Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.

Документ выдан по ключевому слову: Сибирь

8.2 Дело об освобождении буддийских монахов от воинской повинности.


Лл. 172-174.

Об освобождении хувараков и бандиев от отбывания личной воинской повинности.

Протокол

1914 г. февраля 15-го дня. Мы, лица ламайского духовенства Гусино-озерского дацана, под председательством Бандида Ханбо-ламайского духовенства В. Сибири, Итэгэлова, обсуждали вопрос об освобождении хувараков и бандиев от отбывания воинской повинности и по всестороннем обсуждении постановили:

1) По учению Будды, изложенному в Свящ. Писании, хувараком называется вообще буддийское духовенство, к-рое делится на три главные степени, а именно: а) гэлуны, к-рые исполняют 253 обета; б) гэцул – 13-ть (36) обетов; и в) барма-рабчжуны, исполняющие 8 обетов, именно: 1) не убивать, 2) не красть, 3) соблюдать целомудрие, 4) не лгать; 5) не употреблять спиртные напитки, 6) носить особый, соответствующий званию костюм, 7) не одевать одежду мирянина и 8) почитать учителя.

2) Принятие обетов Барма-рабчжуна обозначает навсегдашнее отречение от всего мирского и обязательство вести монашескую жизнь; следовательно указанные в ныне действующем Положении о лам. духов. изд. 1853 г. хувараки и бандии, (иначе барма-рабчжуны) безусловно являются лицами духовного звания.

3) Правда, хувараки и банди, являясь {носителями} низших духовных степеней, не могут самостоятельно исполнять религиозные требы; но они по догме буддийского вероучения, обязательно должны участвовать в богослужениях, под главным руководством старших лам, в качестве читающих, или поющих п-мы, а также в качестве исполнителей разных церковно-служительских обязанностей перед хуралом и во время его совершения, таковы: а) изготовление и постановка в должном порядке балинов (жертвоприношений), лампад и других, необходимых при богослужении предметов; б) игра на духовых музыкальных инструментах, в) приготовление и раздача чая, зерен, аршана и курительницы свещей; помимо сего на хувараков возлагается заведывание монастырской библиотекой и типографией, печатание книг и бурханов и вообще различные обязанности в качестве послушников при старейших ламах, как при совершении ими богослужений, так и в обыденной домашней жизни. Т. обр. ни одно богослужение не м-т обойтись без участия ховараков, на к-рых обязательно лежит исполнение известной части богослужения.

4) Барма-рабчжуны, постоянно участвуя в хуралах, практически усвоивают (неразборчиво) все те многосложные правила служения, которые отличают каждый хурал, ибо для каждого отдельного хурала существуют особые напевы на музыкальных инструментах (Ухэр-бурэ, Бишхур, Цанг, Цэльнин, Дун-бурэ, Дударепа, Хэнгэргэ и все это требует особой подготовки и умения.

5) Пополнение высших степеней ламайского духовенства совершается из числа уже основательно знакомых с догмой буддизма хувараков.

6) Согласно ст. ст. 1, 2, 24, 27, 28, 43 и 49 Высочайше утвержденного Положения о лам. дух., хувараки и банди признаны лицами духовного звания и до настоящего времени эти лица, на основании 38 ст. того же Положения, освобождаются от всех податей и повинностей, в том числе и от воинской повинности (на основ. п. 53 ст. 45) т. II Св. Зак. учреж. гражд. упр. каз., изд. 1903 г.; ст. 1208 кн. Х Св. В. Пост. 1869 г. изд 1907 г. и §§ 27, 28 Пол. о лам. дух. исключаются из войскового сословия)

7) Во время больших продолжительных хуралов «Цокчин» совершаемых в главном храме совпадает и совершение других многих хуралов, отправляемых в малых сумэ находящихся при дацанах. Как при совершении этих хуралов, так и при исполнении штатными ламами религиозных потребностей среди населения, как то при рождении, смерти, болезни и т.п., участие хувараков необходимо. В виду естественного увеличения населения, религиозные потребности последнего сильно возрастают, почему весьма желательно и необходимо увеличить штат ламайского духовенства, согласно ходатайству бывшего Бандидо Ханбо Иролтуева, поданного Ирк. Ген-Губ-ру от 2-го октября 1909 года.

8) В виду вышеизложенного ховараки и банди (барма-рабчжуны) безусловно являются лицами дух. звания, исполняющими духовные требы, путем обязательного участия в совершении богослужений. Поэтому они д-ны быть освобождены от отбывания воинской повинности, ибо по учению буддизма, первый обет всего ламайского духовенства, как штатного, так и нештатного прежде всего, - не лишать жизни одушевленные существа и духовному лицу, ради своего спасения, лучше лишиться жизни самому, чем лишить жизни другое существо.


Ключевые слова в этом документе

| Будда (1/12) | Гусиноозерский дацан (1/37) | Иролтуев (1/9) | Итэгэлов (1/1) | Сибирь (1/22) |

УКАЗАТЕЛЬ

Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.