Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.

Документ выдан по ключевому слову: Анинский дацан

7.7. Доклад Генерал-Губернатора Восточной Сибири о разработке Положения о ламайском духовенстве, 1852 г. 1. <115> 2. № 1172 3. Главное Управление Восточной Сибири 4. Отделение V-е 5. Стол 2 6. 15 Мая 1852 года 7. № 746 8. Иркутск 9. По Высочайшему п


<115>

№ 1172

Главное Управление Восточной Сибири

Отделение V-е

Стол 2

15 Мая 1852 года

№ 746

Иркутск

По Высочайшему повелению,

Относительно преобразования Ламайского духовенства в Восточной Сибири

Получено 15 июня 1852 г.

№ 2094/714

Господину Министру Внутренних Дел

Во исполнение Высочайшей воли, последовавшей относительно преобразования Ламайского духовенства в Восточной Сибири, ныне, вникнув подробно в этот предмет и сообразив все сведения о нем как прежних лет, так и ныне собранные, я имею честь почтительнейше изложить Вашему Сиятельству следующее:

В 1727 году после разграничения земель России с Китаем вместе с Забайкальскими бурятами осталось в Российской стороне несколько лам. В 1728 году в инструкции, данной пограничным дозорщикам Иллирийским Графом Владиславичем Рагузинским, число

<115об>

этих Лам показано не было, а только приказано было наблюдать, чтоб заграничные Ламы не переходили в наши пределы. В 1741 году с назначением главного Ламы при Килгонтуйской кумирне был определен образ духовного управления для исповедующих Шигемонианскую веру; но в это время самое большее число забайкальских бурят и тунгуссов принадлежало Шаманской секте. Из сведений, собранных тогда Правительством, оказалось при 11-ти кумирнях 150 лам; это число и было определено комплектом. Не смотря, однако ж, на неоднократное повторение этого положения, в 1756 году оказалось уже 324 лам, а в 1774 году 617 лам.

Далее из протокола Совета Иркутского Общего Губернского Правления от 9-го Мая 1822 года под № 43-м видно, что тогда было при 19-ти кумирнях 2502 ламы, и при исследовании, сделанном в 1825 году составился штат, который полагал иметь

<116>

при 20-ти кумирнях 293 штатных Лам, остальные же 2209 обращались в сверхштатные. В этом году Генерал-Губернатор велел составить другой штат, по которому допускалось при 20 кумирнях 816 Лам на 78395 душ обоего пола, исповедующих ламизм. Не смотря на то, в 1831 году при 85/т. душ, исповедующих Шигемонианскую веру, оказалось 293 штатных и 3121 сверхштатных Лам.

По штату, который составил посланный с этой целью Министерством Иностранных Дел Барон Шиллинг> фон Канштат, положено было иметь 600 штатных и 1400 сверхштатных лам. Этот штат, однако ж, не был утвержден. В 1838 году из бумаг бывшего Сибирского Комитета переданы были во 2-е Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии предположения касательно лучшего устройства Ламайского духовенства

<116об>

В Восточной Сибири. Вследствие того, Г. Статс-Секретарь Блудов сообщил Гг. Министрам Внутренних Дел и Государственных Имуществ одобренные Его Императорским Величеством предположения, которые имели в виду составить в роде прибавления к своду степных законов штат, которым бы ограничивалось число Лам и кумирен, и изыскать злоупотребления и своеволие означенного духовенства. Бывший Генерал-Губернатор Восточной Сибири Генерал-Лейтенант Руперт сообщил это доставленное ему от Г. Министра Внутренних Дел Графа Строгонова предписание Иркутскому Гражданскому Губернатору для надлежащего исполнения. Вслед за тем отправлен был для исследования злоупотреблений Лам чиновник Главного Управления Успенский. В 1842 году по штату, составленному Иркутским Общим Губернским Правлением, оказалось, между прочим,

<117>

120035 душ, исповедующих Ламскую веру и при них 5,545 лам. Составленный при этом случае штат полагал иметь при 34 кумирнях 580 лам; но и этот штат не получил законной силы. В 1848 году , наконец, послан был от Вашего Сиятельства чиновник особых поручений при Департаменте Иностранных исповеданий Камер-Юнкер Левашев с обязанностьи исследовать средства к лучшему устройству Ламайского духовенства. Устав, составленный им в 1849 году, рассмотрен был ныне мною с подробностью.

По собранным разнообразным сведениям, касающимся до этого предмета, состояние Ламайского духовенства оказывается в следующем: Ныне в Восточной Сибири число исповедующих ламизм простирается до 125/тб душ обоего пола; при них находится 4546 лам в 34 кумирнях; недвижимого имущества кумирни не имеют никакого, кроме самого здания;

<117об>

Движимое имущество состоит в картинах, изображающих богов, и в утвари, которая, кроме Ходоской Анинский дацан'>и Анинской кумирень, весьма скудна; отчета в постройке кумирень и вообще в принршениях, делаемых прихожанами, никакого не дается.

Поводом к чрезмерному умножению Лам были разные причины: Буряты заставляют детей поступать в духовное звание вследствие обетов, сделанных ими, чтобы утранять какое-нибудт несчастье или болезнь, грозящую или им самим или скоту, чтобы иметь хорошую жатву и т.д. Ламы же, несмотря на воспрещение Начальства, обрекают множество детей в духовное звание часто при самом рождении, и Бандида-Хамба произвольно возводит их в достоинство Лам. Таким образом, бурят, видя огромное влияние и вес, которым пользуются Ламы, очень естественно

<118>

желает быть также Ламою или по крайней мере иметь такового из среды своего семейства.

Способы содержания Лам различны: впрочем, все средства, доставляемые им со стороны прихожан, суть добровольные пожертвования, разумеется вынужденные нравственным влиянием, которое Ламы, пользуясь невежеством бурят, имеют над ними. Если какая-нибудь вещь у бурята понравилась Ламе, то он тотчас старается уверить его, что она принесет его дому несчастье, во избежание чего надо отдать ее ему для уничтожения. Ламы получают подарки за лечение болезней; при чем они нередко действуют посредством шарлатанства. Кроме того, они получают различные платы, как например, за принятие в ховараки, за посвящение[доходы за посвящение в духовный сан и за продажу различных предметов, относящихся к богослужению] в Ламы, за раздачу изображений бурханов /:богов:/ и священных поясов, без коих Ламы не

<118об>

признают никого истинным последователем шигемонианской веры и никому не прощают грехов. Они также и почти одни проводят торговлю не только в Маймачине, но во всех улусах.

Собираясь 15 числа каждого месяца в продолжение 3 дней в различных пунктах по своему усмотрению для совершения молитв, Ламы содержатся в это время на счет прихожан, что для последних весьма отяготительно.

Что касается до нравственности Лам, то они, несмотря на правила Шигемонианской[их] веры, изложенные даже в Тибетских законах, ведут самую развратную жизнь. Сам Бандида-Хамба и почти все прочие Ламы имеют наложниц и для побочных своих детей, которых они держат у себя под именем племянников, они введи непотизм в настоящем смысле этого слова. Образование их соответствует этому

<119>

разврату. Они большею частью умеют только читать Тибетскую и Монгольскую грамоту без уразумения ее, а совершенного понятия догматов веры не имеют и сам Бандида-Хамба.

Училищ нет никаких. Ламы берут к себе мальчиков с самого малолетства, учат их читать по-Тибетски и по-Монгольски, и вместе с тем заставляют работать на себя. Этим они приобретают огромное влияние в семействах своих учеников. Между тем, они умели внушить народу пренебрежение к христианской вере и отклонить его тем от принятия оной, к чему, впрочем, много способствовал неразумный образ действий русских миссионеров. Ламы же преследуют принявших христианство разными прижимками, как, например: при выделе участков наследства и тому подобных случаях.

<119об>

Что касается до сношений их с заграничными Ламами, то они ограничиваются приношением ежегодных подарков Ургинскому Кутухте и Хубилганам, иногда прибегающим из заграницы и разъезжающим по кочевьям, а также покупкою бурханов и разной кумиренной утвари.

Мы видели как правительство в течение столетия старалось весьма кроткими мерами ограничить чрезвычайно быстрое распространение Шигемонианской веры; но безмерное увеличение числа Лам, отяготительное для народа, все более и более усиливающееся влияние китайских Лам, неприязненное наконец расположение духа против христианства, которое они умели возбуждать и поддержать в народе вынудили правительство изыскивать меры для уничтожения этого зла.

Изыскивая основания, коими можно было бы удобнее и правильнее

<120>

Руководствоваться при настоящем преобразовании Ламайского духовенства, я счел необходимым обратиться к Архивам Иркутской Губернии, и в числе сих дел почерпнута прилагаемая при сем в Русском переводе краткая выписка из уложения монгольских законов, относящихся до администрации Ламайского духовенства. – Устав этот вышел в Пекине последним изданием в 1817 году на монгольском языке и утвержден Богдыханом.

Из выписки той Ваше Сиятельство изволите усмотреть, что число Лам в Китае определяется Правительством, возведение новых храмов дозволяется не иначе, как с Высочайшего разрешения, Ламы не имеют права отлучаться из своих кумирень без дозволения Начальников оных, а равно без видов от светских властей; дозволение на подобную отлучку дается не иначе, как по просьбе того, кто желает

<120об>

взять к себе Ламу для исполнения духовных треб; Лама обязан возвратиться в кумирню в тот же день и отнюдь не ночевать вне ее; запрещается в домы Лам впускать женщин; за нарушение обетов безьрачной жизни полагается строгое наказание; за дурное поведение Ламы лишаются своего звания и изгоняются из монастырей; запрещается принимать в другие монастыри и к духовным лицам изгнанных таким образом Лам; по лишении своего звания Ламы наказываются телесно наравне с простолюдинами; строго воспрещается сверкомплектное назначение Лам и учеников; первенствующий Лама отрешается от должности за самовольное посвящение в Ламское достоинство; самовольно же посвященные обращаются в светское ведомство.

Имея в виду все эти постановления, долженствующие иметь для исповедующих Ламайскую веру силу

<121>

Закона, и содержание коих вполне соответствует цели нашего Правительства, я не усматриваю с своей стороны никакого затруднения, на основании тех правил привести здешнее Ламайское духовенство к надлежащему порядку, издав для него определительный устав на началах сказанного уложения.

Сокращение числа здешних Лам вполне необходимо ныне же: ибо в настоящее время Ламайское население, видимо, страждет и разоряется под бременем этого огромного количества праздношатающихся шарлатанов, произвольно посвященных в Ламское звание и чрез то пользующихся суеверием простолюдинов в явное разорение сих последних. Всякая мера, какую бы ни приняло Правительство к радикальному и безотлагательному уничтожению этого зла, будет принята в народе с благодарностью;

<121об>

и потому предположения и опасения в этом случае Камер-Юнкера Левашева не могут иметь существенного основания; тем более, что, как Ваше Сиятельство изволите усмотреть из вышеприведенных сведений, в числе множества существующих ныне за Байкалом Лам только 150 могут в настоящее время почитаться штатными, ибо только это количество было утверждено Правительством; впрочем, в этом убежден и сам Хамба-Лама, как видно из многих докладных его ко мне записок. Впоследствии же хотя и были составляемы в различные времена штаты, коими допускалось большое число Лам, но то были одни лишь проекты, которым до сих пор никакого утверждения не последовало; следовательно, кроме сказанных 150 лам, все остальные, как возведенные в этот сан своевольно, на основании Монгольских же законов,

<122>

должны быть обращены в светское состояние, и поэтому Правительство наше, приступая к предполагаемому в этом отношении преобразованию, восстановить лишь между ними силу пренебреженного закона, а не нарушить его.

Руководствуясь этими началами, я составил ныне проект Устава для Ламайского духовенства Восточной Сибири, который и имею честь почтительнейше представить при сем на благоусмотрение и дальнейшее распоряжение Вашего Сиятельства в последствие требования Вашего от 8 Февраля 1848 года за № 400-м. При этом долгом считаю доложить, что для определения числа кумирень и Лам я принял в основание штат, предположенный Камер-Юнкером Левашевым, как найденный мною в существе удовлетворительным; в установление же правил я руководствовался преимущественно вышеупомянутым Монгольским уложением,

<122об>

Приноравливая его к местным сведениям, собранным преимущественно в последнее время Г. Левашевым.

Генерал-Губернатор

Восточной Сибири, Генерал-Лейтенант Муравьев.

<135>

Краткая выписка из Уложения Монгольских законов, заключающихся в 3-х частях, из которых особо о ламах 5 частей: 56-57-58-59 и 60 под частными номерами 1, 2, 3, 4 и 5, в них по счету 162 статьи. (1)

Комплекты Лам.

Ч. 1, с § 1 по 17.

Во всех 17-ти Шигемонианских монастырях Пекина находится положенное штатами комплектное число чиновных и простых Лам, начиная с главного по следующему порядку:

го класса первенствующий Засак лама, имеющий /:казенную:/ печать ___________________ 1

го класса Засак Лама, Помощник ___________________________________________________ 1

го ___________ Засак Ламов (2) ____________________________________________________ 4

го ___________ первенствующих Лам _______________________________________________ 14

В Засак Ламы производить из первенствующих Лам.

5-го класса Помощников старших Лам __________________________________________________ 3

6-го _____ Живописец старший Лама ___________________________________________________ 1

В прежних 12 книгах Монгольского Уложения законы о Ламах содержаться в одной 11 книге, заключающей в себе только 6 статей на 6 листах.

Засак значит правитель.

<135об>

Из них младшие засаки и 14 первенствующих Лам, начальствуют каждый в одном из 17 оных монастырей; если же когда который-либо из последних выбудет в Засак Ламы, то и тогда остается при прежнем своем месте.

7-го класса Лам, свободных или приватных _____________________________________________ 10

8-го _____ Лам учителей _____________________________________________________________ 6

9-го _____ Казначеев ________________________________________________________________ 9

10-го ____ Демчиев, ключарей ________________________________________________________ 32

11-го ____ Гыскуев, благочинных ______________________________________________________ 41

Стат. 15.

Служение онгонам.

В Восточном небесных духов онгонов:

Монастырь Лун-фу-сы, Штате Лам:

Начальствующий ___________________________________________________________________ 1

Демчи ____________________________________________________________________________ 1

Гыскуй ____________________________________________________________________________ 1

Учителей __________________________________________________________________________ 3

Бандиев ___________________________________________________________________________ 20

Стат. 16.

В Западном небесных духов Монастыре Чжун-фу-сы, столько же, сколько и в предыдущем Лун-фу-сы.

<136>

Стат. 2.

Пекинские Монастыри:

Fuyusi

Lung fu si

Qung ju si

Bolbasural tegüskeg

Стат. 49. ЖалованьеЛам. ПримонастыревысшемBudalang-untöb šasin-usüm-e

По 2 ланы жалованья: Демчиев 4

Гыскуев 2

Лам 100

По 1 лан 200

Стат. 50. При монастыре меньшем

Стат. 60. Надзор за Хутухтами. После /при дворе/ 15 дня первого месяца нового года, пира, Лам Хутухтуев отправить обратно в их места, а о дне приезда их на собственное место пребывания правитель полка того места доносит трибуналу.

Стат. 61. Далай-Лама и Банчан-Эрдэни обязаны чрез год посылать к двору послов с данью.

Ч. 2. Стат. 74. Засак-Лама старее Хамбы-Ламы, или по меньшей мере равен.

<137>

Стат. 80. Хутухт назначать из какого состояния. Если будет донесено, что Хутухта, или нарочитый Лама возродился, тогда назначать их из детей простых дворян, податных людей и из черни Тангутского народа. Вообще же запрещается назначать Хутухт из родственников Далай-Ламы, Банчан-Эрдения; равномерно не избирать их из детей и потомства Монгольских ханов, ванов, бейлеев, бейсеев, гунов, засаков и тайчжиев.

Стат. 84. Хутухт новых нигде не назначать. Вновь Хутухт не назначать, хотя бы то случилось и при знаменитом каком-либо престольном монастыре; а равномерно при жизни Хутухты ни кого иного на место его не назначать.

Стат. 86. Баллотирование избираемого в Хутухты. Кукунорский Цаган-номун-хан есть управляющий Засак. Когда на место его будет избираться Хутухта, то, не отдавая особенного преимущества родственникам бывшего, полагаться на общее мнение народа и избирать по жребию в златой

<137об>

урне, не в образец прочим многим Хутуктам.

Стат. 87. Пекинские Засак Ламы из Тангутских Хамбов. На 4 ваканции пекинских Засак-Ламов помещать:

На 1-го из тангутских Хутукт и Хамбу-Лам.

- 2-го из Монгольских первенствующих, устаревших, с поведением и ученых.

- 3-го из китайских первенствующих Лам просвещенных и опытных в делах по юстиции.

- 4-го из прежних свободных Хутуктуев, а когда сих последних не будет: то из Тангутских Монгольских или Китайских Лам.

Бандида значит Начальник над бандиями, над монахами.

Стат. 87 и 89. В первенствующие Ламы избирать из Хамбуев. Призванных из Западного Цзуя /из Тангута/ всех Хамбу-Ламов определять на почетные места первенствующих (17 Пекинских монастырей) Лам, когда опорожнится ваканция. Буде не будет

<138>

Хамбы, то повышать в первенствующие из их помощников (первенствующих младших Лам).

На утвержденные же из сих последних 3 места помещать из 10 свободных в первенствующие Ламы помещать одного из учителей.

Свободные викарные Ламы. Буде откроется место свободного, то помещать на оное из двух демчиев и умзата или Гумия (учителя) и так далее.

Старшинство Лам. Из сего следуют старшинства, а именно:

Свободный.

Демчи.

Умзат.

Гуми.

Нирба.

Гыскуй

Обучение Ламы

Цанитские Габужуи

Молен-Ранжалябы.

До стат. 95.

<138об>

Стат. 97. Увольнение Засаков и первенствующих Лам в свободные.

Когда который-либо из Пекинских Засак-Ламов и первенствующих Лам состарится или заболеет глазами или ногами и потому не может отправлять своей должности, тогда обратить его в свободные или приватные Ламы, чтобы был потом полезен к обучению закону других.

Стат. 102. Об отставке первенствующих Лам.

Когда который-либо из первенствующих Лам по отправлению должности будет неспособен, упустителен или изменит свое поведение, тогда по исследовании оставлять такового, а на место его избрав другого средних лет и способного, представлять на утверждение.

Ревизия Лам.

Примечание: О поведении сих чрез каждые три года делать ревизию.

Стат. 104. Изгнанных Лам не принимать и принимателей их наказывать.

Буде кто-либо из Бандиев (простых монахов, или ховараков) не станет в обыкновенных делах соблюдать установленного порядка и будет из своего мо-

<139>

настыря изгнан, такового в другой монастырь и храм не принимать и не впущать; если же таковой в каком-либо монастыре или храме укроется, то представить его к правителю Хутуктою, а принявшему его дать 40 ударов плетью; у тех же первенствующих Лам и Демчиев, у коих изгнанный имел прибежище, вычесть жалованье за три месяца. Изгнанник сей должен возвратиться в свое отечество или быть пустынником.

Стат. 105. Старшинство Лам.

Места в столице начиная по порядку старшинства:

Хутукты Пекинские

Провинциальные

У-тай-шаньский Засак Лама.

Жехуские все Хамбы-Ламы.

Провинциальные:

Габжуи.

Рабджамбы.

Цоржии.

Гумии.

<140>

Стат. 110. В Ламы принимать только на одни убылые места и по выбору Начальства.

В Ламы принимать только одних желающих и при том на одни убылые места и по выбору, но к тому никого не принуждать. Само собою разумеется, что в случае неимения места и в Ламы никого не посвящать.

Ч. 4. Стат. 113. Цветы платья Лам.

Платья Ламы (4) носить должны желтого, жаркого и красного цветов, но Бандии одно красного, а никаких других цветов.

Пожалованное платье какого бы оное цвета ни было носить обязаны. Если же первенствующие Ламы не будут в то платье одеваться, то взыскать девятину скота, а Бандиев наказывать ста ударами плетью.

Стат. 114. Храмы молитвенные строить с утверждения самого Императора.

Храмы позволяется строить с утверждения Богдо-Хана там, где находиться будет не менее 50 домов и дается на то с приложением государственной печати гра-

<140>

мота с наименованием в оной самого храма.

Стат. 116. Местных угодий не стеснять.

Постройкою монастырей и храмов пахотных мест и земледельческих угодий не стеснять.

Стат. 117. Отпуск Лам по просьбам.

Когда кому-либо будет нужен Лама или Бандий для лечения его или богомолия, то должен он наперед изъяснить свою надобность начальнику того Ламы, и у него выпросить. И когда окончить надобность, тогда возвратить его и сдать лично назад.

Ламам без позволения не отлучаться.

Если Лама в том доме, куда созван, лишний проводит день или без всякого повода управляющего Ламы самовольно отлучиться, или же призывающий Ламу без доклада управляющего ламами увезет его к себе домой, и оный там проднюет, тогда с самовольно отличившего Ламы или Бандия, взыскав три девятины скота взять в казну, а увозившего Ламу человека представя в Суд наказать.

<140об>

Там же.

За ночевание у баб Лам наказывать и извергать.

Когда Лама проднюет или переночует в доме у жены в отсутствие хозяина, тогда лишив его ламского звания, наказать плетьми, дав сто ударов. Равномерно и женщина, давшая ночлег, наказывается тольким же числом ударов.

Там же. Чибаганц расстригать и наказывать. Если же чибаганца (монахиня) найдется в блуде, то, лишив ее звания своего, наказывать плетьми, дав сто ударов, и притом с начальствующего Ламы взыскивать три, с Засак-Ламы две, а с демчия одну девятину, и отдавать светскому Правлению.

Стат. 127.

Женщин в домы Лам не впущать.

Еже ли в дом Ламы допуститься женщина, за то с первенствующего Ламы взыскивать две, и с демчия одну девятину, с Гелуна или Бандия по пяти скотин и отдавать также на светское Правление. А мужа той женщины и с нею препроводить в суд для наказания.

<141>

О видах Лам от своих и светских властей.

Все ламы, отлучающиеся из своего жилища куда-либо и для чего бы то ни было, обязаны как от своего, так и от светского Начальства иметь виды и являться назад в положенный срок.

Стат. 118. Бродяжничество запрещается. Лам, как Гелунов, так и Бандиев, нигде бродить не попускать и не принимать. Кто же против сего поступит, тех наказывать.

Стат. 130. Делопроизведения Суда лишать Ламского звания. Если какого-либо Ламу доведется судить за какое-либо законопротивное дело, то наперед снять с него Ламское звание, а потом уже судить. Буде же поточном обследовании не окажется виновным, тогда опять поставить его Ламою.

Стат. 128. Лам наказывать одинаким образом с простолюдинами. Буде какой-либо Лама будет прикосновен к преступлению, или будет укрывать воров, то наказывать его одинаким и равным с виноватым образом.

Стат. 120. Сверх комплекта учеников не принимать. Сверх состоящего в списках Правительства более Ламам учеников не прибавлять.

<141об>

Стат. 121. Бродяг-Лам не принимать. Гелуны и Бандии бродяжничествующих Лам самовольно принимать не должны, в противном же тому случае да накажутся.

Стат. 122. Лам из других мест не призывать без именного повеления. Буде из Пекинских Лам будут отряжены в Далай-Ламский край и оттуда привезут бандиев, те также да накажутся.

Стат. 123. Лам из Тибета без именного повеления самовольно не призывать.

Стат. 124. Штрафы за самовольное пострижение. Буде кто из Тибета из Лам дворового слугу своего, или присланного от кого сделает Бандием-Ламою, или примет к себе Гелуна или Бандия, тогда главноуправляющего первенствующего Ламу того места отрешив от должности, взыскать штрафу три девятины, а от Гелуков и Бандиев вообще такое же число девятин скота.

Сверхкомплеткных лам выгонять. Всех безместных и несостоящих именно в штатных списках шатающихся Лам-Гелунов и бандиев выгонять.

<142>

За самовольное пострижение в Ламы штрафы и наказания. Если кто из своих подчиненных или дворовых людей своевольно сделает Ламою и о том будет гласно: то с того Вана, Беилея, Беисея, Гуна, Засака или дворянина взыскать годовое жалование, но если будет дворянин, не получающий жалования, с такого взыскать 50 лошадей; если же будет из офицеров, то его лишить чинов, а простолюдина наказать плетьми, дав 100 ударов; и с тем вместе от управляющего местного Начальника взыскать за недосмотрение девятимесячное его жалование, а с прочих чиновников, по соображению, скотом, из которого одну треть отдать свидетелю, а если сей будет дворовый слуга, то отпустить его на волю.

Сверхкомплектных постриженных в Ламы расстригать и обращать в светские ведомства. Таковых не состоящих в штатных списках самовольно поставленных в Ламы (Гелуны и Бандии), забравши всех, обращать в светское звание и рассылать в прежние их ведом-

<142об>

ства и жилища.

Кто посвятил самовольно не состоящего по спискам в Бандии, и того который сделался Ламою или Бандием, всех их лишать Ламства и обращать в прежние светские ведомства.

Стат. 125. О Обушиях. Никто из Монголов рядовых, подростков, также и из состоящих в податях самовольно не может быть обушием.

В обушии служащих податных и подростков не обращать. А буде кто-либо сделает обушием, с каковым поступить так, как и с самовольно сделавшимся Ламою Гелуном или бандием. Но одним только престарелым, хворым и исключенным из списков (отставным) и выключенным из податей предоставляется на собственную их волю посвящаться в Обушии.

<143>

Стат. 126. Жены и девки в Чабаганцы самовольно не постригаются. Монгольские жены и девки самовольно в Чабаганцы (монахини) посвящаться не могут. Противно сему поступающих наказывать по законам.

Стат. 129. О беглых ламах. Если бежавший Лама или Бандий явится сам, то за первый побег дать ему 60, за второй 80, а за третий 100 ударов плетью и при том лишить его ламского звания.

Если же будет таковой найден и пойман, то дав ему сто ударов плетью, лишить его Ламства.

Стат. 131. О могилах. Мертвые трупы Лам погребать в отдалении от храмов и в пустых местах.

Ч. 5. Стат. 132. О 4 непременных Пекинских Хутуктах и их штатных ламах. Чжанчжа-Хутукту, Галдан-Ширету-Хутукту, Минчжул-Хутукту и Чжирун-Хутукту в прежних вознаграждениях своих все пребывание свое имели в столицу (Пекине).

<143об>

При каждом из них, кроме денежного жалования, лошадей, коров, чаю, хлеба и сена полагается Габжуев и Рамжамбов (сослужителей) по 20-ти, Гелунов по 6 и Бандиев по 6 же, свободных Лам по 3, при них учеников 6, итого по 41 человеку.

В Засак-Ламы определять из Пекинских Хутукт. Если будут определены на место Засаков или первенствующих Лам или Тунзан-Хутукту, или же Гунден-Хутукту, то производить им тогда то же, что положено и Чжанчжа-Хутукте.

Книг. 5, Ст. 133. Свиты Хутукт. Призванным в столицу на житье хутуктам при себе более 20 челов. Не иметь. Номун-Хану и великому хамбе более 15, а прочим Хамбу-ламам более 10 иметь не позволять.

Стат. 136. От 6 собраний старых Монголов по 10, а из халхасцов от каждого из 4 владельцев по 50, всего 80 бандиев находятся для слушания наук в Пекинском дворце

<144>

Мирного согласия, коим производится жалование по 2 ланы (по 4 р. серебром) на месяц и, кроме того, тем из них, кои получили похвальные названия, сверх оных двух лан жалованья, должны получать от местных своих полков каждогодно: на наем повара по 15, на провизию по 40 лан; а чрез каждые три года на поправление одежды по 30 лан серебра (по 60 р. сер.).

Замечан. 1-е. Итак, каждый студент получает в год на все содержание свое по 89 лан (или около 350 р. на Российск. Ассиг. 1820 г.), кроме квартиры, освещения и отопления.

2е. Сии же 80 человек называются и Ламами, и Бандиями, и учениками, без различия.

Стат. 141. 3е. Шабии и Гелуны показаны в числе служащих первенствующему Засак-Ламе; но Бандии вообще младше Шабиев и Гелунов.

4е. Порции пшены как Засаку, так

<144об>

Шабиям, Гелунам и Бандиям одинаковы.

Ст. 145, 151 и 152. Награда за служение. Гелуну в день при отправлении Богослужения в Пекинской Шара-сумэ награждения (и жалованья особо смотр. 148, 149 и 150 §§) сереб. 2 фуня – 9 ли – 9 хау – 7 сы и 2 ху (каждому около 12 коп.ассиг. в день), следовательно почти нет и разницы.

С стат. 141 по 148. Гелуны суть шабии, ученики. На одного Гелуна положено от одного до 6 бандиев, Гелуны также под именем Шабиев при Хутуктах. Ибо положено:

При Засак первенствующем Ламе 6 гелун. и 6 бандиев:

виде засак ……………………………………… 5 ……… и 6

Засак ………………………………………………. 4 ……. 6

Первенствующем Ламе …………………. 2 …….. 6

Втором первенствующем ………………. 2 ……. 4

Свободном Ламе ………………………………………. 2

Демчие ………………………………………………………. 1

Ст. 148, 149 и 150. Жалованье и порционы.

В Пекине: 1й стат. Гелунам и Бандиям полож. жалов. по 2 лана.

2й ………………………………………………………………………………… 1 ½

3й ………………………………………………………………………………… 1

<145>

Как Засакам первенствующим, так и всех прочих званий Ламам, Гелунам и Бандиям положено порционов по 2 шена и по 3 меры, исключая и последней степени; гелунам же и бандиям положено по одному шену, 3 пригорошни 6 ладоней и 5 горстей (вот и опять доказательства малой разницы между Гелуном и Бандием).

По общ. № книг. 3 лист 17. О дворянах, поступающих в Ламы. Если Тайчжи или Табунан сделается Ламою, тогда до выхода из дома назначается ему преемником один из сыновей его. Не будь родных сыновей не будет, тогда ни братьям и никому титла его не давать. Людей же его отобрав, присоединить к местному полку.

Подлинную подписал: Извлекал и перевел Губернский Переводчик Надворный Советник Александр Игумнов.


Ключевые слова в этом документе

| Восточная Сибирь (8/74) | Хутухта (6/6) | Левашев (4/2) | Бандидо Хамба (4/26) | Лун-фу-сы (2/1) | Далай-лама (2/11) | Иркутск (2/42) | Тибет (2/19) | Успенский (1/1) | Хилгантуйский дацан (1/1) | Анинский дацан (1/5) | Маймачин (1/2) | Байкал (1/9) | Минчжул-Хутукту (1/1) | Чжанчжа-Хутукту (1/1) | Муравьев (1/12) | Чжирун-Хутукту (1/1) | Блудов (1/1) | Панчен-Эрдени (1/1) | Чжун-фу-сы (1/1) | Владиславич (1/2) | Панчен-Эрдэни (1/1) | Шиллинг фон Канштадт (1/4) | Пекин (1/6) | Шиллинг фон Канштат (1/3) | Галдан-Ширету-Хутукту (1/1) | Пекина (1/2) | Гунден-Хутукту (1/1) | Рагузинский (1/4) | Россия (1/19) | Игумнов (1/1) | Руперт (1/1) | Строгонов (1/1) | Китай (1/14) | Кудунский дацан (1/3) | Тунзан-Хутукту (1/1) | Кукунор (1/2) | Ургинский Кутухта (1/2) |

УКАЗАТЕЛЬ

Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.