каждому дацану

<23об>

столько медалей, сколько по штату положено в оном комплектных Лам и Баньдиев.

§ 144.

По смерти или по исключении Ламы и Бандия из духовного звания медаль его передается тому Обашию, который посвящен в Банди для заступления вакантного места.

Глава XI.

Выбор к должностям и на вакантные штатные места.

§ 145.

Достоинство Хамбинское попеременно должно переходить к дацанам Гусино-озерскому и Цонгольскому.

§ 146.

После Гусино-озерского Баньдиды Хамбы, новый Баньдида Хамба, из какого бы дацана ни был избран, должен иметь пребывание в Цонгольском, а преемник его опять в Гусино-озерском дацане.

<24>

§ 147.

По смерти Баньдиды Хамбы должность его на время исправляет Помощник Баньдиды Хамбы, имеющий пребывание в том дацане, к которому Хамбинское достоинство по очереди переходит.

§ 148.

Хотя сей Помощник есть кандидат Хамбинского достоинства, назначаемый законом, но в отношении к важности места он должен иметь на сие общее согласие главнейших духовных лиц и светских инородческих старшин.

§ 149.

Для сего члены трех Окружных Духовных Правлений вместе с главными инородческими Старшинами своих Духовных Округов должны избрать по два из Степенных Лам тех дацанов, при которых Окружные Духовные Правления находятся.

<24об>

§ 150.

Сии шесть Степенных Лам обще с инородческими Старшинами всех трех Духовных Округов съезжаются в условленное время в тот дацан, к которому Хамбинское достоинство по очереди переходит и приступают к выбору нового Баньдиды Хамбы.

§ 151.

Избираемый на Хамбинское достоинство должен быть примерного поведения, иметь глубокое познание своей веры, отличное сведение в языках Монгольском, Тибетском и Русском, ответность в делах по духовному управлению; сверх сего быть не менее десяти лет Гэлуном.

§ 152.

Ежели законный кандидат не имеет качеств, означенных в предыдущем параграфе, то избирательная комиссия, устранив его от выбора, предпочтительно обращает внимание

<25>

на остальных двух Помощников Баньдиды Хамбы.

§ 153.

Ежели же из сих двух Помощников ни один не окажется достойным занять место Баньдиды Хамбы, в таком случае избирательная комиссия может обратиться к Ширетуям и Степенным Ламам дацанов во всех трех духовных Округах.

§ 154.

Избирательная комиссия, нашед достойного занять место Баньдиды Хамбы, представляет о нем Высшему Начальству, которое подносит сие на Высочайшее утверждение избранного нового кандидата и снабжает его грамотою на сие достоинство.

§ 155.

Ежели Помощник Баньдиды Хамбы умрет, или по болезни и старости

<25об>

Сделается неспособным к исправлению должности, то Баньдида Хамба представляет на его место Ширетуя того дацана, при котором находится Окружное Духовное Правление, а если усмотрит какое препятствие к тому, то избирает Ширетуя из других дацанов и представляет Высшему Начальству, которое, по утверждении его, снабжает на сию должность особым указом.

§ 156.

Ежели Ширетуй или Степенный Лама выбудет или умрет, то на его место Степенные и прочие Ламы того дацана вместе с инородческими Старшинами своего прихода избирают в своем дацане кандидата, который должен быть Гэлун.

§ 157.

Сие избрание за общим подписанием духовных и светских лиц препровождается чрез Окружное Духовное Правление

<26>

К Баньдиде Хамбе, а сей уже представляет Высшему Начальству, которое, по утверждении их снабжает на сии должности особыми указами.

§ 158.

Донир избирается Баньдидою Хамбою, и по представлению его, утверждается Высшим Начальством.

§ 159.

Баньдиду Хамбу, Помощников его, Членов Окружного Духовного Правления, Ширетуев и Степенных Лам при определении к должности, приводит к присяге по приложенной форме.

§ 160.

Почетных, должностных и ученых Лам избирает Ширетуй с Степенными Ламами в общем собрании всех Лам своего дацана.

§ 161.

Выбор Баньдия, Гэцула и Гэлуна

<26об>

На вакантное штатное место производится Ширетуем, Степенными и прочими Ламами с общего совещания и согласия с главными инородческими Старшинами своего прихода, для чего и донесение Окружному Духовному Правлению о выборе должно быть за общим всех их подписанием.

§ 162.

При таковом выборе на вакантное штатное место должно предпочтительно обращать внимание на бедных, но приобретших достаточное сведение как в правилах своей веры, так и в науках или художествах, потребных к занятию какой-либо степени священства.

Глава XII.

Принятие и помещение Обашиев.

§ 163.

Кто имеет двух и более сыновей тому дозволется одного из них

<27>

Назначить в духовное звание и записать в Обаши.

§ 164.

Если обреченный в Обаши умрет, а у отца останется три или четыре сына, то он имеет право еще одного назначить в духовное звание; более же воспрещается.

§ 165.

Кто пожелает назначить сына в Обаши, тот должен взять от своего Начальства /: ясачного или казачьего:/ свидетельство в том, что он имеет двух и более сыновей и с сим свидетельством явиться в дацан для записания в Обаши.

§ 166.

Ширетуй и Степенные Ламы, приняв в какое-либо в Обаши, вносят его в список и уведомляют письменно о сем Степную Думу или полкового Аттамана.

<27об>

§ 167.

Принятому в Обаши дозволяется иметь для отличий красную выпушку на кафтан и употребляют красный кушак, но до посвящения в баньди поставляется ему в непременную обязанность носить косу и платье светского, а не духовного покроя.

§ 168.

Обашия, не достигшего 18 лет, не производить в Баньди.

§ 169.

Ежели Обаши, достигнув 18 лет, не пожелает вступить в духовное звание, то отнюдь к тому его не принуждать.

§ 170.

Миряне обоего пола, даже и в брачном состоянии, могут принимать духовную степень Обашия и Обасанцы, если они по болезни или по набожности сделали таковой обет, наложив на себя пост и чтение мани.

Примеч. Обасанца есть женщина

<28>

или девица, давшая обет исполнять те же пять правил духовной жизни, который Обашии соблюдают. Пост их состоит в неупотреблении мяса в 8, 15 и 30-й день каждого месяца. Мани есть известная молитва: Ом-мани-бадме-хум.

§ 171.

Обашиям с детства назначенным в духовное звание, по делам земским или государственной службе, считаться в ведомстве земского инородческого Начальства.

Глава XIII

Предметы учения и испытание

§ 172.

Ширетуй и Степенные ламы должны наблюдать, чтоб каждого Обашия, достигшего 8 лет, родители или родственники отдавали Ламе для учения, а сей обязан его обучать всему что должно знать поступающему в Баньди.

<28об>

§ 173.

Предметам, не относящимся к богослужению: как то Астрономии, врачеванию и живописи, купно м резьбою досок для печатания книг, Обашии должны обучаться по усмотрению Ширетуя с Степенными Ламами, которые назначают ему один который либо из сих трех предметов, соответственно его наклонности и способностям.

§ 174.

Если Лама не в состоянии принятого им Обашия обучить предметам, назначенным последнему то Ширетуй приказывает ему обучаться у тех Лам, коим образование Обашиев в обязанность поставлено, как то: астрологии у Цзорохайчи, врачевание у Эмчи, живописи у Цзорачи, резьбе букв у Тойн-Ламы.

§ 175.

На сем положении и Баньдии обязаны далее усовершенствоваться в науках и художествах.

<29>

§ 176.

Ширетуй и Степенные Ламы в назначении предметов обучения должны принять за правило, чтоб седьмая часть Лам и Баньдиев имела основательное сведение в искусстве врачебном.

§ 177.

Даа лама и Нансо чрез каждые три месяца должны производить Обашиям и Баньдиям испытание во всех предметах, которым они обучаются.

§ 178.

23, 24 и 25. числе зимней первой луны Ширетуй и Степенные Ламы должны производить Обашиям и Баньдиям годичное испытание в общем собрании всех Лам и Баньдиев.

§ 179.

В сие же время производить испытания и в тех дацанах, при которых будут заведены училища.

<29об>

§ 180.

Успевших в искусстве врачебном Ширетуй и Степенными Ламами должен представлять Окружающему Духовному Правлению с испрашиванием одобрительного вида.

§ 181.

Получивший одобрительный вид от Окружного Духовного Правления имеет право называться Эмчи, и пользовать болезни в улусах.

§ 182.

Не имеющим сего вида воспрещается лечить болезни по улусам, за чем как Ширетуй с Степенными Ламами, так и светские Старшины обязаны строго смотреть.

Глава XIV.

Поименные списки.

§ 183.

Ширетуй каждого дацана должен ежегодно предоставлять Окружному Духовному Правлению следующие поименные списки.

<30>

1., Всех Лам и Баньдиев состоящих на лице по 1. Генваря, с означением должностей каждого.

2., Лам и Баньдиев, выбывших или умерших.

3., Лам и Баньдиев поступивших на убылые места.

4., Обашиев, поступивших в Баньдии, с отметкою, чему обучились.

5., Обашиев числящихся при дацане, с отметкою чему обучаются и с каким успехом.

6., Обашиев, вновь принятых в течении года.

§ 184.

В списках отмечать против каждого Ламы и Баньдия:

1., Сколько имеют лет от роду.

2., Какого поведения.

3., Не были ли штрафованы за что либо судебным приговором.

§ 185.

Таковых поименных списков

<30об>

каждый дацан должен представлять по два экземпляра, из коих один Окружное Духовное Правление оставляет для себя, а другой препровождает к Бандиде Хамбе.

§ 186.

Из полученных от Окружных Духовных Правлении списков Главное Духовное Правление составляет общую ведомость на двух языках: Монгольском и Русском и представляет Высшему Начальству, а списки полученные из Окружных Духовных Правлении хранить у себя для справок.

§ 187.

Поименные годовые списки писать по формам приложенным у сего.

Глава XV.

Хоралы и съезды на хорал.

§ 188.

Хоралы разделяются на постоянные и не постоянные.

<31>

§ 189.

Постоянные хоралы суть:

1., Хорал первой весенней луны, продолжающийся с 28. ч. Зимней последней луны по 20-е число первой весенней луны; а с чтением Ганчжура целый месяц.

2., Хоралы, бывающие ежемесячно 13., 14. и 15-го числ.

3., Хорал зимней первой луны 23., 24. и 25. числ, когда совершается память по Цзунхабе, основателя Буддизма в Тибете.

§ 190.

Непостоянные хоралы суть:

1., Однодневные хоралы в высокоторжественные дни возшествия на престол, коронации, рождении и тезоименитства Их Императорских Величеств.

2., Бывающие по просьбе прихожан, когда они желают молиться Борханам по какому либо случаю.

<31об>

§ 191.

Строго воспрещается, кроме вышеизчисленных хоралов, делать другие хоралы по каким бы то ни было предлогом; светским Старшинам, как ясачным, так и козачьим поставляется в обязанность смотреть за сим.

§ 192.

Ламы и Баньдии живущие в кочевьях обязаны к каждому хоралу съезжаться в дацан вместе с Обашиями, обучающимися у них чему либо.

§ 193.

Ламы и Баньдии при съездах на хорал должны употреблять своих лошадей, отнюдь не требуя подвод у обывателей.

§ 194.

Сбор с народа на содержание хоралов не производить вынужденным образом; а довольствоваться тем кто даст что по доброй воле.

<32>

Ежели Лама или Баньди по болезни собственной или родственников не могут явиться на хорал, то предварительно известить о том Степенных Лам своего дацана.

§ 196.

Ежели Лама или Баньди от поезда на хорал будет задержан кем либо при больном или умершем, для чтения молитв, то должен прислать уведомление за подписанием прихожанина, у которого находится.

§ 197.

Ежели Лама или Баньди будет задержан исправлением казенного дела, как то: взносом податей, или исправлением козачей службы, то должен послать в дацан уведомление за подписанием местного инородческого Начальства.

Глава XVI.

Пребывание Лам и Баньдиев при дацане и отлучки их.

§ 198.

Ширетуй, Цорчжи, Ламы и Баньдии штатные должны иметь постоянное пребывание при своих дацанах.

§ 199.

Сверх штатным Ламам и Баньдиям дозволяется жить в своих кочевьях.

§ 200.

Шанцзаба, Цзасак, Даа и Нансо, ежели будут из сверх штатных, так же обязаны по очереди жить при своем дацане, каждый по три месяца в году, а в прочее время дозволяется им жить в кочевьях, где обязаны смотреть за поведением улусных Лам и Баньдиев.

§ 201.

Ламы и Баньдии, живущие при дацанах, в свободное время не должны отлучаться от дацанов без

<33>

дозволения Ширетуя или Степенных Лам.

§ 202.

Ламы и Баньдии, живущие при дацанах, ежели будут прошены мирянином в кочевья для врачевания больных или для чтения молитв по какому либо случаю, не иначе могут отлучаться, как с дозволения Ширетуя или Степенных Лам, и по исправлении своего дела тот час должны возвращаться.

§ 203.

Улусным Гэлунам за отдаленностью от дацана дозволяется, по просьбе мирян, читать молитвы у них без предварительного отношения к Ширетую и Степенным Ламам.

§ 204.

Бедных сверх штатных Лам и Баньдиев, для снискания пропитания и уплаты податей, можно в свободное

<33об>

от службы время увольнять для работ.

Глава XVII.

Преимущества Лам, Баньдиев и Обашиев обучающихся.

§ 205.

Баньдида Хамба утверждается в сем достоинстве и отрешается ВЫСОЧАЙШЕЮ властью.

§ 206.

Помощники Баньдиды Хамбы, Ширетуи и Степенные Ламы утверждаются и отрешается Высшим Начальством.

§ 207.

Ясачные сверх штатные Ламы и Баньдии, для избежания личного исправления земских повинностей могут по условию платить в общество известную сумму.

§ 208.

Сия статья простирается и на обучающихся ясачных Обашиев.

<34>

§ 209.

Козачьи сверх штатные Ламы и Баньдии могут нанимать других для отправления вместо себя козачей службы.

§ 210.

Сия статья простирается и на обучающихся Обашиев.

Глава XVIII.

Имущество дацанов, доходы и употребление оных.

§ 211.

Имущество дацанов делится на недвижимое и движимое.

§ 212.

Недвижимое имущество дацанов состоит в строениях составляющих дацан.

§ 213.

Движимое имущество состоит

1.-е в книгах и утвари, употребляемых в дацанах при богослужении;

2., в скоте и деньгах, прикладываемых

<34об>

в дацан прихожанами; 3.-е из имущества Лам и Баньдиев, умерших без наследников; 4-е из Штрафной суммы.

§ 214.

Каждый дацан должен иметь две шнуровые книги за печатьми своего Окружного Духовного Правления одну для описи строении, книг и утвари принадлежащих дацану; а другую для записки прихода и расхода.

§ 215.

Цорчжи обязан во время хорала вписывать приход в шнуровую книгу в присутствии Ширетуя, Степенных и прочих старших Лам.

§ 216.

Расходы по дацану, не превышающие суммы ста рублей, делаются с общего согласия Ширетуя и прочих старших лам.

§ 217.

Расходы, превышающие сумму ста

<35>

рублей, должны производиться с общего согласия с светскими Старшинами своего прихода.

§ 218.

Сборов как деньгами и вещами не производить ни под какими предлогами. Ежели откроются по дацану издрержки необходимых, но превышающих его доходы, то Ширетуй должен чрез Окружное и Главное духовных Правления установленным порядком испросить у Высшего Начальства шнуровую книгу для сбора: но и в сем случае отнюдь не требовать ни чего вынужденным образом.

§ 219.

Если что либо из утвари или общественного скота и вещей, принадлежащих дацану, утратится или будет повреждено, от несмотрения; то уплата утратившегося и поправка поврежденного

<35об>

возлагается на Лам, в ведении коих предмет сии находились или находятся.

§ 220.

Доходы состоящие из вкладов приносимых прихожанами на хорал делятся на намшики следующим образом: дацан получает 21.часть, что поступает в общественное имущество; Баньдида Хамба получает 15. частей; Помощник Баньдиды Хамбы 12; Ширетуй 11., Цорчжи 9., Даа лама, Нансо, Лацаб, Чжудба, Гурумба, Омцзат и Гэбгуй по 5., Ноин Лама, Цзакирокчи, Биликту, Улцзэйту, Эркэту, Дархан лама, Нярба, Бичечи, Чобонба и Чжама по 3., Мэдэчи, Тойн, Цзорохайчи, Эмчи, Цзорачи, Гэюк, Чжинчжук, Такильчи, Доганчи, Сойбан и простый Гэлун по 2., Гэцул и Баньди не имеющие должностей по 1. части.

<36>

Глава XIX.

О перестройках в дацанах и построении новых дацанов.

§ 221.

Ежели по ветхости нужно будет перестроить некоторые здания в дацане, то Ширетуй должен чрез Окружное Духовное Правление испросить у Баньдиды Хамбы дозволение на то.

§ 222.

Ежели по совершенной ветхости нужно перестроить весь дацан, или пожелают построить новый малый храм; то Ширетуй должен чрез Окружное и Главное Духовные Правления, установленным порядком, представить план и смету Высшему Начальству с испрашиванием дозволения на то.

§ 223.

Ежели некоторые роды, по причине умножившегося в них народонаселения

<36об>

или отдаленности от своего дацана, пожелают построить особливый собственный дацан; то Старшины должны чрез Окружное и Главное Духовные Правления установленным порядком преставить Высшему Начальству план и смету предполагаемому дацану, и ведомости сколько душ мужского и женского пола будет отделен от прежнего прихода для составления нового; сверх сего показать, откуда они имеют взять сумму на построение нового дацана.

§ 224.

По представлении плана и сметы ожидать разрешения от Высшего Начальства; а до получения оного ни к постройке, ни к сбору денег отнюдь не приступать.

<37>

Глава XX

О наследстве после умерших Лам.

§ 225.

По безбрачности Буддийского духовенства, Ламам и Баньдиям дозволяется по степным обычаям брать в услуги сыновей у своих родственников, а иногда и у посторонних.

§ 226.

На сем основании Ламам и Баньдиям усвоено право отказывать свое имение и родственникам и посторонним. Почему:

§ 227.

По смерти Ламы и Баньдия не сделано ими особливого завещания, бывший у него в услуге должен наследовать все движимое и недвижимое его имение, за исключением третей части обыкновенно отделяемой на поминовение

<37об>

покойного; а из родственников умершего ни кто не имеет права на сие наследство.

§ 228.

Ежели покойный Лама или Баньди был ясачный сверх штатный, то наследовавший его имение обязан впредь до ревизии платить за него подати.

§ 229.

Ежели Лама или Баньди откажет по духовной свое имение кому либо постороннему из другого рода, то сие завещание остается в своей силе. Но ежели умерший Лама или Баньди был ясачный сверх штатный, то получивший наследство обязан до ревизии платить за покойного подати.

§ 230.

Если умрет Лама или Баньди штатный или сверхштатный не имевший ни родственников, ни

<38>

принятого в услуги и оставил наследство; то треть сего выморочного имения употребляется на поминание души его, а остальные две части поступают в общественную сумму дацана.

§ 231.

Если умрет Лама или Баньди из ясачных сверх штатных, но бедный и не оставивший ни какого имения; то дацан пользующийся вообще двумя частями умершего без наследников, обязан до ревизии платить все подати за него.

Глава XXI.

О наказаниях.

§ 232.

Наказания в дацане разделяются на судебные и домашние.

§ 233.

Судебными наказаниями почитаются такие, которым без суда подвергнуть виновного запрещается.

<38об>

Таковые наказания суть:

1., Лишение сана с обращением в прежние звание и переселением в дальные роды.

2., Наказание лозами и лишение сана с обращением в прежнее звание.

Примеч. наказание лозами простирается от 10. до 20., а строгое наказание не выше 30 ударов.

3., Лишение сана с обращением в прежнее звание.

§ 234.

Приговоры к наказанию по трем пунктам, изложенным в предыдущем §. Представлять установленным порядком на утверждение Высшего Начальства.

§ 235.

Домашними наказаниями почитаются такие, которым Ширетуй с Советом имеет власть без суда подвергать виновных Лам и Баньдиев исключая Степенных и Почетных Лам.

<39>

Таковые наказания суть:

1.,-е Отрешение от должности на всегда или на известное время. Примеч. С воспрещением отправления должности прекращается и получение намшиков, т.е. денежных частей за сие время.

2.,-е Удовлетворение за покражу с присовокуплением других домашних наказании.

3.,-е Наказание лозами на хорале.

4.,-е Взыскание по 1. копейке на часть. Примеч. Взыскание по 1. коп. на каждую дененжую часть состоит в том, что виноватый платит каждому Ламе и Баньдию, присутствующему на хорале, столько копеек, сколько они имеют частей в дележе дохода; например: в пользу дацана он платит 21., Хамбе Ламе 15. копеек и т.д.

5.,-е Варение чая. Примеч. Наказание варить чай состоит в том, что виноватый вносит

<39об>

в дацан пол-кирпича чая в пользу Лам служащих на хорале.

6.,-е Ударение тростью. Примеч. При отдыхе во время богослужения, Гэбгуй, вызвав виноватого и приклонив голову его, читает молитву, и потом своим Гэбгуйским жезлом даст 3. удара по спине. Сие называется ударением тростью.

7.,-е Денежная пеня простирающаяся не выше десяти рублей.

8.,-е Земные поклоны на хорале. Примеч. Виноватый присуждает вовремя хорала класть земные поклоны пред Борханами в дацане и каждом малом храме.

9.,-е Строгий выговор на хорале.

§ 236.

Степенным и почетным Ламам за маловажные проступки Ширетуй вместо домашних наказании делает наедине келейное замечание.

<40>

Глава XXII.

Преступления.

§ 237.

Преступления в отношении к Ламам и Баньдиям разделяются на пять родов:

1., Незаконное посвящение.

2., Блуд.

3., Воровство.

4., Самовольная перестройка старых и построение новых дацанов.

5., Бродяжничество.

§ 238.

Ежели Ширетуй с Степенными Ламами посвятит Обашия в Баньди сверх комплекта, то лишив их духовного сана, обратить в прежнее звание с переселением в дальные роды; а посвящение считать не действительным.

§ 239.

Ежели Ширетуй с Степенными Ламами посвятит в Баньдии

<40об>

Обашия, недостигшего 18 лет или оказавшегося на испытание недостаточно сведущим в предметах, требуемых § 129-й; то по исследовании дела отрешить их от должностей и впредь не определять к оным; а посвящение считать не действительным.

§ 240.

Ежели Гэлуны посвятят кого на степень священства без получения на то письменного дозволения от Ширетуя и Степенных Лам; то посвящавших лишив духовного сана, обратить в прежнее звание и переселить в дальные роды; а посвящение считать не действительным.

§ 241.

Ежели в свидетельстве, выданном от светского инородческого Начальства на поступление в Обаши, число сыновей будет увеличено ложно, и сие откроется; то выдавший таковое

<41>

свидетельство должен светским инородческим судом быть подвергнут отрешению от должности; а Ширетуя с Степенными Ламами, ежели они не знали о сем, освободить от наказания.

§ 242.

Ежели Помощник Баньдиды Хамбы, Ширетуй, Степенный или Почетный Лама будет уличен в блуде или прелюбодеянии; то за первый раз показывать.

1., взысканием по 1-й. коп.на часть,

2., варением чая, 3., двудневными земными поклонами вовремя хорала, 4., отрешением на год от должности.

§ 243.

Ежели кто из прочих Лам и Баньдиев будет уличен в блуде, то за первый раз наказывать: 1., взысканием по 1.коп на часть, 2., варением чая, 3., двудневными земными поклонами вовремя хорала и 4., высечь лозами.

<41об>

Ежели Лама и Баньди, без исключения, изобличен будет в блуде в другой раз; то лишив духовного сана обратить его в прежнее звание.

§ 245.

Ежели Помощник Баньдиды Хамбы, Ширетуй или Степенный Лама будет уличен в воровстве; то за первый раз, сверх удовлетворения за покражу по степным законам отрешить его от должности и поместить в число простых Лам.

§ 246.

Ежели кто из прочих Лам и Баньдиев будет уличен в воровстве то за первый раз, сверх удовлетворения за покражу по степным законам, наказать: 1., взысканием по 1-й коп. на часть, 2., варением чая, 3., земными поклонами, 4., ударением тростью.

§ 247.

За воровство, учиненное во вторый раз подвергается тому же наказанию, как

<42>

и за первый; сверх того по приговору Степенных Лам строго наказывается Лозами при собрании народа, и отрешается от должности, ежели имеет оную.

§ 248.

За воровство, учиненное в третий раз, сверх удовлетворения за покражу наказать лозами и лишив духовного сана, обратить в прежнее звание под надзор светского инородческого Начальства.

§ 249.

Ежели Лама и Баньди по воровству или прелюбодеянию будут прикосновенны к Русским, то судят гражданским судом по Российскм законам.

§ 250.

Ежели Ширетуй с Степенными ламами сделает значительные перестройки в своем дацане без дозволения Баньдиды Хамбы; то учинить им строгий выговор

<42об>

на хорале в общем собрании Лам и Баньдиев.

§ 251.

Ежели Ширетуй с Степенными Ламами перестроит весь дацан или построит новый малый храм без дозволения Высшего Начальства то всех их отрешить от должностей и впредь не определять к оным.

§ 252.

Ежели Ширетуй с Степенными Ламами, или инородческие Старшины построят новый дацан сверх штатного числа без разрешения Высшего Начальства; то всех духовных лиц, распоряжавших сим делом лишив должностей и звания записать в ясачные с переселением в дальные роды; такому же наказанию подвергнуть и инородческих Старшин.

§ 253.

Если будут производить сборы деньгами

<43>

и вещами от имени дацана, не имея письменного дозволения на то от Высшего Начальства; то всех кто по исследовании окажется виновным, лишив должностей и звания, записать в ясачные. Такому же наказанию подвергнуть инородческих Старшин, и за содействие и за слабое смотрение.

§ 254.

Ежели Лама или Баньди будет бродяжничать для собирания милостыни, то светское инородческое Начальство должно брать таковых и отсылать в дацан к наказанию.

§ 255.

Лам и Баньдиев, за первые два раза бродяжничества предоставляется Ширетую с Степенными Ламами наказывать домашними наказаниями; а за третий раз, лишив духовного сана, обращать в прежнее звание.

<43об>

Глава XXIII.

Запрещения и проступки.

§ 256.

Если должностный Лама сам сделает упущение по своей обязанности, или недосмотрит за другими то за первый раз сделать ему строгий выговор.

§ 257.

За второй раз сверх выговора наказать: 1., взысканием по 1-й коп.на часть, 2., варением чая, 3., земными поклонами.

§ 258.

За третий раз штрафовать 10-ю рублями в пользу дацана.

§ 259.

За четвертый раз отрешить от должности и впредь не определять.

§ 260.

Ежели Степенный, Почетный и должностный Лама и Баньди, или Простый Гэлун не явится на хорал без законной причины, то за один

<44>

День неявки взыскать 25 коп. Штрафа; за два и за три дня взыскать по 25 копеек с каждой дележной части личного его дохода.

Примеч. Например: Гэбгуй получал 5 частей дохода, за два и за три дня платить 125 копеек.

§ 261.

Ежели простый Гэцул и Баньди не явится на хорал без законной причины, то за один день неявки Гэбгуй делает ему выговор и дает три удара тростию; за двухдневную и трехдневную неявку взыскивает 25 копеек в пользу дацана, и сверх того дает три удара тростию.

§ 262.

Ежели кто в прошении или донесении употребит выражения оскорбительные для Баньдиды Хамбы и Членов Окружных Духовных Правлений, того за первый раз штрафовывать по судебному порядку пятью рублями и сделать строгий выговор на хорал.

<44об>

§ 263.

За вторый раз штрафовать десятью рублями и сделать строгий выговор на хорале.

§ 264.

Запрещается Ламам и Баньдиям производить торг чем-либо, исключая продажи собственного скота и собственных изделий и произведений, а дозволяется выменивать чрез таможни из заграницы на свой скот га определенную законом пропорцию книги, Борханов и другие вещи, нужные в домашнем быту.

§ 265.

Ежели Лама или Банди обличен будет в производстве не собственными произведениями, то отобрать у него товары в пользу дацана, и сверх того штрафовать домашними наказаниями по усмотрению Ширетуя с Советом.

§ 266.

Запрещается Ламам и Баньдиям в своих домах или юртах при дацане

<45>

содержать молодых женщин и девушек.

§ 267.

Молодые женщины и девушки, приехавшие на хорал с Ламами и Баньдиями, своими родственниками, должны на ночь выезжать в юрты мирян, лежащие не ближе двух верст от дацана, и дозволять им возвращаться в дацан днем.

§ 268.

У кого Мэдэчи при вечернем осматривании юрт застанет молодую женщину или девушку, того наказать: 1., ударением тростию, 2., варением чая, 3., земными поклонами.

§ 269.

Запрещается Ламам и Баньдиям пить вино и курить табак.

§ 270.

Ежели кто из них замечен будет в нарушении сего правила, то за первый раз наказать его

<45об>

Земными поклонами, а за вторый раз наказывать: 1., взысканием по 1-й коп. на часть, 2., варением чая, 3., земными поклонами.

§ 271.

За третий раз наказывать простого Гэцула и Баньдиями лозами, простого Гэлуна взысканием по 1 коп. на часть и варением чая, должностным же Ламе и Баньдию запретить отправление должности на три месяца.

§ 272.

Запрещается Ламам и Баньдиям играть в карты, кости и шашки, ибо игры сии развлекают мысли и приводят в разорение.

§ 273.

За нарушение предыдущего нарушения в первый раз, наказывать: 1., взысканием 50 коп. в пользу дацана, 2., варением чая, 3., ударением тростию.

§274.

За нарушение во вторый раз

<46>

Наказывать: 1., взысканием по 1 коп. на часть, 2., варением чая и 3., земными поклонами; сверх сего должностному Ламе и Баньдию запретить отправление должности на три месяца, а простого высечь лозами.

§ 275.

Ламам и Баньдиям запрещается носить светское одеяние, а сообразно духовному положению, они должны употреблять платье желтого и красного цвета; при нужде же хотя и простую одежду, но духовного покроя; Шапку, сапоги, рубашку и нижнее платье /:банзал:/ духовного же покроя, четки, чашку и оркимчжи всегда иметь при себе; и далее семи шагов без оных не отходить.

§ 276.

Лама или Баньди, замеченный в употреблении неприличной сану его одежды, присуждается к наказанию тростию и варению чая.

<46об>

Глава XXIV.

Дополнительные статьи.

§ 277.

С обнародованием нового Устава для Монголо-бурятского духовенства, все бывшие до сего времени постановления Правительства, относительно управления Ламами и Баньдиями, считаются недействительными.

§ 278.

Число Лам и Баньдиев, состоящих на лице, простирается до 3599 человек. Почему для уменьшения и приведения их в определенный комплект двух тысяч, предоставляется Ширетуям и Степенным Ламам каждого дацана обще с инородческими Старшинами своего прихода избрать из числа Лам и Баньдиев лучших по нравственности и учению и составить штат своего дацана.

§ 279.

Излишних Лам и Баньдиев оставить в прежнем звании при тех

<47>

Дацанах, при коих они находились, с тем чтоб Ширетуи ежегодно вносили их в поименные списки.

§ 280.

Как из находящихся ныне Обашиев самые старшие имеют не более десяти лет, а Уставом определено: Обашиев, не достигших 18 лет, не посвящать в Баньдии, по сей причине дозволяется заимствовать Лам и Баньдиев из числа оставшихся сверх комплекта и помещать их на убылых как штатные, так и сверх штатные места.

§ 281.

Помянутое укомплектование штата Ламами и Баньдиями комплектными дозволяется от издания сего Устава впредь на восемь лет.

§ 289.

По издании сего Устава Ширетуи с Степенными Ламами должны избрать по два человека из Баньдиев

<47об>

или Обашиев в каждом дацане и отдать их в Уездное училище для обучения Российской грамоте, дабы впоследствии они могли занимать в своих дацанах места Учителей Русского языка.

§ 283.

Чрез двадцать лет от издания сего Устава при выборе Помощников Баньдиды Хамбы, Ширетуев и Степенных Лам, обращать особенное внимание на то, чтоб они умели хорошо читать, писать и говорить по-русски.

§ 284.

Ламам и Баньдиям сверх комплектным выдаются медали, установленные § 141-м.

§ 285.

От Лам и Баньдиев сверх комплектных, определенных на убылые места, отбирать личные медали их и представлять чрез Окружные и Главное Духовные Правления Высшему Начальству, а им отдавать медали комплектных мест.

<48>

§ 286.

По смерти Лам и Баньдиев сверх комплектных медали их таким же порядком отсылать к Высшему Начальству.

§ 287.

Если в последствии времени представится какое-либо новое обстоятельство, не означенное в сем Уставе, то Окружные Духовные Правления доносят о том немедленно Баньдиде Хамбе, который обязан испрашивать разрешение Высшего Начальства.


Ключевые слова в этом документе

| Бандидо Хамба (54/26) | Кудунский дацан (5/3) | Цонгольский дацан (4/7) | Ашибагатский дацан (4/1) | цонголы (3/4) | Бандидо Хамбо-лама (3/2) | Гусиноозерский дацан (3/37) | Загустайский дацан (2/1) | Иройский дацан (2/1) | Ичутэйский дацан (2/1) | Анинский дацан (2/5) | Атаганский дацан (2/1) | Чикой (2/4) | Ацайский дацан (2/1) | Кыренский дацан (2/7) | Сартул-Гэгэтуйский дацан (2/1) | Эгэтуйский дацан (2/1) | Селенга (2/7) | Булакский дацан (2/2) | Тарбагатайский дацан (2/1) | Бултумурский дацан (2/2) | Бургултайский дацан (2/1) | Токчинский дацан (2/1) | Тугнуйский дацан (2/1) | Хужиртайский дацан (2/1) | Цолгинский (2/1) | Аларский дацан (1/10) | Цонкапа (1/1) | Киретуйский дацан (1/1) | Цугольский дацан (1/3) | Шакьямуни (1/3) | Янгажинский (1/1) | сойсо (1/1) | Баргузинский дацан (1/2) | табангуты (1/2) | Тибет (1/19) | Бэрцийский дацан (1/1) | Гунэйский дацан (1/1) |

УКАЗАТЕЛЬ

Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.