Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.

7.4. Рапорт о положении ламайского духовенства, составленный камер-юнкером Левашевым по заданию Министерства внутренних дел в 1839 г.


РГИА Фонд № 821, Оп. № 1, Дело № 409.

<40>

№ 1406.

13 Апреля

Его Превосходительству Директору Департамента Духовных Дел Иностранных исповеданий Господину Действительному Статскому Советнику, Камергеру и Кавалеру Валерию Валерьевичу Скрипицину

Камер-Юнкера Левашева

Рапорт

Представив на благоусмотрение Его Высокопревосходительства Г. Исправляющего должность Генерал-Губернатора Восточной Сибири предположения мои о устройстве Ламайского духовенства, в Высочайше вверенном ему крае находящегося, считаю вместе с тем долгом, донося о том Вашему Превосходительству, довести также до сведения Вашего, какими данными я руководствовался и что должен был принять за основание при составлении оных предположений.

Народы, кочующие в Верхнеудинском

<40об>

и Нерчинском округах, перешли большею частью из Монголии и принадлежали одни вере Шаманской, другие Ламайской, но не имели ни духовенства, ни храмов и находились в таком положении до 1741 года, когда 150 Лам, перешедших из Тибета в Россию и поступив в подданство ее, получили от местного Начальства разрешение проповедовать между кочующими племенами, веру Ламайскую и за то были освобождены от ясака и других повинностей.

Это число 150 Лам осталось и по ныне числом так называемых штатных Лам, из ясачных Инородцев, не платящих ясака. Но когда и кем было разрешено вновь поступаемым в духовное звание заменять выбывших из 150 Лам пришедших из Тибета с неплатежом податей, а равно и увеличить впоследствии

<41>

оное штатное число 141 Ламою, называющихся казатскими Ламами, изъятыми тоже от всех повинностей, из дел нигде не видно.

Усердие, с которым Ламайское духовенство старалось распространить свою веру и содействие, оказанное в этом местным Начальством, давшим ему право преследовать между Инородцами Восточной Сибири Шаманство и даже насилием обращать исповедующих оное в Ламизм, увенчалось полным успехом. Ныне в вышеупомянутых двух (Нерчинском и Верхнеудинском) округах с включением части Иркутского, числится уже 124917 душ, исповедующих веру Ламайскую и имеют 34 кумирни. Очень естественно, что при таковом быстром распространении веры и число духовенства должно было увеличиться, сколько для исполнения необходимых треб прихожанам, столько же

<41об>

вследствие их понятий о вере, полагая, что каждая благочестивая семья должна посвящать на служение Богу одного из членов ее, дабы избавить себя таковой жертвой от всех могущих постигнуть ее бед и несчастий.

Таким образом, духовенство сие, увеличиваясь беспрепятственно, со стороны местного Начальства ныне только несоразмерностью своего числа обратило на себя внимание оного и было им отнесено к причинам, которые, сколько я мог изучить характер народа и его образ мыслей, совершенно, по мнению моему, ошибочны.

Не утомляя внимание Вашего Превосходительства изложением всего зла, приписываемого для края и для народа от чрезмерного размножения Ламайского духовенства, тем более, что это все почти уже известно Вам

<42>

из самого дела, должен буду однако ж в подтверждение сказанного мною, привести некоторые факты:

а) Никогда в Восточной Сибири не возникало ни одного дела, вследствие не только явного неповиновения Ламайского духовенства местному Начальству, но даже тайного противодействия относительно распоряжений оного Начальства; следовательно, на чем же основывались, обвиняя его в непокорности? Скажу более: с тех пор, как было сделано распоряжение, чтобы Инородцы без разрешения Начальства не строили бы вновь Кумирень и не принимали бы в духовное звание, несмотря на большое число желающих поступить в оное, никто не был принят в Ламы и не только ни одной Кумирни, но даже и часовни не было выстроено. В перестройке же Тугну-Галтайского

<42об>

дацана нельзя их обвинить, ибо это произошло более от неуразумения точного смысла предписания, чем от самовольства.

b) Никогда не возникало от Инородцев ни одной жалобы Начальству на притеснения или на насильственные поборы их духовенством. Проживая между ними, я ни от кого не слыхал ни малейшего ропота на этот счет и, вникнувши подробнее в дело, легко можно убедиться, что предположение, будто бы Ламайское духовенство как количеством своим, так и насильственными поборами своими тягостно для народа – неосновательны, ибо: 1) размножение Лам происходит от желания каждого отца семейства иметь одного из сыновей в духовном звании вследствие религиозных своих понятий. 2) Необременительно потому, что Ламы,

<43>

будучи не обязаны жить при дацанах, куда собираются только четыре раза в год, а именно: на первый день новой Луны каждого из четырех времен года, живут в своих семействах, вместе с ними разделяют труды по хозяйству и, следовательно, вместе со всеми уплачивают и все повинности. Это может служить также оправданием праздности, в которой их упрекают. Сверх того ежели бы и было со стороны других Лам какое-нибудь покушение на насильство, то каждый защитит достояние своего семейства, как свое собственное. В примере же приведенном похорон Селенгинского Тайши, ежели даже и допустить, что цифра верна, то и тут она в сравнении с доставшимся на долю каждого сына (из которых один тоже Лама) имением вовсе незначительна.

<43об>

Желая поверить сам все сведения и лично во всем убедиться, я нарочно несколько суток жил в юрте меньшого его сына, по словам которого ему досталось поразделе 12 т. голов одного рогатого скота, а известно, что Инородцы имеют привычку уменьшить свое состояние. Я бы мог указать еще на многих имеющих равное этому состояние или близкое к оному, но скажу одним словом: что изобилие и довольство всех вообще Инородцев Селенгинского и Хоринского ведомства послужат лучшим доказательством, что духовенство им не в тягость и насильственными поборами не разоряет их.

c) Что же касается до медленности, с которою распространяется Христианство между Инородцами, то, к сожалению, должен в этом обвинить наше Православное Духовенство,

<44>

которое ни словом, ни делом не споспешествовало этому. Ныне старанием Высокопреосвященного Архиепископа Иркутского оно улучшается, но все еще следы прошедшего не скоро изгладятся. Сверх того здесь мало по пространству и народонаселению Церквей и самого духовенства, и скорых успехов обращения в Христианство нельзя еще ожидать. Неоспоримо, что и число Лам много препятствует этому и что Ламы усердно стараются удержать и укрепить паству свою в вере ими проповедуемой; следовательно, с уменьшением числа их можно ожидать больших успехов к обращению; но можно ли, по совести, вменять им в вину то, что есть прямая обязанность их. Лам обвиняют, что буду через посредничество их принимающие Православие Инородцы или вовсе не получают

<44об>

Следующей им по закону из родовых дач пропорции земли или если дают им, то самые худшие и негодные участки, и это с целью, чтобы бедностью крещеных удержать прочих в большей преданности к своей вере. Ежели это правда, то почему же местное Начальство не принимает в этом деле посредничества и, допуская такие несправедливости, не дает ли повод думать каждому, что, приняв Христианство, он остается без защиты и свободно может быть гоним и притесняем.

Изложив главные пункты обвинений против Ламайского духовенства, вследствие которых возникло сие дело, беру теперь смелость доложить Вашему Превосходительству, что ежели имея в виду одни мнимые беспорядки в крае от оного, то

<45>

можно было бы оставить его в том положении, в котором оно теперь находится, не предпринимая никаких мер к преобразованию, ибо каждая из них будет более или менее стеснительна и может только возбудить ропот и неудовольствие в народе ныне кротком и совершенно довольным своим положением. Но приняв во внимание границу Китая и единоверие наших Инородцев с жителями пограничных земель ему принадлежащих, нельзя упускать из виду, что Ламы по своему сану имеют влияние на народ и сами поклоняясь Ургинскому Кутухте, находятся под влиянием заграничного духовенства.

В настоящее время влияние наших Лам на Инородцев весьма ничтожно и не стоит, чтобы было обращено на него

<45об>

Внимание, особенно при их умственном образовании, которое ни в чем не различествует от простых Инородцев. Я не мог верить, не убедившись сам, с каком глубоком невежестве они находятся. Едва найдется 15 человек, знающих грамоту и понимающих Тибетский язык, на котором совершается вся служба и которым писаны все их духовные книги; прочие же довольствуются только изучением на память молитвы, которые поются при служении, без уразумления даже смысла оных.Об догматах же веры и сам первосвященник их имеет только весьма слабое понятие. Но недостаток этот они уже начинают чувствовать и доказательством к тому служит то, что при многих Кумирнях заводятся училища для ховараков (самая низшая духовная степень)

<46>

чего прежде не было и сверх того, многие из почетных Инородцев имеют, как мне известно, намерение ходатайствовать о учреждении высшего духовного училища для образования Лам.

Хотя сей недостаток образования Ламайского духовенства вмнене ему также в число обвинений и было предположение исправить оной, учреждением в разных местах духовных училищ, но я полагаю: что ежели послаблением местного Начальства, допущено было одной десятой, ежели не более, из всего народонаселения (разумея мужеское) отделится и составить особое общество, имеющее свое управление, свои законы;о не должно, по крайней мере, теперь давать ему возможность отделиться еще образованием от прочих Инородцев

<46об>

и тем увеличить над ними свое влияние, которое ежели предположить разрыв дружеских сношений России с Китаем при непосредственном влиянии тибетского духовенства на наших Лам, может быть, будет и вредно.

Сношение нашего Ламайского духовенства с заграничным существует, но тайно. Главные причины побуждающие их к сему неповиновению законам, суть следующие: Основание учения Шигемуния, есть поклонение последователей оного, Кутухте или Перерожденцу, Богу, принявшему плоть человека и снишедшему на землю, блюсти о ней и о живущих на ней. От него получают Св. Книги, образа, бурханы (кумиры), ходаки (Св. платок, принадлежность каждого храма), благовония и проч. Все это получается частью в Маймачине открыто

<47>

Чрез Китайских Комиссионеров, приезжающих из Урги или Пекина (эти два города суть обыкновенное пребывание Кутухты, но более он живет в Урге), частию же секретно на других пунктах границы и более для этого только, чтобы не оплачивать пошлину за предметы, которые уже сами по себе довольно ценны.

Другая причина сношений есть утверждение Кутухтою, Хамбу-Ламу (первосвященника) в его сан, что и поставляет духовенство наше в зависимость от тибетского. Это делается тоже секретно.

Я знаю довольно характер и образ мыслей здешних Инородцев и их духовенства, честолюбие есть преобладающая в них страсть, и так как первосвященники пользуются у них большим уважением и имеют большое значение по занимаемому ими месту, то утверждение на оное одним

<47об>

Местным Начальством, они считают недостаточным, и я полагаю, что ежели бы в сию должность утверждались силою Высочайшей власти, и присылалась бы на оную Первосвященникам грамота, то таковая Монаршая милость наверно пресекла бы навсегда в этом случае сношения их с Ургою.

Что же касается до торговли в Кяхте, то я сам видел как Ламы привозят туда: хлеб, масло, баранов и проч. все что относится до мелочной торговли и свободно продают и меняют с Китайцами. На вопрос же об этом Пограничный Начальник и Директор Таможни отвечали мне: что это всегда так и что Ламы на равных с прочими Инородцами пользуются правами мелочной торговли. Следовательно, это и есть только неведение со стороны Лам, а не ослушание.

<48>

К этому должно заметить еще, что Инородцы вообще не способны заниматься торговлею и не любят ее, обыкновенно Русские купцы на месте закупают у них все избытки, а ежели и бывают в Кяхте, то только из кочующих вблизи оной и, как я сказал, для мелочного сбыту или промену на кирпичный чай для собственного употребления.

При предположении же, сделанном прежде, что Кяхтинская торговля служит прикрытием сношений наших Лам с заграничными, мне кажется упущено из виду, что на пространстве 3 т. верст границы, весьма слабо охраняемой, они могут избрать для сего пункты менее опасные, воспретить же им сбывать свои произведения прямо китайцам, значит надо будет отдать их уже совершенно в руки Русского купечества, что будет

<48об>

не только стеснительно для них, но даже может привести их в самое короткое время к бедности. Почему я и полагаю, не касаясь торговли, предписать только Пограничному Начальнику иметь строгое наблюдение как в самой Кяхте, так и по границе на счет сношений наших Лам с заграничными, то же самое объявить и им самим и вместе с тем какому они подвергаются наказанию за ослушание сего. Хотя воспрещая им совершенно все сношения с Кутухтою будет уже коснутся догматов веры их, то как по этой причине, так более еще потому что граница при слабом ее охранении охраняется сверх того большею частью теми же Инородцами, то и полагаю, что мера сия останется в одном только предписании, ибо при всей неусыпной

<49>

бдительности Начальства, нет никакой возможности уследить за ними; а доказательством этому может послужить провоз контрабанды.

Но сношения сии должны сами собою ослабнуть и наконец вовсе прекратиться с уменьшением числа сего духовенства. Ныне по имеющимся сведениям всего Ламайского духовенства в Восточной Сибири 4564 ч. Не имея возможности сам поверить число их, я не полагаюсь на верность этой цифры; почему и просить Его Высокопревосходительство Г. Исправляющего должность Генерал-Губернатора приказать потребовать от каждого дацана ведомость по данной форме о числе находящихся при них Лам и Ховараков.

Штатное число Лам

<49об>

предполагаемое мною есть два на тысячу прихожан, итого 248 ч. И прибавить к ним 43 ч. Ховараков, что составит всего 291, т.е. то число, которое и теперь называется у них штатным.

Прочим же дозволить, во уважение произнесенных ими обетов остаться в духовном звании и замещать собою выбывших из штатного числа, исключив только не достигших несовершеннолетия, т.к. обеты их не могут еще считаться действительными, то и обратить в светское состояние. Таковых будет по крайней мере пятая часть. Зная преданность Инородцев к вере своей, я предполагаю, что должно ограничиться одним только этим исключением, ибо разом обратить всех оставшихся за штатом была бы мера слишком крутая и возбудит

<50>

непременно сильный ропот и даже может повести к неприятным последствиям. Сверх того, мера сия в сущности не принесет никакой пользы делу, Ламы по платью выйдут из духовного звания, а в глазах народа всегда останутся теми же Лама. Но впредь принимать в духовное звание из светского без разрешения Главного Местного Начальства воспретить, а оно будет разрешать только тогда, когда для пополнения штатного числа не будет уже налицо заштатных Лам.

Штатные Ламы избавляются от платежа податей и в главные должности избираются не сами собою, но старшинами родов; утверждение же их будет зависеть от Генерал-Губернатора, кроме Хамбы, которого,

<50об>

Как я уже имел честь говорить, не бесполезно было представлять на утверждение в должность Государю Императору.

Представив народу право избрания в должности, предполагаю вместе с тем возложить на ответственность избранных из прихожан наблюдение за имуществом и приходом дацанов, которой не должен иначе расходоваться как по общественному приговору, но не самовольно Ламами, дабы тем поставить духовенство некоторым образом в зависимость от народа.

Дацанов 34, но не 180, как значится в имеющихся сведениях. Эта ошибка произошла от того, что в число их включили Сумэ, т.е. малые часовни, находящиеся при самых дацанах и за одною с ними оградою, составляя

<51>

как бы только пределы оных. Число же самих дацанов относительно к числу поклонников, а особенно к расстояниям невелико, почему я и полагал бы включить их все в штат.

Храмы сии, за исключением только трех, все деревянные, однообразны, довольно большой и правильной постройки, находятся в местах уединенных и отдаленных от всякого жилья. Внутренность их украшена образами, Кумирами, которые вообще медные и многие вызолочены. Величина их различна, самые большие в рост десятилетнего ребенка. Св. книги в большом количестве находятся в каждом дацане, главные Ганжур 110 т. и Данжур 130 т., но они никогда не читаются, а служат только украшением. Один Лама, показывая мне

<51об>

Библиотеку и желая похвастать богатством оной, говорил: все это весит более 200 пуд. Это совершенно обрисовывает их понятия, чем больше книга, чем она тяжелее, тем пользуется большим уважением.

Одежда Лам отличается только цветом от простого народа и обыкновенно красного или желтого цвету, шерстяной или шелковой материи, все это зависит от произволу. Во время служения они надевают тех же цветов шелковые мантии и накрываются шапками, вроде шлемов.

В прежних предположениях о устройстве Ламайского духовенства имелось в виду дать оному формы одежды. Находя это стеснительным, считаю лучшим оставить в таком виде,

<52>

в каком оно есть, а обратить только внимание:

а) На уменьшение числа Лам в тех формах, которые имел честь изложить выше.

б) Поставить духовенство в зависимость от народа и тем уравновесить влияние его на оной.

в) Не споспешествовать в настоящее время развитию духовного образования между Ламами.

г) Со всею возможною бдительностью наблюдать за пресечением сношений Лам с Тибетским духовенством.

д) Принять меры против распространения веры Ламайской между Инородцамию

В следствии сего я полагаю:

1) Все дацаны (34) утвердитьштатными, вновь же строить или приступать к капитальным починкам без разрешения Генерал-Губернатора воспрещается.

<52об>

2) Число комплектных Лам и Ховараков, не платящих ясак (291 ч) не уменьшается и всем Ламам и прочим низшим духовным лицам, достигшим уже совершеннолетия (21 году), в уважение произнесенных ими обетов, разрешается остаться в духовном звании, не освобождая, однако ж, их от платежа ясака и других повинностей. Не достигшие же совершеннолетия, так как данные ими обеты не могут еще считаться действительными, обратить всех в светское сословие и предписать брить голову и носить платье по обычаю Инородцев.

3) Принимать в духовное звание только достигших совершеннолетия и не иначе как с разрешения Гражданского Губернатора.

Замечание.Гражданский Губернатор может в таком только случае разрешать переход из светского состояния в духовное, когда не будет уже заштатных Лам для пополнения штатного числа оных из светского состояния в духовное, когда не будет уже заштатных Лам для пополнения штатного числа оных

<53>

4) Бандидо-Хамба избирается не духовенством, а старшинами и депутатами от всех родов в присутствии чиновника, командированного на сей предмет от Генерал-Губернатора.

5) Выборы должны быть в Селенгинской Степной Думе как боижайшей к главному дацану, и во время оных никто из Лам как не имеющих право голоса находиться в Думе не должен.

6) Командированный Генерал-Губернатором чиновник права голоса на выборах не имеет, но наблюдает только за точным исполнением правил, предписанных уставом.

7) Ширетуи избираются старшинами родов, приписанных к дацанам.

8) Бандидо-Хамба как первосвященник всего Ламайского духовенства в России утверждается в сей должности Государем Императором, присылаемою ему на оную грамотой. Ширетуи утверждаются

<53об>

Генерал-Губернатором.

9) Наблюдение за имуществом дацанов, правильным ведением книг прихода и расхода должно быть на ответственности Старшин родов, приписанных к дацану.

10) Расходы из сумм, принадлежащих дацану, производятся не иначе, как по общественному приговору.

11) Старшины родов наблюдают за поведением Лам, живущих не при дацанах.

12) Посвящать из Ховараков в Ламы на открывшуюся ваканцию может один только Бандидо-Хамба.

13) Бандидо-Хамба посвящать в Ламы может не иначе, как получив предварительно от старшин рода желабщего быть посвященным одобрительный аттестат его поведению.

14) Кто имеет более двух сыновей, тому только дозволяется

<54>

Одного из них назначить в духовное звание. Для сего он должен предварительно взять свидетельство своего Начальства (ясачного или казачьего, т.е. к которому принадлежат) в том, что у него действительно более двух сыновей и с оным явиться в дацан для записания своего сына в Ховараки.

15) В Ховараки разрешается принимать Ширетую дацана, в который он поступает, ежели есть только ваканция в оном, и не иначе, как по предъявленному свидетельству.

16) Дать формы на ведение книг прихода и расхода и на срочные ведомости: о числе духовенства, находящегося на лицо, умерших и вновь поступивших в духовное звание.

17) Положить на содержание канцелярии и на канцелярские расходы Бандидо-Хамбе по 7 руб. серебром с каждого дацана.

Замечание:Деньги сии должны

<54об>

Доставляться Ширетуями в Степные Думы каждый своего ведомства в назначенные сроки и через оные Думы препровождаются уже Бандидо-Хамбе.

18) Воспретить Ламам приезжать и проживать в ведомствах, к которым они приписаны; а тем паче в других округах без особенного разрешения Окружного Начальства.

Замечание:Так как надзор за дацанами, их имуществом, приходом и расходом, а равно и за поведением Лам и прочих лиц сего духовенства, полагаю, может быть с удобностию возложено на старшин обществ, а сбор с дацанов для Канцелярии Бандидо-Хамбы на степные думы, то в таком случае ни ему, ни доверенным от него лицам не будет уже надобности ездить инспектировать дацаны, как это

<55>

делалось, и тем можно избавить Инородцев от лишних расходов, с которыми необходимо были сопряжены сии разъезды Лам.

19) Воспретить преследовать Шаманство, а тем более обращать из оного в Ламизм.

20) Все вообще духовенство по делам Гражданским судится в степных думах и родовых своих управах, а по уголовным в общих присутственных местах.

21) Бандидо-Хамба и Ширетуи от телесного наказания избавляются.

22) Поставить в непременную обязанность Кяхтинскому Директору и прочим Пограничным чиновникам иметь строгое наблюдение, чтобы никто из Ламайского духовенства не имел никаких сношений с Тибетскими или Ургинскими

<55об>

и другими Ламами, подвластными Китаю.

23) За всякое отступление от правил Устава виновные будут судиться как ослушники Государственных установлений.

24) Наблюдение за точным исполнением правил, предписанных уставом, подчинить местному Начальству. Высший же надзор за делами Ламайского духовенства – Главному Управлению Иностранных исповеданий.

В заключение имею честь донести Вашему Превосходительству, что вслед за сим я немедленно отправляюсь из Иркутска для собрания сведений иноверческих исповеданий в Восточной Сибири находящихся и вместе с тем считаю долгом

<56>

представить Вам отчет всем моим занятиям за минувший год своей командировки.

I По приезде в Иркутск принял из Главного Управления Восточной Сибири дела, относящиеся до Ламайского духовенства со всеми сведениями, имеющимися в оном.

II Рассмотрев оные дела и выбрав нужные сведения для руководства, при исполнении возложенного на меня поручения, немедленно отправился в Забайкальский край, в ведомства Хоринских и Селенгинских Инородцев, дабы на местах поверить имеющиеся об них сведения и изучить все вопросы, относящиеся до возложенного на меня поручения.

III Возвратившись обратно в Иркутск, составил из собранных мною сведений

<56об>

подробную записку: о положении Инородцев, исповедующих Ламайскую веру и их духовенства, и с предложениями моими относительно устройства оного, представил на благоусмотрение Г. Исправляющего должность Генерал-Губернатора.

IV По приказанию Г. Исправляющего должность Генерал-Губернатора рассмотрел, и с мнением моим представил Его Высокопревосходительству следующие дела:

а) О самовольной постройке Инородцами Хоринского ведомтсва Тугну-Галтайского дацана.

б) По просьбе Главного Ламы Монголо-Бурятского духовенства на неправильное распоряжение бывшего Иркутского Гражданского Губернатора Пятницкого, утвердившего Главным Ламой

<57>

Трех дацанов в Иркутском округе Аларского Ламу Самсонова.

в) По просьбе Инородцев о перестройке Гусино-Озерского> дацана.

г) По приговору Лам и Инородцев Кужертаевской Инородоной Управы о разрешении перенести Зюткалеевский дацан на другое место.

д) По просьбе Заседателя Ганчик-Юм-Запова о награждении его за службу.

е) По жалобе Инородцев Хоринского ведомства на злоупотребления Главного Тайши Николая Дымбилова.

ж) О пртивозаконном сборе Ламою Хоринского ведомства Цувановым денег на поездку в Иркутск для ходатайства по делам Ламайской веры.

з) По ходатайству Селенгинского ведомства Цонголова роду о дозволении отправлять

<57об>

Богослужение в заштатной Кумирне Муркулым Курды.

Камер-Юнкер Р. Левашев.

№ 2

28 Февраля 1849 года. Иркутск.


Ключевые слова в этом документе

| Бандидо Хамба (8/26) | Иркутск (8/42) | Восточная Сибирь (6/74) | Россия (3/19) | Китай (3/14) | Кяхта (3/7) | Нерчинск (2/4) | Верхнеудинск (2/6) | Гусиноозерский дацан (2/37) | Тибет (2/19) | Тугну-Галтайский дацан (2/1) | Урга (2/13) | Левашев (2/2) | Пекина (1/2) | Аларский дацан (1/10) | Пятницкий (1/2) | Самсонов (1/2) | Селенгинская Степная Дума (1/7) | Селенгинское ведомство (1/5) | Дымбилов (1/2) | Скрипицин (1/1) | Забайкальский край (1/2) | Кутухта (1/1) | Ургинский Кутухта (1/2) | Цуванов (1/1) | Шакьямуни (1/3) | Маймачин (1/2) | Монголия (1/22) |

УКАЗАТЕЛЬ

Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.