Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН |
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.Документ выдан по ключевому слову: Сибирь 7.6. Предложения Иркутского Генерал-Губернатора А.С. Лавинского по некоторым вопросам управления делами буддистов Восточной Сибири.РГИА Ф. 821, Оп. 133, Д. 408. <1> № 230. Получено 11 марта 1841 . Секретно № 63 Милостивый Государь Граф Александр Григорьевич, По Высочайшему повелению 9-го Генваря 1838 года переданы из бывшего Сибирского Комитета во II-е Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии предположения, касательно лучшего устройства Ламайского в Сибирь'>Восточной Сибири Духовенства, - как имеющие довольно тесную связь с другим делом, рассмотрению сего Отделения представленным, - о Своде Степных Законов тамошних инородцев. Принимая в уважение, что как вообще чрезвычайное увеличение числа Ламайских Духовных между за-Байкальскими инородцами, так и вредное <1об> вследствие послабления и некоторых необдуманных мер местного начальства дошедшее до чрезмерности своеволие Лам, их образ жизни, несогласный даже с коренными постановлениями веры Ламайской, заведенная ими торговля на Кяхте и сношения с заграничными Ламами в явное нарушение постановлений, строго сие воспрещающих, должны обратить внимание Высшего Правительства, которое, может быть, признает нужным ныне же положить преграды умножению и действиям сих людей, я всеподданнейше представлял на Высочайшее Его Императорского Величества усмотрение, не благоугодно ли будет повелеть мне сообщить, впрочем, секретно, Вашему Сиятельству, а равно и Министру Государственных <2> Имуществ, у которого в ведении хозяйственные дела Инородцев, составленную во II-м Отделении подробную о Сибирском Ламайском Духовенстве записку, а с тем вместе и некоторые, при начертании оной представившиеся по сему делу предположения. Сии предположения состоят главнейшее в следующем: 1) Вместо предполагаемого прежде особого Устава о Ламах, что с изданием Свода Степных Законов оказывается почти ненужным, составить лишь штат, которым число Лам и кумирен ограничить, определив его соответственно числу инородцев, исповедующих Ламайскую веру в Сибирь'>Восточной Сибири, приняв в особенное при сем соображение как предположения по сему предмету бывшего Генерал-Губернатора Действительного Тайного Советника Лавинского, <2об> Так и правила, изложенные в записке, составленной во II-м Отделении; а потом сей только штат, присовокупив, однако ж, к нему и краткое означение обязанностей Бандиды-Хамбо, Главы Монголо-Бурятского Духовенства, и прочих главных Лам и так называемых Бандиев по рассмотрении оных установленным порядком в Советах Общего Губернского и Главного Управления Сибирь'>Восточной Сибири, издать в виде особого дополнения или приложений к Своду Степных Законов, когда сей Свод по окончательном оного рассмотрении и утверждении должно будет привести в действо на месте; 2) Чрез особо избранных надежных чиновников войти немедленно, но секретно, в самые подробные изыскания по обстоятельствам поставленным на вид Высшего Правительства бывшим Генерал-Губернатором Восточной <3> Сибирь'>Сибири Действительным Тайным Советником Лавинским, и если обнаруженные им злоупотребления доселе не прекращены, и в особенности, если своеволие Лам около 150 лет непокорствующих распоряжениям местного начальства, их фанатизм, простирающийся до того, что они даже осмелились распространять вредные внушения о вере христианской, их торговля на Кяхте и сношения с заграничными Ламами (что запрещено еще в 1741 году и по тогдашним понятиям и правилам даже под смертной казнью), продолжаются по-прежнему, если при том признано будет, что в сии неустройства не иначе как силою Высочайшей Власти, то для предупреждения дальнейших вредных для тамошнего края последствий испросить установленным порядком Высочайшее <3об> Его Императорского Величества соизволение на принятие особых к тому мер, и именно: Во 1-х, обнародовать между Бурятами и Тунгусами чрез особые (на Российском и Монголо-Бурятском языках) листы Высочайшее повеление Его Императорского Величества: А) что как законами Российской Империи всякое отвлечение не только от веры Православной, но и из одной терпимой веры в другую, строжайше воспрещается (Уст. О предупр. прест. Ст. 78), то все прежние предписания местного начальства, данные о пресечении Шаманства суть противозаконные и стеснительные, что они совершенно отменяются, и Ламы, кои впредь дозволят себе преследовать Шаманскую веру, или привлекать в свою кого-либо, не токмо из Православной Христианской, но даже и из веры Шаманской, будут предаваемы Суду в общих присутственных <4> Местах и наказываемы по всей строгости законов как нарушители Государственных Установлений (общ. Свод. Зак. Уголов. ст. 242, 243); б) что равномерно будет подлежать Суду и всякий из Лам, который осмелится завести торговлю на Кяхте, или иметь какое-либо явное или тайное сношение с заграничными Ламами; в) что и Глава Лам (Бандидо-Хамбо) и другие старшие Ламы и Банди, назначаемые штатом, который будет удостоен Высочайшего утверждения, за всякое отступление от правил к сему штату приложенных, будут также предаваемы суду в общих присутственных местах как ослушники Государственных Установлений, особенно если со времени запрещения дерзнут посвящать кого-либо вновь в Ламы или Обаши впредь до особого на сие разрешения, наконец, г) что Высшее Правительство, дозволяющее свободно <4об> Исповедовать Ламайскую, равно как и другие веры, с тем вместе требует, чтобы никто не позволял себе распространять о вере Православной Христианской каких-либо вредных внушений под опасение суда и наказания, какое определено в общих Уголовных Законах (т. 15, ст. 189-190). Во 2-х, подтвердить и постановить в непременную обязанность Кяхтинскому Директору и прочим пограничным чиновникам иметь строгое наблюдение, чтобы Ламы и банди не производили торговли на Кяхте, чтобы они не имели никаких сношений с Тибетскими и Ургинскими и другими Ламами, подвластными Китайскому Государству, и чтоб виновные в нарушении сего запрещения <5> Предаваемы были суду и наказаниям на основании общих Законов. Сии предположения, так же как и служащие поводом к оным сведения и замечания, удостоены особенного внимания Его Величества, и я затем, сообщая их Г-ну Министру Государственных Имуществ, передавал ему и саму записку о Ламах, во II-м Отделении Собственной Его Величества Канцелярии составленную. Министр Государственных Имуществ, возвратив мне сию записку при отношении от 31 Генваря (за № 144), изъясняет, что в главных началах о мерах для устройства Ламайского Духовенства в Сибирь'>Восточной Сибири, он вполне соглашается со мною, но считает себя не вправе сделать какое-либо решительное о сем заключение, ибо предмет секретных изысканий о противозаконных действиях сего Духовенства до вверенного ему Министерства <5об> Не относится. С тем вместе сообщает мне для соображения следующие относительно заведывания делами Бурятского Духовенства мысли и вопросы: 1) Не от того ли произошли все злоупотребления по управлению Ламами, что по сим 3776 ст. Учрежд. Губерн. (т. 2), в 1837 году Высочайше подтвержденной, Инородческое духовенство в Сибирь'>Сибири, состоит наравне с прочими инородцами в зависимости местной Полиции, которая не имеет времени и способов для надлежащего за ним надзора? 2) Не полезнее ли буде вышеозначенную 3776 ст. Учрежд. Губерн. Изменить, постановив Ламайское Духовенство в зависимость и надзор Главного Местного Начальства, а высшее заведывание оным поручить Главному Управлению Иностранных Исповеданий. 3) Не полезнее ли будет также и предполагаемый штат для определения <6> Числа Лам и Кумирен и присовокупляемые к сему штату краткие правила для Ламайского Духовенства как дополнение к Своду Степных Законов, рассмотреть не в Советах Общего Губернского и Главного Управления Сибирь'>Восточной Сибири, а в надлежащих ведомствах Высшего Государственного Управления. По сим замечаниям Г. Министра Государственных Имуществ, я снова 6 сего Марта повергал дело о Сибирском Ламайском Духовенстве на Высочайшее усмотрение Его Величества, представляя: 1) Что беспорядки по управлению Ламами были следствие настолько слабого действия местной полиции, как необдуманных распоряжений и, может быть, злоупотреблений Губернского Правительства, коего предписаниями местная полиция должна была руководствоваться. Поводом к попущению <6об> Сих беспорядков могло быть и то, что Министерство Иностранных Дел, заведывая и делами Ламайского Духовенства, и как по отдаленности, так и по другим своим занятиям, не имея ни способов, ни времени собрать точные сведения о постановлениях Ламисма, о положении его в России и характер инородцев, исповедующих сию веру, действовало иногда по опасениям кажется вовсе напрасным и вообще нерешительно; 2) Что оставление Лам (в 1822 году) в зависимости местной Полиции, само собою уже по общей связи Губернского Управления, которое по общим правилам должно до некоторой степени ответствовать за все беспорядки подчиненными ему полицейскими местами допускаемые: впрочем, высшее наблюдение за делами Ламайского Духовенства может, конечно, быть с пользою предоставлено Главному Управлению Духовными <7> Делами Иностранных Исповеданий, на том уже основании, как оно заведывает духовными делами прочих иноверцев и в особенности исповедующих в Астраханской Губернии и Кавказской Области Калмыков; 3) Что составление, по крайней мере, первоначальное, и Штата Сибирского Ламайского Духовенства, и означения обязанностей оного, по мнению моему, лучше предоставить Главному Управлению Сибирь'>Восточной Сибири. Они должны быть основаны на местных сведениях и соображениях, и сверх того, как в правилах для руководства Лам, так и еще более в штате, определяющем число их и число кумирен, могут по обстоятельствам быть от времени до времени нужны разные изменения, а потому едва ли удобно облекать их утверждением Власти Верховной. Что же касается <7об> Многочисленных, замеченных в записке о Ламайском Духовенстве беспорядков и злоупотреблений, то для прекращения их необходимы предварительные о том изыскания и удостоверения. На основании сего представления Государь Император Высочайше повелеть соизволил составленную во II-м Отделении записку с замечаниями Г. Министра Государственных Имуществ передать Вашему Сиятельству для сообщения Генерал-Губернатору Сибирь'>Восточной Сибири. Вместе с сим делом, которое, по мнению моему, удостоверенному Всемилостивейшего одобрения Его Императорского Величества, принадлежит прямо к Управляемому Вашим Сиятельством Министерству как Вашему Полицейскому Установлению выдающему вообще все дела о мерах, принимаемых Правительством для пресечения всяких беспорядков и нарушений <8> Общественного благочиния, Государь Император дозволил мне сообщить на Ваше, Милостивый Государь, усмотрение и соображение, и о предположении подчинить дела Сибирского Ламайского Духовенства Департаменту Духовных Дел Иностранных Исповеданий. Исполняя сию Высочайшую волю Его Величества и прилагая при сем составленную во II-м Отделении записку по предположениям о Ламайском в Сибирь'>Восточной Сибири Духовенстве и принадлежащие к ней особые примечания, имею честь быть с совершенным почтением и преданностью. Вашего Сиятельства [Подпись неразборчива] # 44й. 8-е Марта 1841 г. Его Сият-ву Графу А.Г. Строганову. <9> Копия. По предположению о Ламайском Духовенстве в Сибирь'>Восточной Сибири. Инородцы, составляющие значительную часть населения Сибирь'>Восточной Сибири, принадлежат к трем исповеданиям, а именно: Христианскому, Ламайскому и Шаманскому. Из 380/т душ обоего пола кочующих и бродящих племен более 180/т приняли Христианскую веру; до 118/т Ламайскую, прочие за тем до 83/т остаются в Шаманском язычестве. Шаманская вера, основанная на одних изустных преданиях, есть первобытная, общая всем народам Востока и Севера Азии: она заключается в обоготворении Онгонов, или по приложению к общенародному понятию, в поклонении духам, владычествующим над стихиями, горами, долинами, реками и лесами и покровительствующим человеку; будущая жизнь и <9об> Воздаяние по делам входят в круг преданий сего язычества. Храмов и духовного сословия, отличного правами от других, не имеют. Шаманы (пророки, жрецы) совершают обряды и жертвоприношения не срочные, но от произвола того, кто их испрашивает, зависящие и случайные. Ламайская или Шигемонианская вера (или по словам Главы Монголо-Бурятского духовенства Бандиды Хамбо «Шератский закон»), основывается на писаниях и есть обширное, систематическое, таинственное учение о периодическом возрождении миров и непрестанном перерождении одушевленных тварей, или материализм, облеченный священным баснословием, к коему сонм Бурханов (сверхъестественные существа) владычествует попеременно над светом. Так, например, владычество управляющего ныне вселенною Шикимуни должно продолжиться <10> 5/т. Лет, которых уже около половины протекло. Верховного же и Вечного Создателя не исповедуют. Ламайская вера, проникнув из Тибета уже давно в Монголию, признана в конце 17-го столетия в оной господствующей и занесена в Забайкальский край Сибирь'>Сибири Монгольскими племенами, поступившими в подданство России с Китайцами Гр. Головиным в 1689 году(+). До разграничения земель России с Китаем около 10 лет Тангутские (Тибетские) и Монгольские Ламы свободно переходили к нам за границу, проповедывали Ламайскую веру между Забайкальскими Бурятами, преданными Шаманству и уходили обратно в Монгольские или Тибетские владения. К пресечению сего бродяжничества Иллирийский Граф Савва <10об> Владиславич-Рагузинский по заключении мирного трактата с Китайцами и проложении пограничной линии в 1727 году, воспретил принимать и пропускать Лам из-за границы в улусы к ясачным иноверцам, предписав довольствоваться теми Ламами, которые после разграничения остались на Российской стороне (инструкция, данная пограничным дозорщикам Фирсову и Михалеву 1728 года Июня 17го дня, пук. 4). Тибетские и Монгольские Ламы на основании означенного трактата оставшиеся в Сибирь'>Сибири, были отторгнуты от своей Иерархии и находились в совершенном безначалии. Скитаясь по кочевьям, они не имели в Забайкальском Крае ни постоянных жилищ, ни храмов или кумирень. В течение 12ти лет местное начальство не обращало никакого внимания на духовные дела ламайских иноверцев. В 1741 году Иркутским начальством для управления Ламами, большею частью вышедшими в прежнее время из Тибета, <11> установлен Главный Лама в Селенгинском Цонголовом роде, состоящем, как выше замечено, из коренных Монголов; все Ламы приведены к присяге и взято с них обязательство под смертною казнью не только не переходить за границу, но даже ни явно, ни тайно, ни под какими предлогами пересылок и сношений с заграничными людьми не иметь. Со всем тем до 1748 года забайкальские Ламы были посвящаемы в сие звание в Тибете. В 1752 году под главным ведомством Цонгольского Ламы установлен другой первенствующий Лама в двух Монгольских родах Хатагиновом и Подгородном, где вскоре (в 1758 году) выстроена большая деревянная кумирня Гусиноозерская без всякого, впрочем, разрешения и даже без ведома местного начальства. В 1764 году преемник Главного Ламы Цонгольского (Заяев) возведен в достоинство Бандиды-Хамбо, означающее Главу Шегимонианского духовенства, а чрез 11ть лет за тем (в 1775 году) <11об> Выстроена в Цонголовом роде главная кумирня с разрешения Государственной Коллегии Иностранных Дел. Ключевые слова в этом документе | Восточная Сибирь (10/74) | Сибирь (4/22) | Кяхта (4/7) | Бандидо Хамба (3/26) | Тибет (3/19) | Россия (3/19) | цонголы (2/4) | Строганов (1/1) | Владиславич-Рагузинский (1/2) | Фирсов (1/1) | хатагины (1/4) | Головин (1/2) | Гусиноозерский дацан (1/37) | Забайкальский край (1/2) | Заяев (1/2) | Китай (1/14) | Лавинский (1/2) | Михалев (1/1) | Монголия (1/22) | Подгородный род (1/8) | |
Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов
Полный список книг -> |
||||
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов | |||
© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта. |
|||