Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН |
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.Документ выдан по ключевому слову: Цонгольский дацан 7.3. Рассмотрение проектов Свода Степных Законов для кочевых инородцев и Устава о Монголо-бурятском Духовенстве. Присутствие Июля 9-го дня 1838 года. Подписан Июля 11 дня 1838 г.РГИА Ф. 1264, Оп. 1, Д. 284. /168/ Иркутский Губернский Совет [...] /181/ В отношении к уставу о Монголобурятском Духовенстве. 1-е Прежнюю по сему обстоятельству переписку по общему Губернскому Управлению, из которой видно, что Губернский Совет в Декабре 1832 г. рассматривая составленный Г. Действительным Статским Советником Бароном Шиллингом> фон Канштадтом проект Устава Монголобурятского /181об/ Духовенства и сообразив оный с прежними осем Духовенстве постановлениями и перепискою, происходившею до того о беспорядках по управлению оными находил: а., Что для Управления Духовенства Монголобурятов не было прежде постановлено никаких твердых законоположений и они управляются наравне с светскими ясачными и служащими инородцами. б., Что инструкцию полномочного посланника в Китай Иллирийского Графа Саввы Лукича Владиславича-Рагузинского данного Пограничным дозорщикам в 1728 году, предписано было: впредь /182/ Лам из-за границы не принимать, но с тою только целью: «дабы Российских подданных пожитки не чужим, а своим доставались» и вместе с тем дозволено – в случае недостатка лам – выбирать для сего от каждого рода по два мальчика. в., По составленным в 1741 году спискам оказалось всех Лам 150. Сие число будучи признано достаточным, осотавлено было комплектным; но как впоследствии оказались сверхкомплектные Ламы то в 1752 году Иркутской Провинциальной Канцелярией предписано сверхкомплектных /182об/ Лам оставить без оклада ясаком; впредь же посвящать Лам воспретить; а ежели таковые случатся, то записывать в ясак; на убытые же Ламские места выбирать из Тайшинских, Зайсанских и Шуленгинских детей достойнейших. Сим подтверждением Правительство желало ограничить число лам и допустить в сие звание тех только, кои уже освобожденызаконами от платежа ясака что замечено и Бароном Шиллингом в записках его. г., В 1756 году по составленным спискам, о Ламах, оказалось /183/ оных 324 человека. Местное начальство хотя и требовало ответа на такое законопротивное умножение Лам; но буряты оправдались простотою и остались без взыскания. Таковая снисходительность начальства послужила поводом к быстрому уножению Лам, ибо они с сего времени начали строить Дацаны (Молитвенные домы) и наполнять их Ламами так что в 1774 году при 10 больших и 6 малых Дацанах считалось 617 лам, неплатящих ясака. д., в 1783 году Удинская Провинциальная Канцелярия заключая, /183об/ чтостоль значительное умножение Лам ни к чему другому служить не может, как к отягощению токмо народа и что хотя в уменьшении числа лам и настоит от них особенно от Цонгольских лам, большее упорство, но признала нужным составить штат Ламам находящимся при Дацанах и подтвердить, чтоб не более 150 человек было их во всех кумирнях и тогда же Главному Ламе Агалдаеву предписала по прочим: в штатные ламы избирать из достойнейших детей светских начальников /184/ числом не более 150 человек, которым и давать указы с наименованием рода, Дацана и на чье место определен, сверхштатных оставить в их званиях и степенях с платежом ясака, впредь же из ясачно-платежных в Ламы не определять, и Ламам в светские дела не входить, а Главному ламе относится по оным к Тайшам и Зайсанам; но и после таковой меры, по ревизской переписке 1796 года оказалось Лам не платящих податей, в Селенгинских родах 284, в Хоринских 31, всего 318 человек е., В 1809 году по вышедшим /184/ между бурятскими родами несогласиям и разным неудовольствиям, произошедшим от управления Дацанами многими Ламами, по распоряжению бывшего Иркутского Губернского Правительства определен во все рода Бурят Забайкальских Дацанов один Главный Лама БандидаХамбаГаванИши-Замсуев, которому указом предписано: 1, избираемых родовичами в Ламы определять не иначе, как с одобрения о поведении их старших Кумиренных Лами особо Тайшей при Конторах определенных, 2, При Кумирнях не иметь /185/ Лам более того числа, какое назначено было по штатам бывшей Удинской Канцелярии, а остающихся за штатом поместить вечною платящих ясак и в случае убыли комплектных замещать убылые места состоящими сверх комплекта, и когда сверхкомплектных более не будет, в таком случае определять в Ламы из детей Тайшинских, Шуленгинских и Зайсанских, но отнюдь не ясачноплатежных, не отбирая при том детей в Ламы против воли отцов и самых их; 3, Для сведения начальства /185об/ доставлять оному именную ведомость: сколько каких званий Лам находится при каждой кумирне, кто и когда помер и кто на место такового поступил, посылая к сведению Губернскому Правительству особые рапорты о тех, кои на места убылых поступят, и о тех, кои зависят от утверждения Правительства т.е. Ширетуях, а Ноён-цорчжиях, наперед доносить правительству с представлением выборов и с удостоверением Тайшей и самого Главного Ламы, что избираемый есть человек честный, /186/способный и достойный. Но правила сии соблюдались в первые только два года, а после того местное Начальство почти перестало обращать внимание на дела Бурятских Лам и БандидаХамба воспользовался сим для умножения Дацанов и Лам, число сих последних умножилось до чрезмерности так, что в 1822 году БандидаХамба в истребованном от него объяснении показал 19 Дацанов и при оных 2502 Ламы, но и сие показание не справедливо, ибо по удостоверению Действительного Статского Советника Барона Шиллинга /186об/ Фон Канштата, исттинное число Буддайского Духовенства существующего за Байкалом простирается до 4637 Лам и Обашиев. Из вышеизложенного видно, что все принимаемые до селе средства к прекращению чрезмерного усиления числа Лам были тщетны. С определением надо всем Монголобурятским духовенством одного Главного Бандиды Хамбы, хотя и должно было ожидать прекращения беспорядков и произвольного умножения Лам, но напротив со времени Управления его число Лам возросло до 4637. Причиною /187/ сему отступление Бандиды Хамбы от данного ему Указа, снисходительность Главного Начальства, оставлявшего прежние отступления без взыскания, слабое наблюдение местной Полиции и от сего, своевластво Лам. Вс сие ведет к этому заключению, что восстановление порядка по управлению Монголобурятским Духовенством и прекращению произвольного умножения Лам не иначе может быть достигнуто, как принятием строгих к этому мер и усилением влияния /187об/ Правительства на Лам, посредством сосредоточения духовного их Управления и ближайшего надзора местной Полиции. Действительный Советник Барон Шиллинг> фон Канштат в записке своей, приложенной при первом представлении проекта Устава, писал, что при составлении этого устава он в особенности обращал внимание на два предмета: 1., сколько возможно сосредоточить власть Управления, чтобы дать единство ходу дел, и чтобы усилить влияние Правительства на Лам посредством БандидыХамбы /188/ поставленного ныне единственным их главою; и 2 устранить влияние Земских Чиновников, корыстолюбие коих – по словам Барона Шиллинга – доселе было главной причиной беспорядков в Бурятском Духовенстве. Рассматривая такой план, коим Барон Шиллинг руководствовался в составлении Устава для Монголобурятского Духовенства, и соображая оный со всеми сведениями о Ламах, имеющихся в делах Иркутского Общего Губернского Управления (которые были сообщены и Барону Шиллингу) и с Высочайше утвержденным /188об/ 22 Июля 1822 года Уставом об Инородцах, нельзя было не заметить: 1, Что с предоставлением власти Управления Ламами одному БандидеХамбе без подчинения местному Начальству, едва ли можно достигнуть желаемой цели: усилить влияние Правительства на Лам. Управление Лам вверено уже одному Бандиде Хамбе и Ламы утверждаются Главным Губернским Начальством (в пунк. 39 § Учрежден.о Управлении Сибирских Губерний) в выборе Лам Земское Начальство не участвует; но таковая власть предоставленная Бандиде /189/ Хамбе им же самим употреблена во зло: во время управления его Ламами число их возросло до чрезмерности и из 2502 чел. Духовных показанных в 1825 году самим Бандидо Хамбою, оказалось утвержденных Губернским Начальством только 48 человек, а прочие все без утверждения, а в 1830 году всех духовных оказалось 4637 чел., т.е. чрез 5 только лет увеличилось число вдвое. Если и ныне всю власть Управления Монголо-Бурятским Духовенством предоставить одному БандидеХамбе, то он как глава /189об/ сего Духовенства, не имея за собою никакого ближайшего надзора, вероятно, не упустить усилить еще более средств к распространению Буддизма и между прочими Инородцами Шаманской веры (скорее склоняющихся к принятию христианской веры), а чрез то к умножению Лам в отягощение народа; и 2, что сверх того устранение влияния на Лам местной полиции противно было бы 289§ Высочайше утвержденного Устава об Инородцах, в коем именно сказано: «что Духовенство Иноверческое состоит в зависимости /190/ местной Полиции, на равне с прочими Инородцами». Иркутский Губернский Совет в Журнале своем 8-го Декабря 1832 года полагал со своей стороны справедливым Управление Монголо-Бурятского Духовенства учредить подобно Управлению Инородцев начертанному в Уставе об них в 22 день Июля 1822 года. Высочайше утвержденном, с подчинением Местной Полиции, и для того составленный Действительным Советником Бароном Шиллингом проект Устава для Монголобурятского Духовенства, допустить /190об/ со следующими изменениями как основными на соображении с Уставом о Инородцах и местными обычаями. Состав Монголобурятского Духовенства, штат Дацанов и распределение оных по Дацанам и обязанности Лам и Бандиев, предначертанные во первых четырех главах 1-й части проекта Устава, не требует никакого изменения, кроме того, что учреждаются три Округа, вместо именования их духовными, окружными именовать округами /191/ Монголобурятского Духовенства. Далее постановить: В V главе: § 52., Для исправления письменных дел учреждаются при нем (БандидеХамбе) Главное Правление Монголобурятского Духовенства, состоящее из Донира (Правителя дел), одного письмеводителя, двух Бурятских писцов и одного переводчика Русского Языка. § 53, Бандида Хамба подчиняется Верхнеудинскому Общему Окружному Управлению, и посредством оного всем местам и лицам, над означенным Управлением Начальство имеющим /191 об/ (§ 160 Устава о Инородцах): § 54, Для Управления дацанов по округам Монголобурятского Духовенства, учреждаются три Окружные Управы дацанов: Селенгинская: при Гусиноозерском Дацане Гадан-дарчжайлин; Чикойская: при Цонгольском Дацане Балдан-Брэйбун-лин, Ходонская при ходонском Дацане Даши Хумбулин; и потому их вместо Окружных Духовных Правлений именовать: окружными Управами Дацанов Монголобурятского Духовенства, члены сих управ временное заседание Цоржиев прочих дацанов /192/ должны быть согласно 55-56 §§. § 57, Все заседающие в Окружной Управе носят общее название Членов Окружных Управ Дацанов Монголобурятского Духовенства. § 58, Для письмоводства при каждой Окружной Управе дацанов, полагаются один письмоводитель, два писца из Бурят, и один переводчик. § 59, Окружные Управы дацанов Монголобурятского Духовенства, подчиняются Бандиде Хамбе, в местах пребывания своей Местной Земской Полиции, согласно 164 § Учреждения о Управлении Сибирских Губерний и 289 § Устава о Инородцах. /192об/ § 60., Ширетуй есть Начальник Дацана Управляющий всеми делами по оному, посредством Совета. § 61, Совет Дацана составляется под Председательством Ширетуя из Степенных Лам: Цоржия, Шанзабы, Цзасака, Даа Ламы и Нансо. § 62 и 63, Заключающее в себе ограничение власти Ширетуя и Степенных Лам остаются в своей силе. § 64., Ширетуй подчиняется Окружной Управе Дацанов и местной Земской Полиции того округа или уезда, в коем дацане состоит /193/ согласно 289 § Устава о Инородцах. § 66., В каждом дацане Цоржи в особенности управляет письмоводством и за несоблдением канцелярского порядка, или упущение собственно от его небрежности произошедшие, один подлежит ответственности; за неправильное же распоряжение, или отступление закона подлежит ответственности Совет Дацана. § 68., В Главном Правлении Монголобурятского Духовенства полагается письмоводителю 600 рубл, двум писцам по 200 рублей, переводчику 600 рублей; на Канцелярные /193об/ потребности 200 рублей в год; итого тысяча восемьсот рублей. § 69., В каждой Окружной Управе Дацанов, полагается письмоводителю 400 рублей, двум писцам по 200 руб. Переводчику 400 рублей на канцелярские потребности 200 рублей, итого в трех Управах четыре тысячи двести рублей. Примечание. Таковое увеличение платы признано необходимым потому что на недостаточное жалование нельзя будет иметь письмоводителей с хорошим поведением способных и вообще знающих порядок письмоводства. /194/ § 70., Сумма потребная на содержание Канцелярий Главного Правления и Окружных Управ составляющая всего 6000 рублей употребляется из доходов Дацанов, по особенным раскладкам, которые должны быть составляемы ежегодно в Окружных Управах, смотря по количеству дохода каждого Дацана; и утверждаемы Главным Правлением Монголобурятского Духовенства. Примечание. Разлагать сумму сию на всех штатных Лам и Бандиев признано неудобным, потому что Ламы вместе с поступлением в Комплект избавляются /194 об/ уже от платежа податей и всяких повинностей по уважению коих сану, следовательно сбор с них потребной на содержание Управления суммы был бы новым налогом. В VI Главе о производстве дел. § 73 Гражданский Губернатор посылает Бандиде Хамбе предписание, а Верхнеудиноское Общее Окружное УУправление предложения, Главному же Правлению Монголобурятского Духовенства приедписание. § 74, Бандида Хамба Гражданскому Губернатору пишет донесения, Общему Окружному Управлению представления, /195/ Главное же Правление донесения. Дополнение к 77 и 78 §§ Окружные Управы Дацанов беспрекословно исполняют предписания Земского Суда, заключающиеся в требовании каких-либо экстренных сведений, отряде Депутата и проч. донесения свои посылает с русским переводом. К 79 и 80, Дацаны исполняют предписания Земских Судов и вообще Земских Заседателей. Предписания их заключаться будут в требовании каких-либо сведений, людей и Депутатов, нужных при производстве какого-либо следствия во случае, если ко /195об/ оному буду прикосновенны лица из Монголобурятского Духовенства. § 81., Предложения Окружного Управления, заключающие в себя общие распоряжения по Дацанам БандидаХамба посылает окружным управам с предписанием оных от слова в слово, с приложением перевода их на Монголобурятском языке и с требованием исполнения. На те же предложения исполнение коих не будет требовать распоряжения по Управам тот час по получении делает представления и доставляет требованные сведения. /196/ К § 85 Инородческие старшины между духовными и наоборот Духовные между светскими участвовать могут в тех действиях, кои обозначены в Степных законах составленных в 1823 году и именно: второй части во 51 и 60 §§ о мерах прекращения супружеских раздоров; в третьей части о ссорах и драках светских между духовными. Также в делах о выборе Лам и в прочих случаях в коих могут действовать совокупно Духовные со светскими, по принятым обычаям. В Главы VII, О судопроизводстве: /196об/ По §§ 99 и 100 Жалобы на Лам и Бандиев другого Дацана приносить Окружным Управам; жалобы же на Ширетуев другого Округа приносить Бандиде Хамбе. § 102 Жалобы на БандидуХамбу приносить Верхнеудинскому Общему Окружному Управлению. К 106 § Уголовными делами относительно Лам, согласно 37 § Устава о Инородцах почитать 1, Возмущение, 2, Убийство, 3, Грабеж и насилие, 4, Делание ложной монеты и вообще похищение казенного, общественного и кумиренного имущества. § 112, Приговор по следствию о Ламах /197/ и Бандиях, ежелиБандидаХамба найдет сообразным сопоставлением сего Устава, то утверждает оный и отсылает в Окружную Управу дацанов для исполнения. Ежели же найдет несообразным с законами, то с своим мнением представляет на рассмотрение Верхнеудинского Общего Окружного Управления, которое по собрании нужных к тому сведений, чрез Бандиду Хамбу, если найдет в чем недостаток с мнением своим представляет на утверждение Г. Гражданского Губернатора. /197об/ Значущаяся в 113 § следствия, представляются также на разрешение в Окружное Управление, которое понадлежащем рассмотрении постановление свое представляет на утверждение Г. Гражданскому Губернатору. Как сверхштатные ламы, ясачные и казачьи остаются в местах настоящих кочевьев их в зависимости Инородческих Старшин, то в VII главе о судопроизводстве присовокупить, что жалобы на них подаются тем начальствам к ведомству коих они принадлежат и следствие по оным производятся над ясачными /198/ в родовых Управлениях и Инородных Управах, над казачьими их старшинами; на всегда при депутатах со стороны того Дацана или той Окружной Управы к коим прикосновенные к следствию Ламы принадлежать будут. Вообще же в сем случае поступать согласно 114 §. Распри и соперничество бывшие прежде между Селенгинскими Бурятами и Ламами их о присвоении выбора БандидыХамбы одному роду навлекали уже беспокойство Начальству и долгое время продолжалась переписка о сем. Тогда Хоринские /198об/ роды не имели еще большого числа старших лам и дацанов от чего и оставались спокойными. А как ныне в Хоринских родах считается при 10 дацанах 25 малых храмов, при коих полагается Лам Комплектных 114, и сверх комплектных 336 и одни сии Дацаны составляют Округ Монголобурятского Духовенства, то по сему ожидать должно, что и Хоринские роды домогаться будут, чтобы Хамбинское достоинство переходило и к их Дацанам, ибо подобное сему возникло уже ныне домогательство /199/ от Нерчинских Тунгусов, об утверждении у них особого Хамбы, в чем однако ж отказано им. По сему во избежание на будущее время домогательство со стороны Хоринских родов о назначении у них пребывания Хамбы в XI главе о выборах к должностям сделать следующие изменения. § 145 Достоинство Хамбинское попеременно должно переходить к Дацанам ГусиноозерскомуЦонгольский дацан'>>, Цонгольскому и Ходонскому. § 146, После Гусиноозерского Бандиды Хамбы, новый Бандида Хамба из какого бы дацана ни был избран, должен иметь пребывание /199об/ в Цонгольском, а преемник его в Ходонском, преемник же сего последнего опять в Гусиноозерском. § 149, Для выбора БандидыХамбы члены трех Окружных Управ, вместе с главными инородческими и ясачными казачьими старшинами своих округов должны избрать по два человека из степенных Лам тех Дацанов, при которых Окружные Управы находятся; из каждого Округа по два Депутата светских из ясачных почетнейших старшин и от каждого Иноверческого казачьего полка по одному Депутату. /200/ § 150. Сии шесть степенных лам с шестью ясачными и пятью казачьими депутатами из старшин всех Округов Монголобурятского Духовенства съезжаются в условленное время в тот округ и Дацан, к которому Хамбинское достоинство по очереди переходит и приступают к выбору нового Бандиды нижеследующим порядком (151-152 и 153 §§) § 154 Избирательная Комиссия нашед достойного занять место БандидыХамбы, представляет о нем чрез Общее Окружное Управление к Гражданскому Губернатору /200об/ который если не встретит никаких препятствий к допущению в должность Бандиды Хамбы избранного Кандидата испрашивает утверждение его в сей должности у Генерал Губернатора Восточной Сибири, от коего снабжается избранный кандидат и грамотою на звание Бандиды Хамбы. Прочих степенных Лам обозначенных в 155, 156, 157 и 158 §§ проекта Устава утверждает и снабжает грамотами Гражданский Губернатор. Как по предположению Губернского Совета БандидаХамба /201/ сравнивается с главными Родоначальниками, а члены Окружных Управ и прочие степенные Ламы, с родовыми Начальниками, то по сему и утверждение их признано более удобным предоставить Генерал и Гражданскому Губернаторам согласно уставу о Инородцах. В XIII главе о предметах учения и испытания. К 176 § дополнить, чтобы обаши сверх того обучались прививать и предохранительную оспу для того чтобы они находясь в кочевьях прививанием предохранительной оспы, могли предупреждать /201об/ таковую натуральную, столь для человечества гибельную почему о тех Обашиях, кои достаточно обучаться прививанию Ширетуи доносят Окружным Управам с испрашиванием одобрительного вида на право прививания и получивший таковой вид Обаши предъявляет оный родовым Начальникам кои обязаны снабжать его инструментами материей и тетрадями на записку тех детей, коим привита будет ими оспа, из тетрадей сих родоначальники извлекают сведения для включения в общие об оспопрививании /202/ ведомости. В XIV главе о поименных списках. § 184, В списках (наставление коих даны будут формы § 187) о тмечать против каждого Ламы и Бандия: 1., Сколько имеют от роду лет. 2., Из какого звания происходят, т.е. из Старшинских или простых ясачных или из казаков. 3., Время поступления в Банди постепенного потом повышения и получения настоящего звания. 4., Знает ли хорошо Тибетский, Монгольский, Российский и прочие языки и может ли делать взаимно /202об/ с оных переводы. Какие именно знает особенные науки, как например: Астрономию, Врачевание, и резьбу, живопись и проч. 3., Не был ли штрафован за что-либо судебным приговором и когда именно; и не подвергался ли когда-либо домашним наказаниям в 235 § обозначенным. и 6-е, Какого поведения. Примечан. Подробности сии признаются нужными для соображения при повышении в высшие Степени. В XV, Главе о Хоралах. 1-й пункт 290 § однодневные Хоралы в высокоторжественные дни как восшествие на престол /203/ Коронации, Рождения, и Тезоименитства Их Императорских Величеств, также рождения и Тезоименитства Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя и молебствия о новорожденных в Императорской Фамилии. В XVII О преимуществах Лам и Бандиев. § 205, Бандида Хамба утверждается в сем достоинстве и отрешается Генерал Губернатором Восточной Сибири. § 206 Помощники Бандида Хамбы Ширетуи и Степенные Ламы /203об/ утверждаются и отрешаются Гражданским Губернатором. Как в XX главе о наследстве после умерших Лам, ничего не сказано о том, могут ли Ламы наследовать имением после смерти отцов или близких родственников светских, то к разрешению всякого могущего быть в сем случае затруднения дополнительно установить: что как постановлением главы сей светские родственники Лам устраняются от наследования имением его, а предоставлено право сие тем только кои были вуслугах у Ламы из /204/ родственников или же и посторонних, а в противном случае имение поступает в пользу Дацана, то посему и Лама не может уже наследовать имением к оставшимся после смерти отца или близких родственников, которое на основании Степных Законов их поступает к прочим близким родственникам светским, или же в пользу Общества в случае безродства. Выговоры, штрафы, пени, наказания и отрешение от должности определяемые 238, 239, 240, 242, 245, 250, 251, 252, 253, 256, 257, 258, 259 §§ проекта Устава для /204об/ для Помощников БандидыХамбыШиретуев и Степенных Лам за их преступления и проступки должны быть назначаемы тою властью, от коей зависит утверждение их в сих званиях; почему о каждом таковом преступлении и проступке должностных и Степенных Лам БандидаХамбаобязан доносить чрез Общее Окружное Управление на рассмотрение Гражданского Губернатора. К сему Совет обязанным себя счел присовокупить, что хотя большая часть Округа находится /205/ еще в язычестве, но как учение Ламское с некоторого времени перешло уже в Иркутский Округ к Тункинским и Алайрским родам, где существуют и Дацаны, то ожидать должно, что вскоре учение сие перейдет к другим ведомствам. Почему Губернский Совет полагал весьма полезным к предупреждению дальнейшего распространения Буддизма, и для удобнейшего проповедывания Христианского учения в каждом инородческом ведомстве Иркутского Округа устроить Грекороссийскую Церковь с надлежащим причетом /205б/ которому назначить достаточное жалование от казны, дабы служители Алтарейза исполнение Христианских треб от инородцев принявших Святое Крещение ничего не требовали; принявших же Св. Крещение старшин Инородцев поощрять производством в чины и другими наградами; простых же Инородцев кои за принятие Св. Крещения избавляются уже на основании известного узаконения от платежа податей оставлять по прежнему в ясачном звании в настоящих местах жительства и ведомствах. /206/Таковые Церкви устроить насчет казны во всех ведомствах, в коих находятся ясачно крещеные, а именно: в Идинском-Балаганском, Алайрском, Кудинском, Верхоленском и Тункинском ведомствах, в каждом по одной и особенно одну Церковь в Коноваловской волости составленной из 1030 душ крещенных Инородцев, которые по бедности своей быв не в состоянии устроить Церкви блуждают по разным приходам, чрез что лишены средств к слышанию по учению Церкви и согласно оному исполнять правила Христианской /206об/ веры. Журнал этот от 10 Декабря того же 1832 года за № 4527 предоставлен на благорассмотрение Г. Генерал Губернатора Восточной Сибири. 2е, Дело Общего Губернского Управления о выборе на место умершего в 1834 г. БандидыХамбы другого и предписание Господина Генерал Губернатора Восточной Сибири от 26 Апреля 1838 г. за № 905 с запиской Правления Забайкальского Монголобурятского Духовенства относительно Бандиды Хамбы. Из дела и из Записки видно, что на место умершего Бандиды /207/ Хамбы в 1834 году избран был в сие достоинство родной брат умершего Чой-ван-ИшиЗамсуев (который утвержден уже в сем достоинстве Г. Генерал Губернатором Восточной Сибири в Апреле 1838 года) и выбор представлен был по порядку. При рассматривании этого выбора в Общем Губернском Управлении замечено несогласие на то некоторых ведомств Бурятских Лам и Старшин, почему выведены ыбли на справку из вышепрописанного Журнала Совета как §§ Устава о Бурятском Духовенстве, о порядке выбора Хамбы, так и предположение /207об/ Совета о переходе Хамбинского достоинства попеременно: от Гусиноозерских к Цонгольским, оттоль к Хоринским и потом паки к Гусиноозерским дацанам и основываясь на сем сделано было распоряжение чтобы выбор учинен был (по проекту Барона Шиллинга) чрез особо составленную избирательную Комиссию. Избирательная Комиссия хотя и приступила к выполнению возложенного на нее дела, но когда сделалось известным предположение о переходе Хамбинского достоинства от одного Дацана /208/ к дургому, третьему и обратно (ибо введенная в Общем Губернском Управлении справка включена в официальной бумаге Губернскому Правлению), то избирательные голоса разделились на три партии: Селенгинские остались при прежнем выборе, Цонгольскиеотделясь от них назначили своего кандидата и Хоринские также своего, и от того возник спор, который продолжался долго, между перепискою с Начальством. К прекращению этого спора и для того, чтобы из разногласных составлен был один выбор, Главное /208об/ Губернское Начальство в необходимости нашлось назначить для бытия при выборе особых Чиновников, но и эта мера была недействительна, они продолжались до 1838 года и в сем только году прекратились, по сему и утверждение Хамбы последовало. Посему Правление Монголобурятского Духовенства в записке своей ходатайствует чтобы для отвращения на будущее время подобных споров пребывание БандидыХамбы из каких бы Дацанов он избран ни был оставалось по-прежнему, при Гусиноозерских Дацанах, а /209/ не переменять его, как предполагал Барон Шиллинг в проекте своем из Гусиноозреских дацанов в Цонгольские и обратно, поставляя затруднением к тому еще и то что при каждой перемене местопребывания, должно переводить на новое место Правление и самые дела его и Его Высокопревосходительство признавая с своей стороны перевод Бандиды Хамбы из одного места в другое и обратно неудобоисполнительным предписал поставить обстоятельство это без внимания при рассмотрении проекта /209об/ Устава о Монголобурятском Духовенстве. На сих соображениях основаны составленные ныне записки об изменении §§ проектов Свода Степных Законов и Устава о Монголобурятском Духовенстве. […] /210об/ Местные начальства во мнениях своих присовокупляли. [...] /211/ Верхнеудинский Окружный Совет, чтобы родоначальникам и почетным Ламам, для отличия от простого народа, установлено было платье из известных парчевых и шелковых материй с коралами на шапках с разделением по степеням подобно тому, как это существует между монголами подданными Дайчинского Государства. [...] /215/ Подлинное подписали: Председатель Губернского Суда Василий Падалка, за Председателя Казенной Палаты Советник Николай Серебряков, за Председателя Губернского Правления Старший Советник Николай Каргапольцов, Губернский Прокурор Билибин. Ключевые слова в этом документе | Бандидо Хамба (17/26) | Бандидо Хамбо-лама (11/2) | Восточная Сибирь (5/74) | Шиллинг фон Канштадт (4/4) | Шиллинг (3/2) | Иркутск (3/42) | Иркутский Губернский Совет (2/1) | цонголы (2/4) | Гусиноозерский дацан (2/37) | Шиллинг фон Канштат (2/3) | Каргапольцов (1/1) | Агалдаев (1/7) | Кудунский дацан (1/3) | Байкал (1/9) | Падалка (1/1) | Серебряков (1/1) | Тунка (1/3) | Билибин (1/1) | Удинская Канцелярия (1/1) | Верхнеудинский Окружный Совет (1/1) | Удинская Провинциальная Канцелярия (1/3) | Верхнеудинское Общее Окружное Управление (1/1) | Владиславич-Рагузинский (1/2) | Цонгольский дацан (1/7) | Главный лама (1/4) | Дайчинское государство (1/1) | Замсуев (1/4) | |
Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов
Полный список книг -> |
||||
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов | |||
© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта. |
|||