Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН |
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.Документ выдан по ключевому слову: Сибирь 7.9. Временная инструкция об управлении делами Ламайского духовенства в Иркутской губернии, июль 1890 г.РГИА Ф. 821, Оп. 150, Д. 423. /21/ На основании Высочайше утвержденного 7 Июля 1889 г. Положения Комитета Министров утверждаю 20 Июля 1890 г. Министр Внутренних Дел, Статс-Секретарь (подписал:) Дурново. Временная инструкция об управлении делами Ламайского духовенства в Иркутской губернии, составленная в изменение ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного Положения 15 Мая 1853 г. § 1. Находящиеся в Иркутской губернии Ламы и их дацаны изъемлются из подчинения Губернатору Забайкальской области и ведения Забайкальского Главного Ламы, а дела об них подчиняются надлежащим местным Ширетуям, под руководством и наблюдением Иркутского Генерал-Губернатора. его место старший из Лам того дацана, к которому Ширетуй принадлежит. § 2. В случае смерти, или выбытия Ширетуя, до утверждения его преемника, а равно на время его болезни, заступает его место старший из Лам того дацана, к которому Ширетуй принадлежит. § 3. Ширетуи назначаются из среды Лам обоих дацанов Иркутской губернии в совокупности. § 4. При открытии в одном из дацанов Иркутской Гу- /21об/ бернии вакансии на должность Ширетуя, обоими дацанами представляется Генерал-Губернатору список двух старших Лам своего дацана, имеющих духовное право на назначение в должность Ширетуя, из этих четырех Генерал-Губернатором назначается достойнейший на означенную должность. § 5. На должность Ширетуя выдается Иркутским Генерал-Губернатором диплом за его подписью и печатью, и в него вписывается имя назначенного, по выбытии же такового из означенной должности, диплом на оную возвращается на звание их свидетельства, по приказанию Генерал-Губернатора. § 6. На Ширетуев возлагается ближайшее заведывание своим дацаном и строгое наблюдение, чтоб подведомственные им Ламы и Ховараки исполняли правила настоящего Устава в точности. § 7. Возведение в Ламское достоинство, то есть в степень Гелунга и Гецула делается по представлению Ширетуя подлежащего дацана с утверждения Иркутского Генерал-Губернатора. Распределение же и перемещение Лам по дацанам, согласно сделанному в штате расписанию, зависит от непосредственного усмотрения Иркутского Генерал-Губернатора. Примечание. Так как возведение в ламское достоинство совершается собранием Лам, то в случае недостатка наличных Лам в одном дацане Иркутской губернии, таковые в необходимом числе приглашаются, с письменного разрешения Генерал-Губернатора, из другого Иркутского дацана. § 8. Гелунги и Гыцулы избираются из числа состоящих /22/ при дацане Бандиев и подчиняются непосредственно, по каждому дацану, своему Ширетую. § 9. На обязанности их лежат отправление богослужения по обрядам их веры в самом дацане и исполнение духовных треб вне дацана, в черте прихода, и не иначе, как по требованию прихожан, с соблюдением правил, ниже изложенных. § 10. Бандием назначается, сообразно штатам, непосредственным распоряжением Ширетуя, Ховарак того же дацана. § 11. Они подчиняются непосредственно каждый Ширетую своего дацана, где составляют всю прислугу, потребную для внутреннего в дацане богослужения. § 12. По назначении наличного Ховарака на штатную должность Бандия своего дацана, или по выбытии Ховарака по другой причине, Ширетуй озабочивается избранием нового Ховарака и обучением его в своем дацане Монголо-Тибетской грамоте, полезным ремеслам и наукам, а преимущественно догматам ламайской веры, чтобы подготовить его к назначению впоследствии в Бандии при открывшейся вакансии в своем дацане. Примечание. Перевод Ховарака, а равно прочих духовных лиц из одного дацана в другой делается, в случае надобности, по распоряжению Иркутского Генерал-Губернатора. § 13. В каждом дацане ведутся точные послужные списки: Ширетую, каждому из Лам, Бандию и Ховараку, по формам, утвержденным Иркутским Генерал-Губернатором. В этих списках отмечаются неупустительно все перемены, происходившие с этими лицами и все штрафы и наказания, коим они подвергались. § 14. Копии этих списков ШиретуйАларского дацана в /22об/ Балаганском округе и Кыренского – в Иркутском округе представляют, каждый особо, к 1-му Февраля Иркутскому Генерал-Губернатору, удостоверяя, под личной и строгой ответственностью, полноту и точность означенных списков и представляемых с них копий. Примечание. Копии послужных списков сшиваются в Канцелярии Иркутского Генерал-Губернатора в особую шнуровую книгу по обоим дацанам вместе, которая и служит для справок и отметок перемен, штрафов и наказаний, наложенных на означенных лиц в продолжении года до времени представления новых списков. § 15. Кто имеет более двух сыновей, тому дозволяется одного из них отпустить в духовное звание, но для этого он обязан испросить предварительно согласие своего общества. Только при имении подобного увольнительного от общества свидетельства Ширетуй имеет право принять просящегося в Ховараки, но не иначе, как ежели будет существовать в то время при управляемом им дацане вакансия на эту должность. § 16. Определяющийся в Ховараки должен быть не моложе 18-те лет от роду и для вступления его в духовное звание должно быть собственное его желание, которое следует объявить ему своему обществу. В противном случае, сие последнее не имеет права выдавать ему увольнительного свидетельства. § 17. Всякое самовольное возведение в которое-либо из вышеприведенных духовных званий, сверх комплекта, положенного штатом, а равно вне порядка, определенного сей Инструкцией, строго воспрещается. § 18. Последствия такового неправильного возведения суть: а) /23/ для возведенного – обращение в предшествовавшее его звание и б) для возводившего – лишение духовного его сана и обращение в светское состояние. § 19. Построение новых кумирен производится не иначе, как по удостоверению Иркутского Генерал-Губернатора, что таковая постройка действительно необходима и, каждый раз, с разрешения Министра Внутренних Дел. § 20. Копии с планов на существующие ныне Аларский и Кыренский дацаны, показанные в штатах, приложенных к Положению 1853 г., утвержденных Министром Внутренних Дел и хранимых при самых дацанах, должны находиться и в Канцелярии Иркутского Генерал-Губернатора. Исправление же их производится с разрешения Иркутского Генерал-Губернатора, по представлению подлежащего Ширетуя, удостоверенному местным окружным исправником. § 22. Постройка новых, отдельных от утвержденных кумирен, молитвенных зданий воспрещается. § 23. Произвольно построенные дацаны и всякие молитвенные здания, а равно пристройки к ним, немедленно уничтожаются и виновные в том лишаются духовного своего звания и обращаются в светское сословие. § 24. Приход Аларского дацана составляют ламаиты /23об/ трех инородных управ: Ныгдинской, Куйтинской и Аларской – Балаганскогокоруга, приход Кыренского дацана – ламаитыТункинского ведомства Иркутского округа, а в последствии тех инородных управ, на которые это ведомство разделено будет. Всякое изменение в границах прихода утверждается Иркутским Генерал-Губернатором. § 25. Никто из мирян, в том числе и Ламы, выселенные из дацанов, не имеют право носить одежду, присвоенную ламайскому духовенству, под опасением в противном случае ответственности по законам. § 26. Все штатное духовенство избавляется от всех повинностей, а Ширетуи и Ламы – от телесного наказания. § 27. Ламайские духовные лица, по догматам их веры, не могут иметь отдельной собственности и обязаны вести жизнь безбрачную. § 28. Для исполнения в необходимых случаях духовных треб между мирянами Ламы могут отлучаться из дацана, но не далее черты своего прихода, с дозволения своего Ширетуя и не иначе, как по требованию самих прихожан, по исполнении же у них необходимых духовных треб, обязаны немедленно возвратиться в дацан, не проживая в улусах без надобности. § 29. За нарушение предыдущих двух параграфов виновные обращаются в светское звание. § 30. Строго воспрещается Ширетуям, Ламам, Бандиям и Ховаракам впускать в свои дома женщин, за нарушение сего виновные низводятся в низшую степень, а Ховарак обращается в светское состояние. § 31. Духовное лицо, виновное в блуде, или вообще /24/ замеченное в благонравственном поведении, лишается своего звания и обращается в светское состояние. § 32. Кто однажды исключен был из духовного звания, того впредь в таковое же не принимать, виновный же в подобном принятии лишается своего звания и обращается в светское, куда возвращается также и принятый. § 33. Лишение духовного звания, за нарушение постановлений в сей Инструкции изложенных, и обращение в светское звание зависит от Иркутского Генерал-Губернатора, но не иначе как по предварительному формальному исследованию. § 34. На основании § 27 никто из духовных лиц не имеет никакой собственности, содержатся же они, равно как и самые дацаны, добровольными приношениями мирян в дацане и добровольною же, а отнюдь не вынужденною платою за исполнение духовных треб вне дацана. § 35. Поэтому все имущество, какое находится у лиц, кои поступят в комплект штата, должно немедленно быть обращено: недвижимое в пользу Родовых Управлений, среди которых то имущество находится, движимое ж в собственность дацанов, к которым означенные лица первоначально принадлежать будут. § 36. Для хозяйства же дацанов примежевать из прилегающих к ним земель количество, сообразное с числом лиц, находящихся в них по штату и, полагая на Ширетуя 200, на Ламу 60, на Бандия 30 и на Ховарака 15 десятин. § 37. Кто при первоначальном введении сей Инструкции не согласен будет лишиться собственности, тот должен выбыть и из духовного сословия и обратиться в светское. § 38. Для заведывания как движимым, так и недви- /24об/ жимым имуществом дацанов, определяется к каждому из них по одному старосте, избираемому на три года мирским приговором прихожан из среды их и утвержденному Иркутским Генерал-Губернатором. § 39. Староста обязан ежегодной отчетностью обо всем имуществе дацана пред Инородной Управой, в непосредственном ведении которой он состоит, кроме того имущества дацанов ежемесячно свидетельствуются Ширетуями, которые отдают о них ежегодно отчет в Январе месяце Иркутскому Генерал-Губернатору. § 40. Староста должен жить при дацане и отлучается из него, по соглашению с Ширетуем, по письменным видам местной Инородной Управы. § 41. Хозяйство, при каждом дацане находящееся, принадлежит всей общине того дацана нераздельно, а состоит только под главным заведыванием Ширетуя. § 42. Денежные доходы дацана могут быть: а) от добровольных приношений мирян, б) от продажи бурханов, образов, молитв, поясов и других предметов ламайского вероучения, по таксе, которую надлежит ежегодно составлять каждому Ширетую и представлять на утверждение Иркутского Генерал-Губернатора одновременно с отчетом к Февралю месяцу и в) от продажи хозяйственных произведений. § 43. Денежные доходы каждого дацана делятся на 10 частей из коих 3/10 поступают в пользу Ширетуя; из этой суммы, по ближайшему распоряжению его, содержится и обучается Ховарак; 4/10 разделяются между Ламами и Бандием, а остальные 3/10 – на поддержание самих дацанов и канцелярские при них расходы. /25/ § 44. За исключением продажи хозяйственных произведений и предметов, помянутых в § 42 сей Инструкции, всякий другой торг ламайскому духовенству строго воспрещается. Нарушители сего обращаются в светское состояние и на основании ст. 1169 Улож. о нак. уг. и испр., изд. 1885 г., подвергаются денежному взысканию. § 45. Виновные в сношениях с заграничным духовенством подвергаются выселению на жительство в отдаленнейшие места Сибирь'>Сибири, по распоряжению Иркутского Генерал-Губернатора. § 46. Бурханы, разные письменные изображения, молитвы, духовные книги, поясы и прочее выписываются из-за границы собственными лишь средствами дацанов, через Иркутскую Таможню, по особым, каждый раз, представлениям о том Ширетуя Иркутскому Генерал-Губернатору и по ближайшему усмотрению сего последнего. § 47. Для точного и безотговорочного, по принадлежности, исполнения правил настоящей Инструкции, должно иметь при каждом дацане по одному экземпляру онй, скрепленной подписью и печатью Иркутского Генерал-Губернатора, с переводом на Монгольско-Бурятский язык. Кроме того, экземпляры сей Инструкции на русском и Монгольско-Бурятском языках должны находиться в подлежащих окружных полицейских Управлениях и у отдельных Заседателей, в районе ведомства коих находятся эти дацаны. § 48. Наблюдение со стороны светской власти за точным исполнение сей Инструкции принадлежит местным Гражданским Начальствам, под главным руководством Иркутского Генерал-Губернатора. Высшее же управление делами /25об/ Ламайского духовенства в Иркутской губернии принадлежит Министру Внутренних Дел, по Департаменту Духовных Дел Иностранных Исповеданий. В случае возникновения на практике вопросов и недоразумений относительно порядка изменения тех или других из имеющихся о Ламайском духовенстве постановлений Министру Внутренних Дел предоставлено давать, по предварительному соглашению с Иркутским Генерал-Губернатором, необходимые разъяснения и указания. Примечание. Состав Ламайского духовенства Иркутской губернии следующий: 1) Аларский дацан: 1 Ширетуй, 15 Лам-Гелунга и Лам-Гецула и 2 Ховарака (или 1 Ховарак и 1 Бандий), итого 18 лиц, 2) Кыренский дацан: 1 Ширетуй, 4 Ламы-Гелунга и Ламы-Гецула, 2 Ховарака (или 1 Ховарак и 1 Бандий), итого 7 лиц. За Директора Департамента Духовных Дел Иностранных Исповеданий, Вице-Директор (подписал) Бестужев-Рюмин. Начальник Отделения (скрепил) Коренев. Ключевые слова в этом документе | Иркутск (15/42) | Иркутский Генерал-Губернатор (8/4) | Иркутская губерния (6/9) | Аларский дацан (3/10) | Кыренский дацан (2/7) | Бестужев-Рюмин (1/1) | Дурново (1/2) | Забайкальская область (1/38) | Коренев (1/1) | Сибирь (1/22) | |
Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов
Полный список книг -> |
||||
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов | |||
© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта. |
|||