Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН |
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.Документ выдан по ключевому слову: Забайкалье 8.3 Переписка Селенгинского уездного начальника и Бандидо-Хамбо-Ламы и последнего с Военным Губернатором Забайкальской области о якобы незаконном проживании монахов в монастырях сверх штата.Лл. 167-169. 1) Отношение Селенг. уезд. начальника к Бандида Ханбо-ламе от 5-го апреля 1914 г. за № 794. При расследовании дела о беспорядках, произведенных инородцами Закаменской волости в феврале и марте с.г. на почве непризнания закона 1901-го года о переустройстве инородных управ, обнаружено между прочим, что 1) в дацанах Булакском и других той же волости проживает до 200 хувараков при названных дацанах; 2) проживает множество неизвестных лиц; 3) ширетуй названного дацана будто бы дал обет молчания и никуда не выходит из своего помещения. Доводя о сем до сведения Вашего я просил бы уведомить меня, кто имеет право жить при дацанах; а также сколько д-но быть хувараков при названных дацанах; а также принять меры к прекращению подобных явлений. 2) Ханбо-лама – Селенгинскому уездному начальнику 22 апреля 1914 г. за № 300. Вследствие отношения от 5-го сего апреля за № 794, и ч. уведомить, что в Закаменской волости находятся два дацана: Булакский и Бургалтаевский, в к-рых, как вообще в других дацанах области, в неограниченном количестве проживают прихожане, принявшие обеты монашества; а что касается неизвестных лиц, обнаруженных в этих дацанах, то эти лица д-ны быть известны как ширетую, так и другим ламам дацана. Ширетуй Булакского дацана Дугаров, с моего разрешения действительно занят в настоящее время исключительно духовными делами, т.е. по религиозному обряду, пением священных книг; причем должность ширетуя временно исправляет гэлун-лама названного дацана Раднаев. Если со стороны проживающих в названных дацанах монашествующих обнаружилось их участие в беспорядках, учиненных инородцами Закаменской волости на почве непризнания закона 1901 г. о переустройстве инородных управ, то следует, по моему мнению, немедленно привлечь виновных к ответственности. Одновременно с сим мною сделано ширетуям вышеназванных дацанов, соответствующее распоряжение, чтобы монахи, проживающие в этих дацанах, кроме своих прямых религиозных обязанностей никакими другими делами не занимались, тем паче противозаконными, что карается очень строго. 3) Отношение Селенгинского Уезд. Начальника Бандида Ханбо ламе от 12 мая 1914 г. В дополнение отношения Вашего от 22 апреля за № 300 и вследствие предписания г. Начальника Области, за № 4218 прошу Вас уведомить меня: 1) исполняется ли ширетуем Булакского дацана требование ст. ст. 16, 29, 51 Полож. о лам. духов. и если нет, то почему и 2) чем вызвано в том же дацане нарушение ст. 24-й Положения о хувараках и с чьего разрешения они там находятся? 4) Отношение Бандида Ханбо Ламы Селенгин. Уезд Начал. от13-го мая 1914 г. за № 349. Вследствие отношения от 12-го с. мая, за № 1225 и.ч. уведомить, что ширетуй Булакского дацана Дугаров – чел-к оч. скромный хорошего поведения, вполне благонадежный и правильно исполняет требования закона о ламайск. духовенстве, изд. 1853 года а ткже нарушения ст. ст. 16, 29 и 51 Полож. о лам. дух. за ширетуем Дугаровым замечено не было и 2) в Булакском дацане нет хувараков, о коих упомянуто в ст. 24 Положения, а проживают в этом дацане, как и в других монахи-прихожане, число к-рых неограниченно и наличность названных монахов (неразборчиво) правительству, тк кк они живут в наших дацанах согласно религиозному закону, кк это практикуется в других странах, в коих существует буддийская вера. 5) Секретное представление Б. Ханбо-ламы Военному Губернатору Забайкальской Области от 23 февраля 1915 г., за № 160. Из достоверных источников до меня дошли сведения, что нек-рые Пристава посещали дацаны В-удинского уезда, с объявлением ширетуям о недопустимости проживания при дацанах кроме штатных лам бурят, начиная с 18-летнего возраста. Слухи эти {порождают} среди бурятского населения разные толкования и догадки – вплоть до призыва инородцев на войну, а ткже многие толкуют стеснением религиозного характера и т.д. Сущность такого распоряжения и мотивы мне неизвестны, но, как казалось, это м-т вызвать лишний ропот среди бурят и разные нежелательные толкования. Собственно, при бурятских дацанах временами, в свободное время поселяются молодые и пожилые буряты-миряне, принявшие те или иные обеты, первые – для изучения какой-либо полезной науки, или ремесла, а последние – ради душеспасения, что, при известном рвении, получают доступное для них духовно-нравственное, безусловно, благотворное воспитание в духе смирения, бережливости, почтительности и уважения порядка. Этим и объясняется почти полное отсутствие у бурят преступности, разврата и т.п. пороков. Так. обр. дацан является для бурятского населения единственным светлым углоком, дающим свет знания и спасения. Недопущение их до этого святилища, безусловно, м-т вызвать ропот и чувство обиды. В интересах общегосударственных, в частности моих пасомых, считаю долгом просить Ваше Пр-ство, ради блага верных подданных бурят, разрешить по прежнему мирное проживание их при дацанах для удовлетворения их религиозных и духовно-нравственных потребностей. Ключевые слова в этом документе | Булакский дацан (6/2) | Бандидо-Хамба (4/61) | Дугаров (3/1) | Закаменская волость (3/1) | Селенгинск (3/13) | Забайкалье (2/43) | Забайкальская область (2/38) | Бургалтаевский дацан (1/1) | Военный Губернатор (1/15) | Губернатор (1/22) | Раднаев (1/1) | |
Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов
Полный список книг -> |
||||
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов | |||
© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта. |
|||