Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН |
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.Документ выдан по ключевому слову: Сибирь 8.2 Дело об освобождении буддийских монахов от воинской повинности.Лл. 172-174. Об освобождении хувараков и бандиев от отбывания личной воинской повинности. Протокол 1914 г. февраля 15-го дня. Мы, лица ламайского духовенства Гусино-озерского дацана, под председательством Бандида Ханбо-ламайского духовенства В. Сибири, Итэгэлова, обсуждали вопрос об освобождении хувараков и бандиев от отбывания воинской повинности и по всестороннем обсуждении постановили: 1) По учению Будды, изложенному в Свящ. Писании, хувараком называется вообще буддийское духовенство, к-рое делится на три главные степени, а именно: а) гэлуны, к-рые исполняют 253 обета; б) гэцул – 13-ть (36) обетов; и в) барма-рабчжуны, исполняющие 8 обетов, именно: 1) не убивать, 2) не красть, 3) соблюдать целомудрие, 4) не лгать; 5) не употреблять спиртные напитки, 6) носить особый, соответствующий званию костюм, 7) не одевать одежду мирянина и 8) почитать учителя. 2) Принятие обетов Барма-рабчжуна обозначает навсегдашнее отречение от всего мирского и обязательство вести монашескую жизнь; следовательно указанные в ныне действующем Положении о лам. духов. изд. 1853 г. хувараки и бандии, (иначе барма-рабчжуны) безусловно являются лицами духовного звания. 3) Правда, хувараки и банди, являясь {носителями} низших духовных степеней, не могут самостоятельно исполнять религиозные требы; но они по догме буддийского вероучения, обязательно должны участвовать в богослужениях, под главным руководством старших лам, в качестве читающих, или поющих п-мы, а также в качестве исполнителей разных церковно-служительских обязанностей перед хуралом и во время его совершения, таковы: а) изготовление и постановка в должном порядке балинов (жертвоприношений), лампад и других, необходимых при богослужении предметов; б) игра на духовых музыкальных инструментах, в) приготовление и раздача чая, зерен, аршана и курительницы свещей; помимо сего на хувараков возлагается заведывание монастырской библиотекой и типографией, печатание книг и бурханов и вообще различные обязанности в качестве послушников при старейших ламах, как при совершении ими богослужений, так и в обыденной домашней жизни. Т. обр. ни одно богослужение не м-т обойтись без участия ховараков, на к-рых обязательно лежит исполнение известной части богослужения. 4) Барма-рабчжуны, постоянно участвуя в хуралах, практически усвоивают (неразборчиво) все те многосложные правила служения, которые отличают каждый хурал, ибо для каждого отдельного хурала существуют особые напевы на музыкальных инструментах (Ухэр-бурэ, Бишхур, Цанг, Цэльнин, Дун-бурэ, Дударепа, Хэнгэргэ и все это требует особой подготовки и умения. 5) Пополнение высших степеней ламайского духовенства совершается из числа уже основательно знакомых с догмой буддизма хувараков. 6) Согласно ст. ст. 1, 2, 24, 27, 28, 43 и 49 Высочайше утвержденного Положения о лам. дух., хувараки и банди признаны лицами духовного звания и до настоящего времени эти лица, на основании 38 ст. того же Положения, освобождаются от всех податей и повинностей, в том числе и от воинской повинности (на основ. п. 53 ст. 45) т. II Св. Зак. учреж. гражд. упр. каз., изд. 1903 г.; ст. 1208 кн. Х Св. В. Пост. 1869 г. изд 1907 г. и §§ 27, 28 Пол. о лам. дух. исключаются из войскового сословия) 7) Во время больших продолжительных хуралов «Цокчин» совершаемых в главном храме совпадает и совершение других многих хуралов, отправляемых в малых сумэ находящихся при дацанах. Как при совершении этих хуралов, так и при исполнении штатными ламами религиозных потребностей среди населения, как то при рождении, смерти, болезни и т.п., участие хувараков необходимо. В виду естественного увеличения населения, религиозные потребности последнего сильно возрастают, почему весьма желательно и необходимо увеличить штат ламайского духовенства, согласно ходатайству бывшего Бандидо Ханбо Иролтуева, поданного Ирк. Ген-Губ-ру от 2-го октября 1909 года. 8) В виду вышеизложенного ховараки и банди (барма-рабчжуны) безусловно являются лицами дух. звания, исполняющими духовные требы, путем обязательного участия в совершении богослужений. Поэтому они д-ны быть освобождены от отбывания воинской повинности, ибо по учению буддизма, первый обет всего ламайского духовенства, как штатного, так и нештатного прежде всего, - не лишать жизни одушевленные существа и духовному лицу, ради своего спасения, лучше лишиться жизни самому, чем лишить жизни другое существо. Ключевые слова в этом документе | Будда (1/12) | Гусиноозерский дацан (1/37) | Иролтуев (1/9) | Итэгэлов (1/1) | Сибирь (1/22) | |
Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов
Полный список книг -> |
||||
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов | |||
© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта. |
|||