Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.

Документ выдан по ключевому слову: Цонгольский дацан

7.3. Рассмотрение проектов Свода Степных Законов для кочевых инородцев и Устава о Монголо-бурятском Духовенстве. Присутствие Июля 9-го дня 1838 года. Подписан Июля 11 дня 1838 г.


РГИА Ф. 1264, Оп. 1, Д. 284.

/168/ Иркутский Губернский Совет

[...]

/181/ В отношении к уставу о Монголобурятском Духовенстве.

1-е Прежнюю по сему обстоятельству переписку по общему Губернскому Управлению, из которой видно, что Губернский Совет в Декабре 1832 г. рассматривая составленный Г. Действительным Статским Советником Бароном Шиллингом> фон Канштадтом проект Устава Монголобурятского /181об/ Духовенства и сообразив оный с прежними осем Духовенстве постановлениями и перепискою, происходившею до того о беспорядках по управлению оными находил:

а., Что для Управления Духовенства Монголобурятов не было прежде постановлено никаких твердых законоположений и они управляются наравне с светскими ясачными и служащими инородцами.

б., Что инструкцию полномочного посланника в Китай Иллирийского Графа Саввы Лукича Владиславича-Рагузинского данного Пограничным дозорщикам в 1728 году, предписано было: впредь /182/ Лам из-за границы не принимать, но с тою только целью: «дабы Российских подданных пожитки не чужим, а своим доставались» и вместе с тем дозволено – в случае недостатка лам – выбирать для сего от каждого рода по два мальчика.

в., По составленным в 1741 году спискам оказалось всех Лам 150. Сие число будучи признано достаточным, осотавлено было комплектным; но как впоследствии оказались сверхкомплектные Ламы то в 1752 году Иркутской Провинциальной Канцелярией предписано сверхкомплектных /182об/ Лам оставить без оклада ясаком; впредь же посвящать Лам воспретить; а ежели таковые случатся, то записывать в ясак; на убытые же Ламские места выбирать из Тайшинских, Зайсанских и Шуленгинских детей достойнейших. Сим подтверждением Правительство желало ограничить число лам и допустить в сие звание тех только, кои уже освобожденызаконами от платежа ясака что замечено и Бароном Шиллингом в записках его.

г., В 1756 году по составленным спискам, о Ламах, оказалось /183/ оных 324 человека. Местное начальство хотя и требовало ответа на такое законопротивное умножение Лам; но буряты оправдались простотою и остались без взыскания. Таковая снисходительность начальства послужила поводом к быстрому уножению Лам, ибо они с сего времени начали строить Дацаны (Молитвенные домы) и наполнять их Ламами так что в 1774 году при 10 больших и 6 малых Дацанах считалось 617 лам, неплатящих ясака.

д., в 1783 году Удинская Провинциальная Канцелярия заключая, /183об/ чтостоль значительное умножение Лам ни к чему другому служить не может, как к отягощению токмо народа и что хотя в уменьшении числа лам и настоит от них особенно от Цонгольских лам, большее упорство, но признала нужным составить штат Ламам находящимся при Дацанах и подтвердить, чтоб не более 150 человек было их во всех кумирнях и тогда же Главному Ламе Агалдаеву предписала по прочим: в штатные ламы избирать из достойнейших детей светских начальников /184/ числом не более 150 человек, которым и давать указы с наименованием рода, Дацана и на чье место определен, сверхштатных оставить в их званиях и степенях с платежом ясака, впредь же из ясачно-платежных в Ламы не определять, и Ламам в светские дела не входить, а Главному ламе относится по оным к Тайшам и Зайсанам; но и после таковой меры, по ревизской переписке 1796 года оказалось Лам не платящих податей, в Селенгинских родах 284, в Хоринских 31, всего 318 человек

е., В 1809 году по вышедшим /184/ между бурятскими родами несогласиям и разным неудовольствиям, произошедшим от управления Дацанами многими Ламами, по распоряжению бывшего Иркутского Губернского Правительства определен во все рода Бурят Забайкальских Дацанов один Главный Лама БандидаХамбаГаванИши-Замсуев, которому указом предписано: 1, избираемых родовичами в Ламы определять не иначе, как с одобрения о поведении их старших Кумиренных Лами особо Тайшей при Конторах определенных, 2, При Кумирнях не иметь /185/ Лам более того числа, какое назначено было по штатам бывшей Удинской Канцелярии, а остающихся за штатом поместить вечною платящих ясак и в случае убыли комплектных замещать убылые места состоящими сверх комплекта, и когда сверхкомплектных более не будет, в таком случае определять в Ламы из детей Тайшинских, Шуленгинских и Зайсанских, но отнюдь не ясачноплатежных, не отбирая при том детей в Ламы против воли отцов и самых их; 3, Для сведения начальства /185об/ доставлять оному именную ведомость: сколько каких званий Лам находится при каждой кумирне, кто и когда помер и кто на место такового поступил, посылая к сведению Губернскому Правительству особые рапорты о тех, кои на места убылых поступят, и о тех, кои зависят от утверждения Правительства т.е. Ширетуях, а Ноён-цорчжиях, наперед доносить правительству с представлением выборов и с удостоверением Тайшей и самого Главного Ламы, что избираемый есть человек честный, /186/способный и достойный. Но правила сии соблюдались в первые только два года, а после того местное Начальство почти перестало обращать внимание на дела Бурятских Лам и БандидаХамба воспользовался сим для умножения Дацанов и Лам, число сих последних умножилось до чрезмерности так, что в 1822 году БандидаХамба в истребованном от него объяснении показал 19 Дацанов и при оных 2502 Ламы, но и сие показание не справедливо, ибо по удостоверению Действительного Статского Советника Барона Шиллинга /186об/ Фон Канштата, исттинное число Буддайского Духовенства существующего за Байкалом простирается до 4637 Лам и Обашиев.

Из вышеизложенного видно, что все принимаемые до селе средства к прекращению чрезмерного усиления числа Лам были тщетны. С определением надо всем Монголобурятским духовенством одного Главного Бандиды Хамбы, хотя и должно было ожидать прекращения беспорядков и произвольного умножения Лам, но напротив со времени Управления его число Лам возросло до 4637. Причиною /187/ сему отступление Бандиды Хамбы от данного ему Указа, снисходительность Главного Начальства, оставлявшего прежние отступления без взыскания, слабое наблюдение местной Полиции и от сего, своевластво Лам.

Вс сие ведет к этому заключению, что восстановление порядка по управлению Монголобурятским Духовенством и прекращению произвольного умножения Лам не иначе может быть достигнуто, как принятием строгих к этому мер и усилением влияния /187об/ Правительства на Лам, посредством сосредоточения духовного их Управления и ближайшего надзора местной Полиции. Действительный Советник Барон Шиллинг> фон Канштат в записке своей, приложенной при первом представлении проекта Устава, писал, что при составлении этого устава он в особенности обращал внимание на два предмета: 1., сколько возможно сосредоточить власть Управления, чтобы дать единство ходу дел, и чтобы усилить влияние Правительства на Лам посредством БандидыХамбы /188/ поставленного ныне единственным их главою; и 2 устранить влияние Земских Чиновников, корыстолюбие коих – по словам Барона Шиллинга – доселе было главной причиной беспорядков в Бурятском Духовенстве.

Рассматривая такой план, коим Барон Шиллинг руководствовался в составлении Устава для Монголобурятского Духовенства, и соображая оный со всеми сведениями о Ламах, имеющихся в делах Иркутского Общего Губернского Управления (которые были сообщены и Барону Шиллингу) и с Высочайше утвержденным /188об/ 22 Июля 1822 года Уставом об Инородцах, нельзя было не заметить: 1, Что с предоставлением власти Управления Ламами одному БандидеХамбе без подчинения местному Начальству, едва ли можно достигнуть желаемой цели: усилить влияние Правительства на Лам. Управление Лам вверено уже одному Бандиде Хамбе и Ламы утверждаются Главным Губернским Начальством (в пунк. 39 § Учрежден.о Управлении Сибирских Губерний) в выборе Лам Земское Начальство не участвует; но таковая власть предоставленная Бандиде /189/ Хамбе им же самим употреблена во зло: во время управления его Ламами число их возросло до чрезмерности и из 2502 чел. Духовных показанных в 1825 году самим Бандидо Хамбою, оказалось утвержденных Губернским Начальством только 48 человек, а прочие все без утверждения, а в 1830 году всех духовных оказалось 4637 чел., т.е. чрез 5 только лет увеличилось число вдвое. Если и ныне всю власть Управления Монголо-Бурятским Духовенством предоставить одному БандидеХамбе, то он как глава /189об/ сего Духовенства, не имея за собою никакого ближайшего надзора, вероятно, не упустить усилить еще более средств к распространению Буддизма и между прочими Инородцами Шаманской веры (скорее склоняющихся к принятию христианской веры), а чрез то к умножению Лам в отягощение народа; и 2, что сверх того устранение влияния на Лам местной полиции противно было бы 289§ Высочайше утвержденного Устава об Инородцах, в коем именно сказано: «что Духовенство Иноверческое состоит в зависимости /190/ местной Полиции, на равне с прочими Инородцами».

Иркутский Губернский Совет в Журнале своем 8-го Декабря 1832 года полагал со своей стороны справедливым Управление Монголо-Бурятского Духовенства учредить подобно Управлению Инородцев начертанному в Уставе об них в 22 день Июля 1822 года.

Высочайше утвержденном, с подчинением Местной Полиции, и для того составленный Действительным Советником Бароном Шиллингом проект Устава для Монголобурятского Духовенства, допустить /190об/ со следующими изменениями как основными на соображении с Уставом о Инородцах и местными обычаями.

Состав Монголобурятского Духовенства, штат Дацанов и распределение оных по Дацанам и обязанности Лам и Бандиев, предначертанные во первых четырех главах 1-й части проекта Устава, не требует никакого изменения, кроме того, что учреждаются три Округа, вместо именования их духовными, окружными именовать округами /191/ Монголобурятского Духовенства.

Далее постановить:

В V главе:

§ 52., Для исправления письменных дел учреждаются при нем (БандидеХамбе) Главное Правление Монголобурятского Духовенства, состоящее из Донира (Правителя дел), одного письмеводителя, двух Бурятских писцов и одного переводчика Русского Языка.

§ 53, Бандида Хамба подчиняется Верхнеудинскому Общему Окружному Управлению, и посредством оного всем местам и лицам, над означенным Управлением Начальство имеющим /191 об/ (§ 160 Устава о Инородцах):

§ 54, Для Управления дацанов по округам Монголобурятского Духовенства, учреждаются три Окружные Управы дацанов: Селенгинская: при Гусиноозерском Дацане Гадан-дарчжайлин; Чикойская: при Цонгольском Дацане Балдан-Брэйбун-лин, Ходонская при ходонском Дацане Даши Хумбулин; и потому их вместо Окружных Духовных Правлений именовать: окружными Управами Дацанов Монголобурятского Духовенства, члены сих управ временное заседание Цоржиев прочих дацанов /192/ должны быть согласно 55-56 §§.

§ 57, Все заседающие в Окружной Управе носят общее название Членов Окружных Управ Дацанов Монголобурятского Духовенства.

§ 58, Для письмоводства при каждой Окружной Управе дацанов, полагаются один письмоводитель, два писца из Бурят, и один переводчик.

§ 59, Окружные Управы дацанов Монголобурятского Духовенства, подчиняются Бандиде Хамбе, в местах пребывания своей Местной Земской Полиции, согласно 164 § Учреждения о Управлении Сибирских Губерний и 289 § Устава о Инородцах. /192об/

§ 60., Ширетуй есть Начальник Дацана Управляющий всеми делами по оному, посредством Совета.

§ 61, Совет Дацана составляется под Председательством Ширетуя из Степенных Лам: Цоржия, Шанзабы, Цзасака, Даа Ламы и Нансо.

§ 62 и 63, Заключающее в себе ограничение власти Ширетуя и Степенных Лам остаются в своей силе.

§ 64., Ширетуй подчиняется Окружной Управе Дацанов и местной Земской Полиции того округа или уезда, в коем дацане состоит /193/ согласно 289 § Устава о Инородцах.

§ 66., В каждом дацане Цоржи в особенности управляет письмоводством и за несоблдением канцелярского порядка, или упущение собственно от его небрежности произошедшие, один подлежит ответственности; за неправильное же распоряжение, или отступление закона подлежит ответственности Совет Дацана.

§ 68., В Главном Правлении Монголобурятского Духовенства полагается письмоводителю 600 рубл, двум писцам по 200 рублей, переводчику 600 рублей; на Канцелярные /193об/ потребности 200 рублей в год; итого тысяча восемьсот рублей.

§ 69., В каждой Окружной Управе Дацанов, полагается письмоводителю 400 рублей, двум писцам по 200 руб. Переводчику 400 рублей на канцелярские потребности 200 рублей, итого в трех Управах четыре тысячи двести рублей.

Примечание. Таковое увеличение платы признано необходимым потому что на недостаточное жалование нельзя будет иметь письмоводителей с хорошим поведением способных и вообще знающих порядок письмоводства. /194/

§ 70., Сумма потребная на содержание Канцелярий Главного Правления и Окружных Управ составляющая всего 6000 рублей употребляется из доходов Дацанов, по особенным раскладкам, которые должны быть составляемы ежегодно в Окружных Управах, смотря по количеству дохода каждого Дацана; и утверждаемы Главным Правлением Монголобурятского Духовенства.

Примечание. Разлагать сумму сию на всех штатных Лам и Бандиев признано неудобным, потому что Ламы вместе с поступлением в Комплект избавляются /194 об/ уже от платежа податей и всяких повинностей по уважению коих сану, следовательно сбор с них потребной на содержание Управления суммы был бы новым налогом.

В VI Главе о производстве дел.

§ 73 Гражданский Губернатор посылает Бандиде Хамбе предписание, а Верхнеудиноское Общее Окружное УУправление предложения, Главному же Правлению Монголобурятского Духовенства приедписание.

§ 74, Бандида Хамба Гражданскому Губернатору пишет донесения, Общему Окружному Управлению представления, /195/ Главное же Правление донесения.

Дополнение к 77 и 78 §§ Окружные Управы Дацанов беспрекословно исполняют предписания Земского Суда, заключающиеся в требовании каких-либо экстренных сведений, отряде Депутата и проч. донесения свои посылает с русским переводом.

К 79 и 80, Дацаны исполняют предписания Земских Судов и вообще Земских Заседателей. Предписания их заключаться будут в требовании каких-либо сведений, людей и Депутатов, нужных при производстве какого-либо следствия во случае, если ко /195об/ оному буду прикосновенны лица из Монголобурятского Духовенства.

§ 81., Предложения Окружного Управления, заключающие в себя общие распоряжения по Дацанам БандидаХамба посылает окружным управам с предписанием оных от слова в слово, с приложением перевода их на Монголобурятском языке и с требованием исполнения. На те же предложения исполнение коих не будет требовать распоряжения по Управам тот час по получении делает представления и доставляет требованные сведения. /196/ К § 85 Инородческие старшины между духовными и наоборот Духовные между светскими участвовать могут в тех действиях, кои обозначены в Степных законах составленных в 1823 году и именно: второй части во 51 и 60 §§ о мерах прекращения супружеских раздоров; в третьей части о ссорах и драках светских между духовными. Также в делах о выборе Лам и в прочих случаях в коих могут действовать совокупно Духовные со светскими, по принятым обычаям.

В Главы VII, О судопроизводстве: /196об/ По §§ 99 и 100 Жалобы на Лам и Бандиев другого Дацана приносить Окружным Управам; жалобы же на Ширетуев другого Округа приносить Бандиде Хамбе.

§ 102 Жалобы на БандидуХамбу приносить Верхнеудинскому Общему Окружному Управлению.

К 106 § Уголовными делами относительно Лам, согласно 37 § Устава о Инородцах почитать 1, Возмущение, 2, Убийство, 3, Грабеж и насилие, 4, Делание ложной монеты и вообще похищение казенного, общественного и кумиренного имущества.

§ 112, Приговор по следствию о Ламах /197/ и Бандиях, ежелиБандидаХамба найдет сообразным сопоставлением сего Устава, то утверждает оный и отсылает в Окружную Управу дацанов для исполнения. Ежели же найдет несообразным с законами, то с своим мнением представляет на рассмотрение Верхнеудинского Общего Окружного Управления, которое по собрании нужных к тому сведений, чрез Бандиду Хамбу, если найдет в чем недостаток с мнением своим представляет на утверждение Г. Гражданского Губернатора. /197об/

Значущаяся в 113 § следствия, представляются также на разрешение в Окружное Управление, которое понадлежащем рассмотрении постановление свое представляет на утверждение Г. Гражданскому Губернатору.

Как сверхштатные ламы, ясачные и казачьи остаются в местах настоящих кочевьев их в зависимости Инородческих Старшин, то в VII главе о судопроизводстве присовокупить, что жалобы на них подаются тем начальствам к ведомству коих они принадлежат и следствие по оным производятся над ясачными /198/ в родовых Управлениях и Инородных Управах, над казачьими их старшинами; на всегда при депутатах со стороны того Дацана или той Окружной Управы к коим прикосновенные к следствию Ламы принадлежать будут. Вообще же в сем случае поступать согласно 114 §.

Распри и соперничество бывшие прежде между Селенгинскими Бурятами и Ламами их о присвоении выбора БандидыХамбы одному роду навлекали уже беспокойство Начальству и долгое время продолжалась переписка о сем. Тогда Хоринские /198об/ роды не имели еще большого числа старших лам и дацанов от чего и оставались спокойными. А как ныне в Хоринских родах считается при 10 дацанах 25 малых храмов, при коих полагается Лам Комплектных 114, и сверх комплектных 336 и одни сии Дацаны составляют Округ Монголобурятского Духовенства, то по сему ожидать должно, что и Хоринские роды домогаться будут, чтобы Хамбинское достоинство переходило и к их Дацанам, ибо подобное сему возникло уже ныне домогательство /199/ от Нерчинских Тунгусов, об утверждении у них особого Хамбы, в чем однако ж отказано им. По сему во избежание на будущее время домогательство со стороны Хоринских родов о назначении у них пребывания Хамбы в XI главе о выборах к должностям сделать следующие изменения.

§ 145 Достоинство Хамбинское попеременно должно переходить к Дацанам ГусиноозерскомуЦонгольский дацан'>>, Цонгольскому и Ходонскому.

§ 146, После Гусиноозерского Бандиды Хамбы, новый Бандида Хамба из какого бы дацана ни был избран, должен иметь пребывание /199об/ в Цонгольском, а преемник его в Ходонском, преемник же сего последнего опять в Гусиноозерском.

§ 149, Для выбора БандидыХамбы члены трех Окружных Управ, вместе с главными инородческими и ясачными казачьими старшинами своих округов должны избрать по два человека из степенных Лам тех Дацанов, при которых Окружные Управы находятся; из каждого Округа по два Депутата светских из ясачных почетнейших старшин и от каждого Иноверческого казачьего полка по одному Депутату. /200/

§ 150. Сии шесть степенных лам с шестью ясачными и пятью казачьими депутатами из старшин всех Округов Монголобурятского Духовенства съезжаются в условленное время в тот округ и Дацан, к которому Хамбинское достоинство по очереди переходит и приступают к выбору нового Бандиды нижеследующим порядком (151-152 и 153 §§)

§ 154 Избирательная Комиссия нашед достойного занять место БандидыХамбы, представляет о нем чрез Общее Окружное Управление к Гражданскому Губернатору /200об/ который если не встретит никаких препятствий к допущению в должность Бандиды Хамбы избранного Кандидата испрашивает утверждение его в сей должности у Генерал Губернатора Восточной Сибири, от коего снабжается избранный кандидат и грамотою на звание Бандиды Хамбы.

Прочих степенных Лам обозначенных в 155, 156, 157 и 158 §§ проекта Устава утверждает и снабжает грамотами Гражданский Губернатор. Как по предположению Губернского Совета БандидаХамба /201/ сравнивается с главными Родоначальниками, а члены Окружных Управ и прочие степенные Ламы, с родовыми Начальниками, то по сему и утверждение их признано более удобным предоставить Генерал и Гражданскому Губернаторам согласно уставу о Инородцах.

В XIII главе о предметах учения и испытания.

К 176 § дополнить, чтобы обаши сверх того обучались прививать и предохранительную оспу для того чтобы они находясь в кочевьях прививанием предохранительной оспы, могли предупреждать /201об/ таковую натуральную, столь для человечества гибельную почему о тех Обашиях, кои достаточно обучаться прививанию Ширетуи доносят Окружным Управам с испрашиванием одобрительного вида на право прививания и получивший таковой вид Обаши предъявляет оный родовым Начальникам кои обязаны снабжать его инструментами материей и тетрадями на записку тех детей, коим привита будет ими оспа, из тетрадей сих родоначальники извлекают сведения для включения в общие об оспопрививании /202/ ведомости.

В XIV главе о поименных списках.

§ 184, В списках (наставление коих даны будут формы § 187) о тмечать против каждого Ламы и Бандия:

1., Сколько имеют от роду лет.

2., Из какого звания происходят, т.е. из Старшинских или простых ясачных или из казаков.

3., Время поступления в Банди постепенного потом повышения и получения настоящего звания.

4., Знает ли хорошо Тибетский, Монгольский, Российский и прочие языки и может ли делать взаимно /202об/ с оных переводы. Какие именно знает особенные науки, как например: Астрономию, Врачевание, и резьбу, живопись и проч.

3., Не был ли штрафован за что-либо судебным приговором и когда именно; и не подвергался ли когда-либо домашним наказаниям в 235 § обозначенным.

и 6-е, Какого поведения.

Примечан. Подробности сии признаются нужными для соображения при повышении в высшие Степени.

В XV, Главе о Хоралах.

1-й пункт 290 § однодневные Хоралы в высокоторжественные дни как восшествие на престол /203/ Коронации, Рождения, и Тезоименитства Их Императорских Величеств, также рождения и Тезоименитства Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя и молебствия о новорожденных в Императорской Фамилии.

В XVII О преимуществах Лам и Бандиев.

§ 205, Бандида Хамба утверждается в сем достоинстве и отрешается Генерал Губернатором Восточной Сибири.

§ 206 Помощники Бандида Хамбы Ширетуи и Степенные Ламы /203об/ утверждаются и отрешаются Гражданским Губернатором.

Как в XX главе о наследстве после умерших Лам, ничего не сказано о том, могут ли Ламы наследовать имением после смерти отцов или близких родственников светских, то к разрешению всякого могущего быть в сем случае затруднения дополнительно установить: что как постановлением главы сей светские родственники Лам устраняются от наследования имением его, а предоставлено право сие тем только кои были вуслугах у Ламы из /204/ родственников или же и посторонних, а в противном случае имение поступает в пользу Дацана, то посему и Лама не может уже наследовать имением к оставшимся после смерти отца или близких родственников, которое на основании Степных Законов их поступает к прочим близким родственникам светским, или же в пользу Общества в случае безродства.

Выговоры, штрафы, пени, наказания и отрешение от должности определяемые 238, 239, 240, 242, 245, 250, 251, 252, 253, 256, 257, 258, 259 §§ проекта Устава для /204об/ для Помощников БандидыХамбыШиретуев и Степенных Лам за их преступления и проступки должны быть назначаемы тою властью, от коей зависит утверждение их в сих званиях; почему о каждом таковом преступлении и проступке должностных и Степенных Лам БандидаХамбаобязан доносить чрез Общее Окружное Управление на рассмотрение Гражданского Губернатора.

К сему Совет обязанным себя счел присовокупить, что хотя большая часть Округа находится /205/ еще в язычестве, но как учение Ламское с некоторого времени перешло уже в Иркутский Округ к Тункинским и Алайрским родам, где существуют и Дацаны, то ожидать должно, что вскоре учение сие перейдет к другим ведомствам. Почему Губернский Совет полагал весьма полезным к предупреждению дальнейшего распространения Буддизма, и для удобнейшего проповедывания Христианского учения в каждом инородческом ведомстве Иркутского Округа устроить Грекороссийскую Церковь с надлежащим причетом /205б/ которому назначить достаточное жалование от казны, дабы служители Алтарейза исполнение Христианских треб от инородцев принявших Святое Крещение ничего не требовали; принявших же Св. Крещение старшин Инородцев поощрять производством в чины и другими наградами; простых же Инородцев кои за принятие Св. Крещения избавляются уже на основании известного узаконения от платежа податей оставлять по прежнему в ясачном звании в настоящих местах жительства и ведомствах. /206/Таковые Церкви устроить насчет казны во всех ведомствах, в коих находятся ясачно крещеные, а именно: в Идинском-Балаганском, Алайрском, Кудинском, Верхоленском и Тункинском ведомствах, в каждом по одной и особенно одну Церковь в Коноваловской волости составленной из 1030 душ крещенных Инородцев, которые по бедности своей быв не в состоянии устроить Церкви блуждают по разным приходам, чрез что лишены средств к слышанию по учению Церкви и согласно оному исполнять правила Христианской /206об/ веры. Журнал этот от 10 Декабря того же 1832 года за № 4527 предоставлен на благорассмотрение Г. Генерал Губернатора Восточной Сибири.

2е, Дело Общего Губернского Управления о выборе на место умершего в 1834 г. БандидыХамбы другого и предписание Господина Генерал Губернатора Восточной Сибири от 26 Апреля 1838 г. за № 905 с запиской Правления Забайкальского Монголобурятского Духовенства относительно Бандиды Хамбы.

Из дела и из Записки видно, что на место умершего Бандиды /207/ Хамбы в 1834 году избран был в сие достоинство родной брат умершего Чой-ван-ИшиЗамсуев (который утвержден уже в сем достоинстве Г. Генерал Губернатором Восточной Сибири в Апреле 1838 года) и выбор представлен был по порядку. При рассматривании этого выбора в Общем Губернском Управлении замечено несогласие на то некоторых ведомств Бурятских Лам и Старшин, почему выведены ыбли на справку из вышепрописанного Журнала Совета как §§ Устава о Бурятском Духовенстве, о порядке выбора Хамбы, так и предположение /207об/ Совета о переходе Хамбинского достоинства попеременно: от Гусиноозерских к Цонгольским, оттоль к Хоринским и потом паки к Гусиноозерским дацанам и основываясь на сем сделано было распоряжение чтобы выбор учинен был (по проекту Барона Шиллинга) чрез особо составленную избирательную Комиссию. Избирательная Комиссия хотя и приступила к выполнению возложенного на нее дела, но когда сделалось известным предположение о переходе Хамбинского достоинства от одного Дацана /208/ к дургому, третьему и обратно (ибо введенная в Общем Губернском Управлении справка включена в официальной бумаге Губернскому Правлению), то избирательные голоса разделились на три партии: Селенгинские остались при прежнем выборе, Цонгольскиеотделясь от них назначили своего кандидата и Хоринские также своего, и от того возник спор, который продолжался долго, между перепискою с Начальством. К прекращению этого спора и для того, чтобы из разногласных составлен был один выбор, Главное /208об/ Губернское Начальство в необходимости нашлось назначить для бытия при выборе особых Чиновников, но и эта мера была недействительна, они продолжались до 1838 года и в сем только году прекратились, по сему и утверждение Хамбы последовало. Посему Правление Монголобурятского Духовенства в записке своей ходатайствует чтобы для отвращения на будущее время подобных споров пребывание БандидыХамбы из каких бы Дацанов он избран ни был оставалось по-прежнему, при Гусиноозерских Дацанах, а /209/ не переменять его, как предполагал Барон Шиллинг в проекте своем из Гусиноозреских дацанов в Цонгольские и обратно, поставляя затруднением к тому еще и то что при каждой перемене местопребывания, должно переводить на новое место Правление и самые дела его и Его Высокопревосходительство признавая с своей стороны перевод Бандиды Хамбы из одного места в другое и обратно неудобоисполнительным предписал поставить обстоятельство это без внимания при рассмотрении проекта /209об/ Устава о Монголобурятском Духовенстве. На сих соображениях основаны составленные ныне записки об изменении §§ проектов Свода Степных Законов и Устава о Монголобурятском Духовенстве.

[…]

/210об/ Местные начальства во мнениях своих присовокупляли.

[...]

/211/ Верхнеудинский Окружный Совет, чтобы родоначальникам и почетным Ламам, для отличия от простого народа, установлено было платье из известных парчевых и шелковых материй с коралами на шапках с разделением по степеням подобно тому, как это существует между монголами подданными Дайчинского Государства.

[...]

/215/ Подлинное подписали: Председатель Губернского Суда Василий Падалка, за Председателя Казенной Палаты Советник Николай Серебряков, за Председателя Губернского Правления Старший Советник Николай Каргапольцов, Губернский Прокурор Билибин.


Ключевые слова в этом документе

| Бандидо Хамба (17/26) | Бандидо Хамбо-лама (11/2) | Восточная Сибирь (5/74) | Шиллинг фон Канштадт (4/4) | Шиллинг (3/2) | Иркутск (3/42) | Иркутский Губернский Совет (2/1) | цонголы (2/4) | Гусиноозерский дацан (2/37) | Шиллинг фон Канштат (2/3) | Каргапольцов (1/1) | Агалдаев (1/7) | Кудунский дацан (1/3) | Байкал (1/9) | Падалка (1/1) | Серебряков (1/1) | Тунка (1/3) | Билибин (1/1) | Удинская Канцелярия (1/1) | Верхнеудинский Окружный Совет (1/1) | Удинская Провинциальная Канцелярия (1/3) | Верхнеудинское Общее Окружное Управление (1/1) | Владиславич-Рагузинский (1/2) | Цонгольский дацан (1/7) | Главный лама (1/4) | Дайчинское государство (1/1) | Замсуев (1/4) |

УКАЗАТЕЛЬ

Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.