Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.

Документ выдан по ключевому слову: Чита

7.8. Письмо Мелетия Епископа Селенгинского Князю Эсперу Ухтомскому с предложениями по изменению правил управления буддийской общиной. 22 декабря 1886 года.


РГИА Ф. 821, Оп. 133, Д. 422. 1866 г.

<134>

Его Сиятельству Князю Эсперу Эсперовичу Ухтомскому.

В 1853 году учреждены были штаты для ламаитов Восточной Сибири. Правительством признано 34 дацана с комплектом 285 лам. Школа дозволена в одном Гусиноозерском дацане для 35 ховараков, дабы этими учениками замещать штатные вакансии лам при дацанах, по усмотрению Бандидо-Хамбы-Ламы, с утверждения Начальства.

При этом была допущена большая ошибка. Ламы признаны за духовенство для простых бурят, и они причислены к дацанам, как прихожане; ламам навязаны так называемы требы, коих по уставу буддийскому вовсе не положено.

<134об>

Буддизм есть монашеская секта на языческой почве, основанная Шигемунием – аскетом, проводившем жизнь в пустынном созерцании. К простому народу буддизм как отшельничество никак не вяжется. Буряты до сих пор держатся только языческих понятий народов шаманствующих, а ламы навязали им отвратительное многобожие с Богопротивным идолопоклонством.

С учреждением штатов Правительство имело в виду ограничить и остановить размножение лам и развитие буддизма. Но мера не привела к желаемой цели. Заштатные ламы продолжали заниматься идолослужением. Постройки при дацанах расширялись и производились нередко без разрешения Правительства. Школы тайно существуют при всех дацанах, и там же происходит печатание книг на типографских досках, резанных на дереве. В на-

<135>

стоящую пору при дацанах находится по 20 – до 200 жилых домов, где живут заштатные ламы и по нескольку малолетков и подростков у каждого. Судя по этому, в дацанах – напр. Цугольском, Анинском постоянно живет по 1000 и более лам с учениками, с детства завербованными в ламство. А в Гусино-озерском дацане у Хамбо-Ламы гораздо больше.

Требуются самые решительные меры к пресечению зла, развиваемого ламством. Вопрос этот стоит на очереди пред высшим Правительством.

Самою лучшею мерою по моему мнению было бы сокращение числа дацанов, или идти прежним путем законодательства. Ламаиты и их ламы сами сознают, что у них много дацанов, т.е. монастырей. Все ламы как неподатные (народ платит подати даже за заштатных лам) – на общинном

<135об>

начале, богатеют в дацанах насчет раболепствующего пред ними народа. От бурят идут приношения в Ургу и Тибет – исходище их обаяний. Выходцы из Монголии, Тибета укрываются в дацанах, проникая сюда для наживы и подстрекательства в пользу Далай-ламы, Баньченьбогдо и Хутухты. Видя это зло, быстрым потоком охватывающее население бурят и тунгусов, местная администрация опустила руки, ничего не хочет или не может предпринять, пока не последует решительных мер от Высшего Правительства. Но какой путь вернее и ближе к цели? Совершенная ли распущенность и разлив тунеядства и всяких преступлений в дацанах столь многочисленных для небольшого края, или репрессивные меры? Свобода в делах беззакония есть зло. Правительство обязано заботиться о благе

/136/

народа. Следовательно ограничительные меры необходимы. Как же сократить число дацанов? Да так же, как в прошлом столетии нашлось возможным сократить число православных и католических монастырей в России. Тогда малобратственные монастыри сводились в одну обитель, даже две, три в один монастырь с причислением сюда монашествующих. Ту же меру следует упортебить по всей справедливости с ламайскими монастырями: штаты этому способствуют; ибо в каждом дацане положено по штату от 4 до 21 ламы; в 23 дацанах менее 10 в каждом. Уничтожив эти 23 дацана, 134 ламы из оных удобно разместить по остальным дацанам. Кстати там есть и дома для них, построенные самовольно. Здесь, если они хотят жить

<136об>

по буддийскому уставу, получать возможность заниматься аскетизмом, не касаясь бурят по улусам, и где желающие из бурят могут посещать их. Средства содержания для этих лам (всех по штату 285) могут получать от добровольных приношений бурят, от ремесел и от обработки земель, отведенных к дацанам. Число штатных лам Правительство может еще сократить.

При этом следует строжайше воспретить школы при дацанах, как рассадники суеверий, и вообще ложных учений, как это видно из распространяемых ламами буддийских книг (см. напр. Буддийскую Космогонию). Идолослужения вне дацанов также воспретить.

Упраздненные дацаны могут быть переданы в распоряжение миссии, для

<137>

устройства в готовых помещениях народных училищ, с приспособлением их сумэ и молитвенных домов – для христианских часовен и молитвенных домов. В таком случае прежние миссионерские станы, как уже имеющие прихожан, - останутся приходскими церквами, а миссия изберет нвые пункты для Евангельской проповеди и воздействия на ламаитов.

Заштатные ламы, и вообще кто из присвояющих себе это звание – хочет оставаться в нем, - обязаны жить при тех же дацанах, какие будут оставлены Правительством. Им также воспрещается выход из дацанов в улусы для идолослужения. Уличенные в том ответствуют по закону, как за своеволие и пропаганду.

С искренним уважением,

Мелетий Епископ Селенгинский.

22 декабря 1886 года. Чита'>Чита.


Ключевые слова в этом документе

| Бандидо Хамба (2/26) | Восточная Сибирь (1/74) | Гусиноозерский дацан (1/37) | Далай-ламы (1/1) | Мелетий (1/1) | Монголия (1/22) | Россия (1/19) | Тибет (1/19) | Урга (1/13) | Ухтомский (1/4) | Чита (1/12) | Шакьямуни (1/3) |

УКАЗАТЕЛЬ

Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.