Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.

Документ выдан по ключевому слову: хоринцы

7.5. Новый устав по отдельному управлению. Порядок разработан в 1841 году селенгинскими и хоринскими религиозными и светскими начальниками.


ЦВРК ИМБТ СО РАН. Фонд Нацова, Оп. 3, Д. 40.

город Улан-Удэ

Копия

Собравшись 20 августа 1841 года у главного дацана нижеподписавшиеся главный Бандида Хамба-лама, ширетуи и цоржи, почтенные ламы, атаманы четырех хоринцы'>хоринских и селенгинских полков, тайши и уважаемые люди, держали совет о нижеследующем:

1-е. Некоторые замечания относительно улучшения управления нами ламами и религиозной жизнью высшим начальством.

2-е. Несмотря на то, что есть умельцы по золочению статуй Будд, иконописцы, печатники цветных книг, отсутствуют средства для их надлежащей подготовки.

3-е. Нет печатных форм для изготовления разного рода книг. Нет также и учителей, обучающих книгопечатанию.

4. Не утвержден порядок работы медицинских ведомств в дацанах. Нет и самих медицинских ведомств.

5-е. У нас лам и светских родоначальников нет знаков отличия, нет особого одеяния, в то время, как в других местах существуют особые формы одежды для начальников.

6-е. В прошлом, при устройстве свадеб, не допускали излишних расходов. Если богатый человек выдавал свою дочь замуж, он не давал сватам более ста лошадей. Отец отдавал скот в качестве приданого своей дочери. При проведении свадеб, никогда не забивали много скота. Молочным айраком уваживали только близких родственников. При обмене подарками дарили только хадак и небольшой китайский платок. Ныне же даже небогатые родственники неизвестно по какой причине, вероятно, из состязательства, дают приданного в размере до 1500 голов скота. Средней руки домохозяева дают более 330, бедные более 25 голов. Отец невесты дарит дорогостоящий китайско-монгольский шелк желтого и прочих цветов, тогда как сам дома ходит в совсем рваной одежде. Свадебные пиры также проводятся роскошно. Например, когда сваты приезжают в дом невесты, приходят пятьсот-шестьсот человек и сидят день или больше. Когда приезжают сваты, им вручают китайские хадаки. После окончания пира отъезжающим родителям невесты, кроме хадаков и прочего, дарят кобылу? и жеребца. Со сватами обмениваются дорогими вещами или хорошими платками. Такие подарки стали уже традицией среди инородцев и объясняются желанием высоко себя поставить. Однако видно, что это становиться причиной чрезмерных расходов, поскольку у инородцев нет правил в отношении этого.

7-е. Инородцы завели обычай брать в жены девушек из своего рода, что запрещено религиозной традицией. Для того, чтобы покончить с изложенными выше плохими обычаями и улучшить жизнь в будущем, мы собрались на этот согласительный совет.

1-е. Мы, уважаемые ламы, банди, убаши, будем вечно сидеть в своих дацанах и проводить религиозные службы ради религии и живых существ.

2-е. Во всех дацанах, кроме всесезонных служб, ежедневно проводятся службы гениям-защитникам религии. Также проводятся чтения Ганжура и Данжура, обряды очищения обетов гелонгов и прочие службы.

3-е. В случае болезни или смерти мирянина, эмчи-ламы, ламы, специализирующиеся в определении места или укреплении жизненной силы, должны назначить свое время. В назначенное старостой дацана время необходимо непременно приехать в дацан. Милостынедатели мужского и женского пола должны ежедневно молиться в дацане.

4-е. Эмчи-ламы должны передать все пожертвованное умершим добродетельное подношение дацану. Жаса обычных монахов, проживающих в дацанах, не имеет отношение к большой дацанской жасе. Пожертвованный скот должен быть занесен в официальный список, выдаваемый губернским начальством.

5-е. В случае смерти бездетного человека, помимо достаточного содержания его жене, остальное его имущество должно быть пожертвовано в дацанскую жасу. Также в случае смерти ламы, не имеющего братьев и сестер, его имущество также отходит в дацанскую жасу. В случае смерти состоятельного ламы, имеющего братьев и сестер, две части его имущества наследуют родственники, а одна часть отходит в пользу дацана. Однако в этом случае необходимо составление свидетельства.

6-е. Для надзора и регистрации дацанского скота, зерна и разной утвари из среды уважаемых лам и светских начальников на три года выбирается человек, чья кандидатура должна быть утверждена начальством.

7-е. Для изготовления статуй, ежегодных астрологических календарей следует построить особый дом под мастерскую рядом с дацаном. В каждом дацане следует выбрать лучших знатоков в деле золочения икон и статуй Будды, а также иконописцев и печатников.

8-е. Рядом с дацаном должен быть дом, в котором располагается школа для обучения монахов и убаши. Для преподавания следует выбрать учителей, знающих тибетский, монгольский и русский языки.

9-е. Рядом с дацаном следует располагать и медицинское ведомство. Главный эмчи выбирается голосованием. Выбор представляется для утверждения начальству, которое признает избранного доктором.

10-е. Для снабжения дацанских монахов пищей, в дацанскую казну ежегодно закупается мука. Также в разных местах закупаются разного рода молочные продукты, такие как арца, масло. Кроме того, принимаются и подношения, сделанные с искренней верой.

11-е. Принявшие обеты гелонга три дня в месяц, а именно в 8-й, 15-й и 30-й дни [лунного месяца] должны держать пост, употребляя только белую пищу.

12-е. Снабжение пищевым пайком высоких лам решается начальством. Проживающим постоянно в дацанах различным учителям, учащимся монахам и убаши ежемесячно выделяется по 2 фунта муки из дацанской и монашеской жасы.

13-е. Найдя и выбрав из среды лам и мирян искусных мастеров в золочении статуй будд, астрологов, иконописцев, книгопечатников, учителей медицины, тибетского, монгольского и русского языков, следует представить кандидатов на рассмотрение Главного ламы Бандида Хамбо, а тот в свою очередь должен добиваться утверждения оных высшим начальством.

14-е. Следует неусыпно следить и предостерегать монахов от нарушения принятых обетов, например, от торговли, женитьбы, лжи, воровства и пьянства.

15-е. При повторном нарушении сослать в отдаленный дацан. При нарушении в третий раз, перевести в светское сословие и передать властям.

16-е. Для контроля за совершившими нарушение монахами, их селят в отдельный дом рядом с дацаном.

Вторая часть. Знаки отличия и одежда для государственных начальников.

17-е. Главному ламе Бандида Хамбе полагается шапка из первоклассного желтого шелка в форме золотой ваджры, отороченная собольим мехом. Помощнику Хамбо-ламы полагается такая же шапка, но в форме серебряной ваджры. Ширетуям и цоржи полагается такая же шапка, но лотосовой формы с узором в верхней части. Шанзадбам, засакам, да-ламам и нансо – узорчатая, жудба и гурумба-ламам – также узорчатая. Старшим гебкоям и старшим умзатам полагается шапка из черного бархата с узором. Следующие за ними по чину ламы должны иметь бархатные шапки без узоров. Следующие за старшими гебкоями и умзатами по чину ламы должны отличаться парчовыми и шелковыми с узорами шапками. Обычным ламам запрещено использовать парчу и шелк.

18-е. Казацкие бригадные атаманы, тайши местных администраций носят шапки с желтым и красным навершием, а также с красным и бело-серебряной тульей. Шапка должна быть оторочена хвостом соболя, а в летнее время бархатом. Дэгэл должен быть сшит из парчи или шелка, а края оторочены золотыми нитками. Кушак должен быть также обшит нитками, сапоги должны быть из бархата или юфти.

19-е. Дети местных начальников и думских заседателей, тайшей, атаманов и обер-офицеров носят шапки с лазуритовым навершием, их одежда шьется из хорошего шелка и прочего. Отличие заключается лишь в форме навершия. То же касается и жен.

20-е. Сотники, ведающие границей носят лазуритовое навершие и дэгэлы из шелка.

21-е. Помощники зайсангов, старост, глав, писари при тайшах и атаманах, носят головной убор с белым навершием в виде раковины, шелковый или бархатный дэгэл. Их жены одеваются так же, как и мужья.

22-е. Казачьи пятидесятники носят головной убор с навершием в виде раковины и дэгэл из шелка.

23-е. Казачьи десятники, булучные дарги, старшины и писари старост носят головной убор с лазуритовым навершием зеленого цвета и одежду из бархата или хлопчатобумажной материи.

24-е. Рядовым служащим запрещено носить особо отмеченные головные уборы. Одежда их шьется из бархата или хлопчатобумажной материи российского или китайского производства. Жены их одеваются таким же образом.

25-е. Нарушители этого порядка ношения одежды должны выплатить штраф в казну дацана.

Третья часть. О хуралах и праздниках.

26-е. При проведении празднеств, при забое скота или проведении обрядов с малым числом людей, например, с братьями и сестрами, следует придерживаться старых обычаев.

27-е. При выдаче дочери замуж, размер калыма следует ограничить с богатых семей 100-150 головами, с семей среднего достатка 50-80, а с бедных семей до 25 голов скота. Требовать большее количество категорически запрещается.

28-е. Калым за выдаваемую дочь берется скотом. Что касается приданного, то в отношении одежды следует руководствоваться статьями 17, 19, 20, 21, 22. Следует воздерживаться от покупки слишком дорогой одежды.

29-е. Не запрещается родниться через брак детей с андой. Отказаться ли вообще от выплаты калыма по русскому обычаю, пусть решают обе стороны.

30-е. До заключения договоренности о сватовстве, следует спросить совета о возрасте обоих детей у старших лам или ширетуя дацана или ученых лам. Они же должны дать свои наставления.

31-е. При вручении подношения от родственников следует поднести от 3 до 5 молочных водок, мяса, чая и белой пищи. Запрещено подносить большее количество подношений и мяса. Отец невесты встречает гостей с соответствующим количеством людей.

32-е. На прием скота от сватов отправляется от 10 до 15 человек. Если был проведен пир, то скот забирается за один раз.

33-е. При угощении родителей невесты вином, богатые семьи могут пригласить от 15 до 30 человек и выставить 3 головы скота и 30 порций молочной водки или вина, пригласив только близких родственников. Не разрешается приглашать людей со стороны. Семьи со средним достатокм приглашают от 10 до 15 человек и выставляют 2 головы скота и 20 порций молочного вина. Бедные же приглашают 2 человек, одну голову скота и 10 порций вина. Другая сторона приглашает такое же количество человек.

34-е. На проводы невесты отправляется количество людей, оговоренное в 31 пункте. На приветственном пиру присутствует то же количество. Если путь до 30 верст, то пир проводится одним днем. Если более, то даже если придется заночевать, утром, продолжив празднество, пораньше отправляются в обратный путь.

35-е. Запрещается принимать подарки от мужчин и женщин со стороны, присутствующих на пиру. Но не запрещено принимать подарки от собственных боковых родственников и сватов. Сватам запрещено забивать и преподносить скот. Родственники невесты не должны подносить мясо, но могут дарить живой скот. Не запрещено преподнесение подарков со стороны друзей.

36-е. В благодарность родителям богатые могут преподнести одежду из дорогого шелка, со средним достатком – из шелкового бархата, бедные из хлопчатобумажной ткани. Преподносить одежду братьям и сестрам нет надобности. Подарки в благодарность родителям следует преподносить в виде одежды. Бедные же могут подносить и скот. По желанию родителей невесты, они могут преподнести одежду и зятю.

[37-го пункта нет]

38-е. Мы ламы совершенно прекращаем посещение свадеб и распитие спиртного. Если милостынедатели приглашают 2-3 лам для определения даты свадьбы, то необходимо испрошение разрешения от старшего ламы.

39-е. Запрещается брать невесту из своего рода. В некоторых же местах девочку отдают в невесты сразу же после рождения. Такое совершенно запрещено религиозными законами, и следует навести в этом порядок.

40-е. Нарушившего вышеизложенные правила следует наказать со всей строгостью.

Примечания.

Нойон Ниндак Вампилын сотоварищи по 17 пункту 2 главы соглашения о головных уборах: по религиозному обычаю пусть шьются из желтого шелка или хлопчатобумажной ткани. Должностные монахи, убаши и монахи при школах пусть носят шапки из черного брахата.

2-я глава. Говоря о знаках достоинства религиозных начальников, ширетуи, цоржи, шанзадбы, засак-, да-, нансо-ламы и прочие равного достоинства должны носить шапку с навершием в виде лотоса. Жудбы и гурумбы же пусть носят шапки с узором. Что касается 28-й главы, поскольку у начальников нет разнообразия в одежде, то им наделжит одеваться в первосортные синие шелка или темно-зеленые ткани. ??? по одному фасону.

41-е. На службах или во время пиршеств монахам и простым мирянам нельзя сидеть или ходить вперемешку. Не стоит сидеть и ходить вперемешку мужчинам и женщинам с детьми. В положенное время нужно обязательно рассаживаться особняком. Если кочевье недалеко от дацана – в одной версте – то возвращаться домой следует в один день.

42-е. Монахи не должны есть мясо, если помогали забивать или видели, как забивают животное. После этого нужно воздерживаться от еды день и вечер. Мясо можно покупать во время больших сборищ.

43-е. Если жены и дети мирян посещают дацан для молитв или по какому бы то ни было другому поводу, нельзя предоставлять им ночлег.

44-е. Во время получения посвящения или присутствия во время чтения благопожеланий обычные люди не должны сидеть вместе с тайшами, заседателями, головами и зайсангами. Начальники должны сидеть в передних рядах.

45-е. Если отставной начальник имеет титул, то для выражения ему почтения, ему следует иметь знак отличия, одеваться в шелковые одежды. Если начальник был отставлен в связи со злоупотреблениями, то ему нельзя носить знаки отличия.

46-е. Ширетуи из сострадания к 6 видам живых существ не должны пользоваться подводами.

47-е. Цоржи-ламы могут получать билеты и пользоваться подводами главного тайши, если едут по делам религии.

48-е. При объезде Бандида Хамбо-ламой всех бурятских дацанов, он должен пользоваться подводами по билетам от хошунных начальников. При рассылке корреспонденции по религиозным делам следует пользоваться еженедельной почтовой подводой или посыльными земских судов при посылке корреспонденции в отдаленные дацаны.

49-е. Главные тайши для усиления ламских школ должны осуществлять надзор за делами религиозной администрации.

50-е. По законам религии, поскольку высокие ламы и мирские начальники имеют много дел и обязанностей, им запрещается ?????

51-е. Шуленги по подобию местных начальников должны носить лазуритовое навершие и одежду из шелка или хлопчатобумажной материи.

52-е. Казачьи есаулы должны носить навершие в виде раковины и одежду из тонкого хлопчатобумажного материала.

53-е. На всех празднествах и события следует носить знаки достоинства и одежду, обозначенные выше. Если кто-либо не соблюдает вышеуказанных правил, тех следует считать нарушителями положения и налагать штраф в пользу дацанской казны.

54-е. Согласно 24-му пункту следует следить за соблюдением правил рядовыми служащими. Если кто-то из них будет носить одежду по собственному усмотрению, вешать на себя произвольные знаки отличия, следует считать их нарушителями данного положения и, кроме того, преследовать по закону.

Эта тетрадь была найдена в обо Цагаан Хадаа, что в Тасурхай Нарин Шибири, 4 июня 1940 года. Генин-Дарма Нацов.


Ключевые слова в этом документе

| Бандидо Хамба (3/26) | Главный лама (2/4) | Бандида Хамба-лама (1/1) | Бандида Хамбо-лама (1/1) | Вампилын (1/1) | Нацов (1/1) | Тасурхай Нарин Шибирь (1/1) | Улан-Удэ (1/1) | хоринцы (1/3) |

УКАЗАТЕЛЬ

Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.