Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН |
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.Документ выдан по ключевому слову: Гусиноозерский дацан 7.8. Письмо Мелетия Епископа Селенгинского Князю Эсперу Ухтомскому с предложениями по изменению правил управления буддийской общиной. 22 декабря 1886 года.РГИА Ф. 821, Оп. 133, Д. 422. 1866 г. <134> Его Сиятельству Князю Эсперу Эсперовичу Ухтомскому. В 1853 году учреждены были штаты для ламаитов Восточной Сибири. Правительством признано 34 дацана с комплектом 285 лам. Школа дозволена в одном Гусиноозерском дацане для 35 ховараков, дабы этими учениками замещать штатные вакансии лам при дацанах, по усмотрению Бандидо-Хамбы-Ламы, с утверждения Начальства. При этом была допущена большая ошибка. Ламы признаны за духовенство для простых бурят, и они причислены к дацанам, как прихожане; ламам навязаны так называемы требы, коих по уставу буддийскому вовсе не положено. <134об> Буддизм есть монашеская секта на языческой почве, основанная Шигемунием – аскетом, проводившем жизнь в пустынном созерцании. К простому народу буддизм как отшельничество никак не вяжется. Буряты до сих пор держатся только языческих понятий народов шаманствующих, а ламы навязали им отвратительное многобожие с Богопротивным идолопоклонством. С учреждением штатов Правительство имело в виду ограничить и остановить размножение лам и развитие буддизма. Но мера не привела к желаемой цели. Заштатные ламы продолжали заниматься идолослужением. Постройки при дацанах расширялись и производились нередко без разрешения Правительства. Школы тайно существуют при всех дацанах, и там же происходит печатание книг на типографских досках, резанных на дереве. В на- <135> стоящую пору при дацанах находится по 20 – до 200 жилых домов, где живут заштатные ламы и по нескольку малолетков и подростков у каждого. Судя по этому, в дацанах – напр. Цугольском, Анинском постоянно живет по 1000 и более лам с учениками, с детства завербованными в ламство. А в Гусино-Гусиноозерский дацан'>озерском дацане у Хамбо-Ламы гораздо больше. Требуются самые решительные меры к пресечению зла, развиваемого ламством. Вопрос этот стоит на очереди пред высшим Правительством. Самою лучшею мерою по моему мнению было бы сокращение числа дацанов, или идти прежним путем законодательства. Ламаиты и их ламы сами сознают, что у них много дацанов, т.е. монастырей. Все ламы как неподатные (народ платит подати даже за заштатных лам) – на общинном <135об> начале, богатеют в дацанах насчет раболепствующего пред ними народа. От бурят идут приношения в Ургу и Тибет – исходище их обаяний. Выходцы из Монголии, Тибета укрываются в дацанах, проникая сюда для наживы и подстрекательства в пользу Далай-ламы, Баньченьбогдо и Хутухты. Видя это зло, быстрым потоком охватывающее население бурят и тунгусов, местная администрация опустила руки, ничего не хочет или не может предпринять, пока не последует решительных мер от Высшего Правительства. Но какой путь вернее и ближе к цели? Совершенная ли распущенность и разлив тунеядства и всяких преступлений в дацанах столь многочисленных для небольшого края, или репрессивные меры? Свобода в делах беззакония есть зло. Правительство обязано заботиться о благе /136/ народа. Следовательно ограничительные меры необходимы. Как же сократить число дацанов? Да так же, как в прошлом столетии нашлось возможным сократить число православных и католических монастырей в России. Тогда малобратственные монастыри сводились в одну обитель, даже две, три в один монастырь с причислением сюда монашествующих. Ту же меру следует упортебить по всей справедливости с ламайскими монастырями: штаты этому способствуют; ибо в каждом дацане положено по штату от 4 до 21 ламы; в 23 дацанах менее 10 в каждом. Уничтожив эти 23 дацана, 134 ламы из оных удобно разместить по остальным дацанам. Кстати там есть и дома для них, построенные самовольно. Здесь, если они хотят жить <136об> по буддийскому уставу, получать возможность заниматься аскетизмом, не касаясь бурят по улусам, и где желающие из бурят могут посещать их. Средства содержания для этих лам (всех по штату 285) могут получать от добровольных приношений бурят, от ремесел и от обработки земель, отведенных к дацанам. Число штатных лам Правительство может еще сократить. При этом следует строжайше воспретить школы при дацанах, как рассадники суеверий, и вообще ложных учений, как это видно из распространяемых ламами буддийских книг (см. напр. Буддийскую Космогонию). Идолослужения вне дацанов также воспретить. Упраздненные дацаны могут быть переданы в распоряжение миссии, для <137> устройства в готовых помещениях народных училищ, с приспособлением их сумэ и молитвенных домов – для христианских часовен и молитвенных домов. В таком случае прежние миссионерские станы, как уже имеющие прихожан, - останутся приходскими церквами, а миссия изберет нвые пункты для Евангельской проповеди и воздействия на ламаитов. Заштатные ламы, и вообще кто из присвояющих себе это звание – хочет оставаться в нем, - обязаны жить при тех же дацанах, какие будут оставлены Правительством. Им также воспрещается выход из дацанов в улусы для идолослужения. Уличенные в том ответствуют по закону, как за своеволие и пропаганду. С искренним уважением, Мелетий Епископ Селенгинский. 22 декабря 1886 года. Чита. Ключевые слова в этом документе | Бандидо Хамба (2/26) | Восточная Сибирь (1/74) | Гусиноозерский дацан (1/37) | Далай-ламы (1/1) | Мелетий (1/1) | Монголия (1/22) | Россия (1/19) | Тибет (1/19) | Урга (1/13) | Ухтомский (1/4) | Чита (1/12) | Шакьямуни (1/3) | |
Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов
Полный список книг -> |
||||
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов | |||
© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта. |
|||