Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.

Документ выдан по ключевому слову: Иркутск

7.9. Временная инструкция об управлении делами Ламайского духовенства в Иркутской губернии, июль 1890 г.


РГИА Ф. 821, Оп. 150, Д. 423.

/21/

На основании Высочайше утвержденного 7 Июля 1889 г. Положения Комитета Министров утверждаю 20 Июля 1890 г.

Министр Внутренних Дел, Статс-Секретарь (подписал:) Дурново.

Временная инструкция об управлении делами Ламайского духовенства в Иркутская губерния'>Иркутской губернии, составленная в изменение ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного Положения 15 Мая 1853 г.

§ 1. Находящиеся в Иркутская губерния'>Иркутской губернии Ламы и их дацаны изъемлются из подчинения Губернатору Забайкальской области и ведения Забайкальского Главного Ламы, а дела об них подчиняются надлежащим местным Ширетуям, под руководством и наблюдением Иркутск'>Иркутского Генерал-Губернатора. его место старший из Лам того дацана, к которому Ширетуй принадлежит.

§ 2. В случае смерти, или выбытия Ширетуя, до утверждения его преемника, а равно на время его болезни, заступает его место старший из Лам того дацана, к которому Ширетуй принадлежит.

§ 3. Ширетуи назначаются из среды Лам обоих дацанов Иркутская губерния'>Иркутской губернии в совокупности.

§ 4. При открытии в одном из дацанов Иркутской Гу- /21об/ бернии вакансии на должность Ширетуя, обоими дацанами представляется Генерал-Губернатору список двух старших Лам своего дацана, имеющих духовное право на назначение в должность Ширетуя, из этих четырех Генерал-Губернатором назначается достойнейший на означенную должность.

§ 5. На должность Ширетуя выдается Иркутский Генерал-Губернатор'>Иркутским Генерал-Губернатором диплом за его подписью и печатью, и в него вписывается имя назначенного, по выбытии же такового из означенной должности, диплом на оную возвращается на звание их свидетельства, по приказанию Генерал-Губернатора.

§ 6. На Ширетуев возлагается ближайшее заведывание своим дацаном и строгое наблюдение, чтоб подведомственные им Ламы и Ховараки исполняли правила настоящего Устава в точности.

§ 7. Возведение в Ламское достоинство, то есть в степень Гелунга и Гецула делается по представлению Ширетуя подлежащего дацана с утверждения Иркутск'>Иркутского Генерал-Губернатора. Распределение же и перемещение Лам по дацанам, согласно сделанному в штате расписанию, зависит от непосредственного усмотрения Иркутск'>Иркутского Генерал-Губернатора.

Примечание. Так как возведение в ламское достоинство совершается собранием Лам, то в случае недостатка наличных Лам в одном дацане Иркутская губерния'>Иркутской губернии, таковые в необходимом числе приглашаются, с письменного разрешения Генерал-Губернатора, из другого Иркутск'>Иркутского дацана.

§ 8. Гелунги и Гыцулы избираются из числа состоящих /22/ при дацане Бандиев и подчиняются непосредственно, по каждому дацану, своему Ширетую.

§ 9. На обязанности их лежат отправление богослужения по обрядам их веры в самом дацане и исполнение духовных треб вне дацана, в черте прихода, и не иначе, как по требованию прихожан, с соблюдением правил, ниже изложенных.

§ 10. Бандием назначается, сообразно штатам, непосредственным распоряжением Ширетуя, Ховарак того же дацана.

§ 11. Они подчиняются непосредственно каждый Ширетую своего дацана, где составляют всю прислугу, потребную для внутреннего в дацане богослужения.

§ 12. По назначении наличного Ховарака на штатную должность Бандия своего дацана, или по выбытии Ховарака по другой причине, Ширетуй озабочивается избранием нового Ховарака и обучением его в своем дацане Монголо-Тибетской грамоте, полезным ремеслам и наукам, а преимущественно догматам ламайской веры, чтобы подготовить его к назначению впоследствии в Бандии при открывшейся вакансии в своем дацане.

Примечание. Перевод Ховарака, а равно прочих духовных лиц из одного дацана в другой делается, в случае надобности, по распоряжению Иркутск'>Иркутского Генерал-Губернатора.

§ 13. В каждом дацане ведутся точные послужные списки: Ширетую, каждому из Лам, Бандию и Ховараку, по формам, утвержденным Иркутский Генерал-Губернатор'>Иркутским Генерал-Губернатором. В этих списках отмечаются неупустительно все перемены, происходившие с этими лицами и все штрафы и наказания, коим они подвергались.

§ 14. Копии этих списков ШиретуйАларского дацана в /22об/ Балаганском округе и Кыренского – в Иркутском округе представляют, каждый особо, к 1-му Февраля Иркутский Генерал-Губернатор'>Иркутскому Генерал-Губернатору, удостоверяя, под личной и строгой ответственностью, полноту и точность означенных списков и представляемых с них копий.

Примечание. Копии послужных списков сшиваются в Канцелярии Иркутск'>Иркутского Генерал-Губернатора в особую шнуровую книгу по обоим дацанам вместе, которая и служит для справок и отметок перемен, штрафов и наказаний, наложенных на означенных лиц в продолжении года до времени представления новых списков.

§ 15. Кто имеет более двух сыновей, тому дозволяется одного из них отпустить в духовное звание, но для этого он обязан испросить предварительно согласие своего общества. Только при имении подобного увольнительного от общества свидетельства Ширетуй имеет право принять просящегося в Ховараки, но не иначе, как ежели будет существовать в то время при управляемом им дацане вакансия на эту должность.

§ 16. Определяющийся в Ховараки должен быть не моложе 18-те лет от роду и для вступления его в духовное звание должно быть собственное его желание, которое следует объявить ему своему обществу. В противном случае, сие последнее не имеет права выдавать ему увольнительного свидетельства.

§ 17. Всякое самовольное возведение в которое-либо из вышеприведенных духовных званий, сверх комплекта, положенного штатом, а равно вне порядка, определенного сей Инструкцией, строго воспрещается.

§ 18. Последствия такового неправильного возведения суть: а) /23/ для возведенного – обращение в предшествовавшее его звание и б) для возводившего – лишение духовного его сана и обращение в светское состояние.

§ 19. Построение новых кумирен производится не иначе, как по удостоверению Иркутск'>Иркутского Генерал-Губернатора, что таковая постройка действительно необходима и, каждый раз, с разрешения Министра Внутренних Дел.

§ 20. Копии с планов на существующие ныне Аларский и Кыренский дацаны, показанные в штатах, приложенных к Положению 1853 г., утвержденных Министром Внутренних Дел и хранимых при самых дацанах, должны находиться и в Канцелярии Иркутск'>Иркутского Генерал-Губернатора. Исправление же их производится с разрешения Иркутск'>Иркутского Генерал-Губернатора, по представлению подлежащего Ширетуя, удостоверенному местным окружным исправником.

§ 22. Постройка новых, отдельных от утвержденных кумирен, молитвенных зданий воспрещается.

§ 23. Произвольно построенные дацаны и всякие молитвенные здания, а равно пристройки к ним, немедленно уничтожаются и виновные в том лишаются духовного своего звания и обращаются в светское сословие.

§ 24. Приход Аларского дацана составляют ламаиты /23об/ трех инородных управ: Ныгдинской, Куйтинской и Аларской – Балаганскогокоруга, приход Кыренского дацана – ламаитыТункинского ведомства Иркутск'>Иркутского округа, а в последствии тех инородных управ, на которые это ведомство разделено будет. Всякое изменение в границах прихода утверждается Иркутский Генерал-Губернатор'>Иркутским Генерал-Губернатором.

§ 25. Никто из мирян, в том числе и Ламы, выселенные из дацанов, не имеют право носить одежду, присвоенную ламайскому духовенству, под опасением в противном случае ответственности по законам.

§ 26. Все штатное духовенство избавляется от всех повинностей, а Ширетуи и Ламы – от телесного наказания.

§ 27. Ламайские духовные лица, по догматам их веры, не могут иметь отдельной собственности и обязаны вести жизнь безбрачную.

§ 28. Для исполнения в необходимых случаях духовных треб между мирянами Ламы могут отлучаться из дацана, но не далее черты своего прихода, с дозволения своего Ширетуя и не иначе, как по требованию самих прихожан, по исполнении же у них необходимых духовных треб, обязаны немедленно возвратиться в дацан, не проживая в улусах без надобности.

§ 29. За нарушение предыдущих двух параграфов виновные обращаются в светское звание.

§ 30. Строго воспрещается Ширетуям, Ламам, Бандиям и Ховаракам впускать в свои дома женщин, за нарушение сего виновные низводятся в низшую степень, а Ховарак обращается в светское состояние.

§ 31. Духовное лицо, виновное в блуде, или вообще /24/ замеченное в благонравственном поведении, лишается своего звания и обращается в светское состояние.

§ 32. Кто однажды исключен был из духовного звания, того впредь в таковое же не принимать, виновный же в подобном принятии лишается своего звания и обращается в светское, куда возвращается также и принятый.

§ 33. Лишение духовного звания, за нарушение постановлений в сей Инструкции изложенных, и обращение в светское звание зависит от Иркутск'>Иркутского Генерал-Губернатора, но не иначе как по предварительному формальному исследованию.

§ 34. На основании § 27 никто из духовных лиц не имеет никакой собственности, содержатся же они, равно как и самые дацаны, добровольными приношениями мирян в дацане и добровольною же, а отнюдь не вынужденною платою за исполнение духовных треб вне дацана.

§ 35. Поэтому все имущество, какое находится у лиц, кои поступят в комплект штата, должно немедленно быть обращено: недвижимое в пользу Родовых Управлений, среди которых то имущество находится, движимое ж в собственность дацанов, к которым означенные лица первоначально принадлежать будут.

§ 36. Для хозяйства же дацанов примежевать из прилегающих к ним земель количество, сообразное с числом лиц, находящихся в них по штату и, полагая на Ширетуя 200, на Ламу 60, на Бандия 30 и на Ховарака 15 десятин.

§ 37. Кто при первоначальном введении сей Инструкции не согласен будет лишиться собственности, тот должен выбыть и из духовного сословия и обратиться в светское.

§ 38. Для заведывания как движимым, так и недви- /24об/ жимым имуществом дацанов, определяется к каждому из них по одному старосте, избираемому на три года мирским приговором прихожан из среды их и утвержденному Иркутский Генерал-Губернатор'>Иркутским Генерал-Губернатором.

§ 39. Староста обязан ежегодной отчетностью обо всем имуществе дацана пред Инородной Управой, в непосредственном ведении которой он состоит, кроме того имущества дацанов ежемесячно свидетельствуются Ширетуями, которые отдают о них ежегодно отчет в Январе месяце Иркутский Генерал-Губернатор'>Иркутскому Генерал-Губернатору.

§ 40. Староста должен жить при дацане и отлучается из него, по соглашению с Ширетуем, по письменным видам местной Инородной Управы.

§ 41. Хозяйство, при каждом дацане находящееся, принадлежит всей общине того дацана нераздельно, а состоит только под главным заведыванием Ширетуя.

§ 42. Денежные доходы дацана могут быть: а) от добровольных приношений мирян, б) от продажи бурханов, образов, молитв, поясов и других предметов ламайского вероучения, по таксе, которую надлежит ежегодно составлять каждому Ширетую и представлять на утверждение Иркутск'>Иркутского Генерал-Губернатора одновременно с отчетом к Февралю месяцу и в) от продажи хозяйственных произведений.

§ 43. Денежные доходы каждого дацана делятся на 10 частей из коих 3/10 поступают в пользу Ширетуя; из этой суммы, по ближайшему распоряжению его, содержится и обучается Ховарак; 4/10 разделяются между Ламами и Бандием, а остальные 3/10 – на поддержание самих дацанов и канцелярские при них расходы. /25/

§ 44. За исключением продажи хозяйственных произведений и предметов, помянутых в § 42 сей Инструкции, всякий другой торг ламайскому духовенству строго воспрещается. Нарушители сего обращаются в светское состояние и на основании ст. 1169 Улож. о нак. уг. и испр., изд. 1885 г., подвергаются денежному взысканию.

§ 45. Виновные в сношениях с заграничным духовенством подвергаются выселению на жительство в отдаленнейшие места Сибири, по распоряжению Иркутск'>Иркутского Генерал-Губернатора.

§ 46. Бурханы, разные письменные изображения, молитвы, духовные книги, поясы и прочее выписываются из-за границы собственными лишь средствами дацанов, через Иркутскую Таможню, по особым, каждый раз, представлениям о том Ширетуя Иркутский Генерал-Губернатор'>Иркутскому Генерал-Губернатору и по ближайшему усмотрению сего последнего.

§ 47. Для точного и безотговорочного, по принадлежности, исполнения правил настоящей Инструкции, должно иметь при каждом дацане по одному экземпляру онй, скрепленной подписью и печатью Иркутск'>Иркутского Генерал-Губернатора, с переводом на Монгольско-Бурятский язык. Кроме того, экземпляры сей Инструкции на русском и Монгольско-Бурятском языках должны находиться в подлежащих окружных полицейских Управлениях и у отдельных Заседателей, в районе ведомства коих находятся эти дацаны.

§ 48. Наблюдение со стороны светской власти за точным исполнение сей Инструкции принадлежит местным Гражданским Начальствам, под главным руководством Иркутск'>Иркутского Генерал-Губернатора. Высшее же управление делами /25об/ Ламайского духовенства в Иркутская губерния'>Иркутской губернии принадлежит Министру Внутренних Дел, по Департаменту Духовных Дел Иностранных Исповеданий.

В случае возникновения на практике вопросов и недоразумений относительно порядка изменения тех или других из имеющихся о Ламайском духовенстве постановлений Министру Внутренних Дел предоставлено давать, по предварительному соглашению с Иркутский Генерал-Губернатор'>Иркутским Генерал-Губернатором, необходимые разъяснения и указания.

Примечание. Состав Ламайского духовенства Иркутская губерния'>Иркутской губернии следующий: 1) Аларский дацан: 1 Ширетуй, 15 Лам-Гелунга и Лам-Гецула и 2 Ховарака (или 1 Ховарак и 1 Бандий), итого 18 лиц, 2) Кыренский дацан: 1 Ширетуй, 4 Ламы-Гелунга и Ламы-Гецула, 2 Ховарака (или 1 Ховарак и 1 Бандий), итого 7 лиц.

За Директора Департамента Духовных Дел Иностранных Исповеданий, Вице-Директор (подписал) Бестужев-Рюмин.

Начальник Отделения (скрепил) Коренев.


Ключевые слова в этом документе

| Иркутск (15/42) | Иркутский Генерал-Губернатор (8/4) | Иркутская губерния (6/9) | Аларский дацан (3/10) | Кыренский дацан (2/7) | Бестужев-Рюмин (1/1) | Дурново (1/2) | Забайкальская область (1/38) | Коренев (1/1) | Сибирь (1/22) |

УКАЗАТЕЛЬ

Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.